К вопросу об ответственности за нарушение требований к рекламе алкогольной продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 03.01.2023

Статья просмотрена: 714 раз

Библиографическое описание:

Панченко, Ю. Н. К вопросу об ответственности за нарушение требований к рекламе алкогольной продукции / Ю. Н. Панченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98377/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена анализу правового регулирования ответственности за нарушение законодательствавсфере рекламы алкогольной продукции.

Ключевые слова: алкогольная продукция, реклама, розничная продажа, ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы алкогольной продукции

The article is devoted to an analysis of the legal regulation of responsibility for violationsof the rules of alcohol advertising.

Keywords : alcoholic products,advertisement,retail sale,the responsibility forviolations of the rules of alcohol advertising.

Алкоголь в настоящее время является одним из наиболее широко потребляемых психоактивных веществ во всем мире, что во многом обусловлено его доступностью для приобретения населением.

По данным исследования, опубликованного в международном медицинском журнале The Lancet, употребление алкогольной продукции ежегодно приводит к смерти более двух миллионов людей по всему миру, что делает алкоголь одним из ведущих факторов риска смерти и инвалидности [7].

Значительный вклад в популяризацию алкогольной продукции внесла массовая культура, взрастившая так называемое «общество потребления». В обществе потребления реклама превратилась в наиболее значимое и эффективное средство массового направленного воздействия на широкие слои населения и отдельные социальные группы, целью которого стало формирование потребительского спроса на товары и услуги.

Исключительная социальная значимость противодействия алкоголизации населения обусловила стремление государства поставить под свой контроль производство и оборот алкогольной продукции.

Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере оборота алкогольной продукции, в России, исходя из целей принятия Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», осуществляется по нескольким направлениям (ФЗ № 171) [2].

Во-первых, закрепление в целях защиты экономических интересов Российской Федерации ведущей роли государства на рынке алкогольной продукции. Реализация данного направления государственной политики обеспечивается за счет наделения административными правомочиями и рычагами воздействия на участников алкогольного рынка исполнительных органов власти как федерального, так и регионального уровня;

Во-вторых, установление основ правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере оборота алкогольной продукции. Эти основы, в частности, заключаются в административном ограничении возможности свободной реализации на товарных рынках алкоголя как продукции, специфика которой проявляется в ее ограниченной оборотоспособности.

В соответствии с п. 1 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Установление законодателем различных требований и ограничений к обороту алкогольной продукции обусловлено тем, что свободное обращение данной продукции в гражданском обороте способно нанести существенный вред здоровью человека и подорвать экономическую стабильность в государстве.

Несмотря на реализуемую государством политику, направленную на борьбу с алкоголизацией населения, законодатель, тем не менее, все же допускает рекламу алкоголя, хотя и с большим количеством ограничений, число которых увеличивается из года в год.

Условно все ограничения, связанные с рекламированием алкоголя, можно отнести к содержанию рекламной продукции, а также различным способам ее доведения до широкого круга лиц — потребителей алкогольной продукции.

Конкретные требования к рекламе алкогольной продукции установлены статьей 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Часть 1 статьи 21 Закона о рекламе содержит положения, устанавливающие ограничения на содержание рекламы алкогольной продукции и направленные на снижение уровня эмоционального воздействия такой рекламы на потребителей.

В частности, запрещается реклама алкогольной продукции, которая содержит утверждение о том, что употребление алкоголя безвредно для здоровья человека, помогает ему достичь общественного и профессионального признания, успеха в личной жизни либо способствует улучшению его физического или эмоционального состояния.

Не допускается в рекламе алкоголя с целью привлечения потребителей также использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации. Не является допустимой и реклама алкогольной продукции, обращенная к несовершеннолетним как лицам, наиболее подверженным негативному влиянию в виде вовлечения в систематическое употребление алкогольной продукции.

Ограничения в отношении способов доведения рекламы алкогольной продукции до потребителя указаны в части 2 статьи 21 Закона о рекламе. Так, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в периодических печатных изданиях, в том числе предназначенных для несовершеннолетних, при кино- и видеообслуживании, на различных видах транспортных средств, а также в таких социально значимых объектах, как детские, образовательные, медицинские организации, театры, музеи, дома и дворцы культуры [3].

Не допускается также и распространение рекламных сообщений алкогольной продукции в форме рекламных листовок, помещаемых в почтовые ящики многоквартирных домов.

В своем письме от 3.08.2012 № АК/24981 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) указала, что соответствующее требование Закона о рекламе не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой [5].

Реклама алкоголя, в котором содержание этилового спирта составляет 5 % и более объема готовой продукции допускается лишь в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Следует отметить, что Законом о рекламе установлено императивное требование о том, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10 % рекламной площади (пространства).

Нарушение законодательства о рекламе в силу статьи 14.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При этом часть 2 ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в РФ [1].

Следует отметить, что практически сразу после появления запрета на телерекламу алкогольных напитков заинтересованные в получении прибыли предприниматели стали активно использовать завуалированные способы рекламирования своих товаров, в том числе путем рекламы торговых марок, товарных знаков, брендов известных ранее наименований алкогольных напитков и табачных изделий.

Вместе с тем, представители ФАС и многие исследователи справедливо отмечают, что соответствующую рекламу следует признавать скрытой рекламой алкоголя, так как ее целью является продвижение на рынке продаж алкогольной продукции [6].

Несмотря на общую тенденцию к снижению количества нарушений в рекламе алкогольной продукции (статьи 21 Федерального закона «О рекламе») по сравнению с предыдущими годами (в 2021 году — 4,42 % всех нарушений, в 2020 году — 7,68 %, в 2019 году — 9,12 %, в 2018 году — 4,77 %), они все еще занимают достаточно высокий удельный вес в общей структуре правонарушений в сфере рекламы. Представим соответствующие данные в форме диаграммы [4].

Статистика нарушений в сфере рекламы за 2021 г. (в процентах)

Рис. 1. Статистика нарушений в сфере рекламы за 2021 г. (в процентах)

Широкое распространение и активное применение новейших технических средств автоматической обработки информации и развитие открытых информационных систем значительно увеличивают возможности для незаконного распространения в сети «Интернет» всё большего количества информации, включая рекламу.

В настоящее время антимонопольные органы фиксируют рекордное количество нарушений п. 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, связанных с рекламой алкогольных напитков в сети «Интернет», размещаемой на YouTube каналах.

Так, на популярном YouTube канале «IVLEV CHEF» была размещена реклама водки «Белая березка» в форме демонстрации ведущим соответствующей бутылки водки, комментария о качестве данного продукта и особенностях его потребления.

На канале «ТО «Gazgolder» размещалась реклама рома «Bacardi» в виде демонстрации логотипа и бутылок данной водки, пояснением рецепта коктейля с акцентом на использовании рома данной марки, соответствующими комментариями ведущего.

Содержащаяся в таких роликах информация, а именно, изображения бутылки водки, действия и комментарии ведущего в отношении данной водки, направлены на привлечение внимания и формирование интереса зрителей к данной водке и продвижение ее на рынке, что является прямым нарушением п. 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе [4].

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.
  2. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.
  3. О рекламе: ФЗ от 13.03.2006 № 171-ФЗ // СЗ РФ.2006. № 12. Ст.1232.
  4. Об утверждении Доклада по итогам обобщения правоприменительной практики осуществления антимонопольными органами государственного надзора в сфере рекламы за 2021 год: Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29.04.2022 г. № 341/22 // СПС КонсультантПлюс.
  5. О рекламе алкогольной продукции в Интернете и печатных СМИ: Письмо Федеральной антимонопольной службы от 3 августа 2012 г. № АК/24981 // СПС КонсультантПлюс.
  6. Гришаев, С. П. Реклама: правовое регулирование / С. П. Гришаев. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 10. 172 с.
  7. Эструх, Рамон. Алкоголь и глобальное бремя болезней / Рамон Эструх // The Lancet. 2019. Том 393, выпуск 10189. С. 2390.
Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная продукция, реклама, реклама алкоголя, РФ, сфера рекламы, этиловый спирт, CHEF, IVLEV, розничная продажа, спиртосодержащая продукция.


Ключевые слова

реклама, алкогольная продукция, розничная продажа, ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы алкогольной продукции

Похожие статьи

Ответственность за нарушение законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции

Статья посвящена анализу правового регулирования ответственности за нарушение законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.

К вопросу об особенностях правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах

Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах.

Ответственность за несоблюдение правил производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

В статье рассмотрена ответственность юридических лиц за несоблюдение правил производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основе анализа административного законодательства.

Административная ответственность в сфере рекламы

В статье рассматриваются вопросы ответственности за нарушения законодательства о рекламе в Российской Федерации. Административно-правовая ответственность и иная ответственность, предусмотренная ФЗ «О рекламе». Отражены эффективные меры борьбы с наруш...

Особенности контроля за субъектами рекламной деятельности при распространении рекламы в сети Интернет

В статье рассматриваются особенности контроля за субъектами рекламной деятельности с учетом введенного законодателем положения о рекламе в сети Интернет, а также вопрос преимущества ужесточения контроля за распространением интернет-рекламы.

Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент государственного регулирования рынка и инструмент профилактики алкоголизма среди населения России

В статье раскрываются механизмы распределения акцизов на алкогольную продукцию, объемная доля этилового спирта в котором свыше 9 %, в качестве инструмента государственного регулирования рынка. Несмотря на вводимые меры, а меры, принимаемые органами г...

Юридические последствия за размещение (распространение) ненадлежащей или недобросовестной рекламы в России

Настоящая статья посвящена юридическим последствиям за размещение (распространение) ненадлежащей рекламы, в статье исследуются базовые понятия о юридической ответственности в сфере рекламы, вопросы значимости привлечения к ответственности.

Административная ответственность юридических лиц в связи с нарушением рекламной деятельности

В статье рассматриваются особенности административной ответственности к юридическим лицам за нарушение рекламной деятельности.

Актуальные проблемы правового регулирования незаконного оборота немаркированной алкогольной продукции

Статья раскрывает аспекты актуальных пробелов в области законодательного регулирования алкогольной продукции без идентификационных признаков, установленных настоящим законом. Проанализированы различные Федеральные законы, которые способствуют квалифи...

Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов в сфере производства и обращения продукции животного происхождения: актуальные вопросы разграничения полномочий

В статье раскрывается проблема дублирования полномочий Россельхознадзора и Роспотребнадзора при осуществления государственного контроля за соблюдением требований одних и тех же технических регламентов, регулирующих производство и обращение пищевой пр...

Похожие статьи

Ответственность за нарушение законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции

Статья посвящена анализу правового регулирования ответственности за нарушение законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.

К вопросу об особенностях правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах

Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах.

Ответственность за несоблюдение правил производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

В статье рассмотрена ответственность юридических лиц за несоблюдение правил производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основе анализа административного законодательства.

Административная ответственность в сфере рекламы

В статье рассматриваются вопросы ответственности за нарушения законодательства о рекламе в Российской Федерации. Административно-правовая ответственность и иная ответственность, предусмотренная ФЗ «О рекламе». Отражены эффективные меры борьбы с наруш...

Особенности контроля за субъектами рекламной деятельности при распространении рекламы в сети Интернет

В статье рассматриваются особенности контроля за субъектами рекламной деятельности с учетом введенного законодателем положения о рекламе в сети Интернет, а также вопрос преимущества ужесточения контроля за распространением интернет-рекламы.

Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент государственного регулирования рынка и инструмент профилактики алкоголизма среди населения России

В статье раскрываются механизмы распределения акцизов на алкогольную продукцию, объемная доля этилового спирта в котором свыше 9 %, в качестве инструмента государственного регулирования рынка. Несмотря на вводимые меры, а меры, принимаемые органами г...

Юридические последствия за размещение (распространение) ненадлежащей или недобросовестной рекламы в России

Настоящая статья посвящена юридическим последствиям за размещение (распространение) ненадлежащей рекламы, в статье исследуются базовые понятия о юридической ответственности в сфере рекламы, вопросы значимости привлечения к ответственности.

Административная ответственность юридических лиц в связи с нарушением рекламной деятельности

В статье рассматриваются особенности административной ответственности к юридическим лицам за нарушение рекламной деятельности.

Актуальные проблемы правового регулирования незаконного оборота немаркированной алкогольной продукции

Статья раскрывает аспекты актуальных пробелов в области законодательного регулирования алкогольной продукции без идентификационных признаков, установленных настоящим законом. Проанализированы различные Федеральные законы, которые способствуют квалифи...

Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов в сфере производства и обращения продукции животного происхождения: актуальные вопросы разграничения полномочий

В статье раскрывается проблема дублирования полномочий Россельхознадзора и Роспотребнадзора при осуществления государственного контроля за соблюдением требований одних и тех же технических регламентов, регулирующих производство и обращение пищевой пр...

Задать вопрос