Статья посвящена анализу правового регулирования ответственности за нарушение законодательствавсфере рекламы алкогольной продукции.
Ключевые слова: алкогольная продукция, реклама, розничная продажа, ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы алкогольной продукции
The article is devoted to an analysis of the legal regulation of responsibility for violationsof the rules of alcohol advertising.
Keywords : alcoholic products,advertisement,retail sale,the responsibility forviolations of the rules of alcohol advertising.
Алкоголь в настоящее время является одним из наиболее широко потребляемых психоактивных веществ во всем мире, что во многом обусловлено его доступностью для приобретения населением.
По данным исследования, опубликованного в международном медицинском журнале The Lancet, употребление алкогольной продукции ежегодно приводит к смерти более двух миллионов людей по всему миру, что делает алкоголь одним из ведущих факторов риска смерти и инвалидности [7].
Значительный вклад в популяризацию алкогольной продукции внесла массовая культура, взрастившая так называемое «общество потребления». В обществе потребления реклама превратилась в наиболее значимое и эффективное средство массового направленного воздействия на широкие слои населения и отдельные социальные группы, целью которого стало формирование потребительского спроса на товары и услуги.
Исключительная социальная значимость противодействия алкоголизации населения обусловила стремление государства поставить под свой контроль производство и оборот алкогольной продукции.
Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере оборота алкогольной продукции, в России, исходя из целей принятия Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», осуществляется по нескольким направлениям (ФЗ № 171) [2].
Во-первых, закрепление в целях защиты экономических интересов Российской Федерации ведущей роли государства на рынке алкогольной продукции. Реализация данного направления государственной политики обеспечивается за счет наделения административными правомочиями и рычагами воздействия на участников алкогольного рынка исполнительных органов власти как федерального, так и регионального уровня;
Во-вторых, установление основ правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере оборота алкогольной продукции. Эти основы, в частности, заключаются в административном ограничении возможности свободной реализации на товарных рынках алкоголя как продукции, специфика которой проявляется в ее ограниченной оборотоспособности.
В соответствии с п. 1 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Установление законодателем различных требований и ограничений к обороту алкогольной продукции обусловлено тем, что свободное обращение данной продукции в гражданском обороте способно нанести существенный вред здоровью человека и подорвать экономическую стабильность в государстве.
Несмотря на реализуемую государством политику, направленную на борьбу с алкоголизацией населения, законодатель, тем не менее, все же допускает рекламу алкоголя, хотя и с большим количеством ограничений, число которых увеличивается из года в год.
Условно все ограничения, связанные с рекламированием алкоголя, можно отнести к содержанию рекламной продукции, а также различным способам ее доведения до широкого круга лиц — потребителей алкогольной продукции.
Конкретные требования к рекламе алкогольной продукции установлены статьей 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Часть 1 статьи 21 Закона о рекламе содержит положения, устанавливающие ограничения на содержание рекламы алкогольной продукции и направленные на снижение уровня эмоционального воздействия такой рекламы на потребителей.
В частности, запрещается реклама алкогольной продукции, которая содержит утверждение о том, что употребление алкоголя безвредно для здоровья человека, помогает ему достичь общественного и профессионального признания, успеха в личной жизни либо способствует улучшению его физического или эмоционального состояния.
Не допускается в рекламе алкоголя с целью привлечения потребителей также использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации. Не является допустимой и реклама алкогольной продукции, обращенная к несовершеннолетним как лицам, наиболее подверженным негативному влиянию в виде вовлечения в систематическое употребление алкогольной продукции.
Ограничения в отношении способов доведения рекламы алкогольной продукции до потребителя указаны в части 2 статьи 21 Закона о рекламе. Так, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в периодических печатных изданиях, в том числе предназначенных для несовершеннолетних, при кино- и видеообслуживании, на различных видах транспортных средств, а также в таких социально значимых объектах, как детские, образовательные, медицинские организации, театры, музеи, дома и дворцы культуры [3].
Не допускается также и распространение рекламных сообщений алкогольной продукции в форме рекламных листовок, помещаемых в почтовые ящики многоквартирных домов.
В своем письме от 3.08.2012 № АК/24981 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) указала, что соответствующее требование Закона о рекламе не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой [5].
Реклама алкоголя, в котором содержание этилового спирта составляет 5 % и более объема готовой продукции допускается лишь в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
Следует отметить, что Законом о рекламе установлено императивное требование о том, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10 % рекламной площади (пространства).
Нарушение законодательства о рекламе в силу статьи 14.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При этом часть 2 ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в РФ [1].
Следует отметить, что практически сразу после появления запрета на телерекламу алкогольных напитков заинтересованные в получении прибыли предприниматели стали активно использовать завуалированные способы рекламирования своих товаров, в том числе путем рекламы торговых марок, товарных знаков, брендов известных ранее наименований алкогольных напитков и табачных изделий.
Вместе с тем, представители ФАС и многие исследователи справедливо отмечают, что соответствующую рекламу следует признавать скрытой рекламой алкоголя, так как ее целью является продвижение на рынке продаж алкогольной продукции [6].
Несмотря на общую тенденцию к снижению количества нарушений в рекламе алкогольной продукции (статьи 21 Федерального закона «О рекламе») по сравнению с предыдущими годами (в 2021 году — 4,42 % всех нарушений, в 2020 году — 7,68 %, в 2019 году — 9,12 %, в 2018 году — 4,77 %), они все еще занимают достаточно высокий удельный вес в общей структуре правонарушений в сфере рекламы. Представим соответствующие данные в форме диаграммы [4].
Рис. 1. Статистика нарушений в сфере рекламы за 2021 г. (в процентах)
Широкое распространение и активное применение новейших технических средств автоматической обработки информации и развитие открытых информационных систем значительно увеличивают возможности для незаконного распространения в сети «Интернет» всё большего количества информации, включая рекламу.
В настоящее время антимонопольные органы фиксируют рекордное количество нарушений п. 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, связанных с рекламой алкогольных напитков в сети «Интернет», размещаемой на YouTube каналах.
Так, на популярном YouTube канале «IVLEV CHEF» была размещена реклама водки «Белая березка» в форме демонстрации ведущим соответствующей бутылки водки, комментария о качестве данного продукта и особенностях его потребления.
На канале «ТО «Gazgolder» размещалась реклама рома «Bacardi» в виде демонстрации логотипа и бутылок данной водки, пояснением рецепта коктейля с акцентом на использовании рома данной марки, соответствующими комментариями ведущего.
Содержащаяся в таких роликах информация, а именно, изображения бутылки водки, действия и комментарии ведущего в отношении данной водки, направлены на привлечение внимания и формирование интереса зрителей к данной водке и продвижение ее на рынке, что является прямым нарушением п. 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе [4].
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.
- О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.
- О рекламе: ФЗ от 13.03.2006 № 171-ФЗ // СЗ РФ.2006. № 12. Ст.1232.
- Об утверждении Доклада по итогам обобщения правоприменительной практики осуществления антимонопольными органами государственного надзора в сфере рекламы за 2021 год: Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29.04.2022 г. № 341/22 // СПС КонсультантПлюс.
- О рекламе алкогольной продукции в Интернете и печатных СМИ: Письмо Федеральной антимонопольной службы от 3 августа 2012 г. № АК/24981 // СПС КонсультантПлюс.
- Гришаев, С. П. Реклама: правовое регулирование / С. П. Гришаев. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 10. 172 с.
- Эструх, Рамон. Алкоголь и глобальное бремя болезней / Рамон Эструх // The Lancet. 2019. Том 393, выпуск 10189. С. 2390.