The article is devoted to an analysis of the legal regulation of responsibility for violation of therules for the sale of alcoholic products.
Keywords : alcoholic products,retail sale,the responsibility forviolation of the rules for the sale of alcoholic products.
Стремление государства поставить под свой контроль оборот алкогольной продукции исторически было обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, на протяжении веков доходы от продажи алкоголя служили одним из важнейших источников пополнения казны, что и обуславливало повышенный интерес государства к регулированию отношений в сфере производства и реализации алкогольной продукции.
В России тенденция к монополизации государством деятельности по продаже «питий», под которыми подразумевались любая алкогольная продукция, включая так называемое «хлебное вино», впервые наметилась в конце XV века и постепенно переросла в тотальную борьбу с корчемной продукцией, т. е. незаконно произведенными алкогольными напитками, которыми торговали «из-под полы» в многочисленных питейных заведениях наряду с легально произведенной продукцией [7].
Во-вторых, нелегальная торговля алкоголем не только причиняла существенный ущерб экономическим интересам государства, поскольку лишала казну существенной доли дохода, но и негативным образом сказывалась на качестве такой продукции из-за фактического отсутствия механизмов контроля за процессом ее производства. Широкое распространение низкокачественной алкогольной продукции, в свою очередь, неизбежно отражалось на продолжительности жизни и состоянии здоровья населения.
Указанные обстоятельства в конечном итоге предопределили необходимость создания на законодательном уровне эффективных механизмов противодействия нелегальному производству и реализации алкогольной продукции.
Правовое регулирование оборота алкогольной продукции в России проявляется в двух направлениях: установлении единой государственной политики, направленной на снижение объемов потребления алкоголя населением и профилактику алкоголизма, а также в обеспечении контроля за порядком реализации, объемами и качеством предлагаемого населению товара с целью обеспечения безопасности указанной продукции [6].
Данные официальной статистики, размещенные на сайте Росстата, свидетельствуют о некотором успехе государственной политики в сфере профилактики и борьбы с алкоголизмом в России, что проявляется в последовательном снижении уровня заболеваемости алкоголизмом в период с 2015 по 2021 гг.
Таблица 1
Статистика заболеваемости населения алкоголизмом в период с 2015 по 2021 гг. [9]
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Число взятых под диспансерное наблюдение больных с впервые в жизни установленным диагнозом алкоголизм (тыс. человек) |
103,6 |
95,0 |
78,2 |
75,8 |
70,9 |
54,9 |
51,2 |
Что касается обеспечения контроля за порядком реализации алкоголя в РФ, то здесь особую роль играют установленные отечественным законодателем требования к розничной продаже как основному легальному каналу поставки потребителям этой специфической продукции [6].
Общие требования к розничной продаже алкогольной продукции определены в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и принятых на его основе подзаконных нормативных правовых актах.
За несоблюдение законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции в настоящее время предусмотрена административная и уголовная ответственность. Рассмотрим нормы статей КоАП РФ и Уголовного кодекса РФ, регламентирующие ответственность в указанной сфере.
В силу прямого указания статьи 18 Федерального закона № 171 розничная продажа алкогольной продукции (за исключением, в частности, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) подлежит лицензированию [3].
Часть 3 ст. 14.17 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии [1].
Следует отметить, что в соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ, приведенными в пункте 14 Постановления от 11.07.2014 № 47, оборот названной продукции включает в себя также и ее розничную продажу [5].
Субъектами административного правонарушения по ч. 3 статьи 14.17 КоАП РФ могут выступать юридические лица и должностные лица.
Часть 3 ст. 14.17 КоАП РФ предусматривает, что штраф или административное приостановление деятельности, налагаемые в качестве санкции на юридических лиц, могут применяться с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет три миллиона рублей (до 2017 года размер штрафа составлял всего двести тысяч рублей, что свидетельствует о тенденции к ужесточению административного законодательства в данной сфере).
Статьей 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции физическими лицами. Минимальный размер штрафа для таких лиц в настоящее время составляет тридцать тысяч рублей и его назначение сопряжено с обязательной конфискацией предмета административного правонарушения [1].
Кроме того, с 2017 года должностные лица организаций, осуществляющих без соответствующей лицензии деятельность, связанную с производством и оборотом (в том числе розничной продажей) алкогольной продукции в крупном размере (когда стоимость алкогольной продукции превышает 100 тыс. руб.) или особо крупном размере (1 млн. рублей), могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 171.3 Уголовного кодекса РФ [2].
Появление в Уголовном кодексе РФ статьи 171.3, по мнению Г. Г. Ячменева, фактически явилось следствием ужесточения административной ответственности за правонарушения, связанные с оборотом и реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, совершенными без необходимой в силу закона лицензии [8].
Представляется весьма интересным тот факт, что в целях поддержки отечественного производства и экономики в период усиливающегося санкционного давления Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 на 1 год были продлены сроки действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции [4].
Помимо лицензионных требований к реализации алкогольной продукции законодатель также установил целый ряд ограничений и запретов, касающихся розничной продажи соответствующей продукции определенным категориям граждан (несовершеннолетним), в определенных местах и в конкретное время суток. Нарушение данных требований влечет наступление административной или уголовной ответственностив зависимости от тяжести правонарушения.
Так, ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции, включая реализацию алкогольной продукции в ночное время суток с 23 часов до 8 часов, продажу такой продукции несовершеннолетним лицам, а также ее реализацию в общественных местах(образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения, остановках общественного транспорта и т. д.), наступает по ч. 2.1 или ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ [1].
Социальная опасность потребления несовершеннолетними лицами алкогольной продукции обусловила включение в Уголовный кодекс РФ статьи 151.1, предусматривающей ответственность за неоднократное совершение деяния, выражающегося в розничной продаже несовершеннолетним алкогольной продукции [2]. Речь в данном случае идет о применении механизма административной преюдиции.
Данные статистического учета состояния законности в сфере исполнения законодательства о производстве и обороте алкогольной продукции, приведенные в статистическом сборнике, который издается Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка раз в два года, применительно к Хабаровскому краю позволяют говорить об уменьшении числа выявленных правонарушений в данной области [10].
Таблица 2
Сведения о результатах проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции за 2018–2020 гг.
Выявлено |
По результатам проверок |
||||||||||||
правонарушений, единиц |
лиц, совершивших правонарушения, человек |
составлено протоколов об административных правонарушениях, единиц |
аннулировано лицензий по решению суда, единиц |
||||||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
РФ |
6194 |
7346 |
5919 |
249 |
153 |
128 |
6773 |
8968 |
7216 |
36 |
18 |
12 |
|
Хаб.край |
111 |
48 |
63 |
1 |
1 |
2 |
179 |
119 |
115 |
0 |
0 |
0 |
|
Несмотря на то, что данные официальной статистики в целом свидетельствуют о положительной динамике борьбы с алкоголизмом, а также нарушениями в сфере производства и оборотаалкогольной продукции в России, задача обеспечения более эффективного регулирования в указанной области в современных условиях является как никогда более актуальной.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.
- Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ.1996. № 25. ст. 2954.
- О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.
- Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году: Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 г. № 353 // СЗ РФ.2022. № 12. Ст.1839.
- О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»: Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47 // Вестник экономического правосудия РФ. 2014. № 9.
- Бондаренко, В.А., Жданов, Н. М. Вопросы административной ответственности за правонарушения в сфере продажи алкогольной продукции / В. А. Бондаренко, Н. М. Жданов // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 2 (14). С. 87–91.
- Сериков, Р. В. Становление отечественного уголовного законодательства об ответственности за незаконные производство и оборот алкогольной продукции в дореволюционный период / Р. В. Сериков // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 3. С.131–133.
- Ячменев, Г. Г. Новеллы законодательства в области государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции и ответственности за его нарушение / Г. Г. Ячменев // Информационно-аналитический журнал «Арбитражные споры». 2018. № 1. С. 105–140.
- Росстат [сайт].URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1652355726&tld=ru&lang=ru&name=Zdravoohran-2021. (дата обращения: 20.04.2022).
- Росалкогольрегулирование [сайт].URL:https://fsrar.gov.ru/files/24382_ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %81 %D0 %B1 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BD %D0 %2018–2020.pdf?ysclid=l346qka8ub.(дата обращения: 20.04.2022).