В статье рассматриваются особенности контроля за субъектами рекламной деятельности с учетом введенного законодателем положения о рекламе в сети Интернет, а также вопрос преимущества ужесточения контроля за распространением интернет-рекламы.
Ключевые слова: законодательство о рекламе, субъекты рекламной деятельности, контрольные органы, операторы рекламных данных, реклама в сети Интернет.
В 2018 году сеть Интернет впервые обогнала телевидение по затратам на рекламу. Этот год по праву можно считать отправной точкой для рынка Интернет-рекламы. В настоящее время все больше рекламодателей уходит из сегмента телевидения, так как в Интернете гораздо больше инструментов, способствующих распространению рекламы и выборы целевой аудитории, а также огромное разнообразие способов ее размещения без ограничения по количеству и времени [1, с. 19].
Данная тенденция обостряла такие проблемы как: распространение недобросовестных и недостоверных материалов рекламного характера, неэтичную рекламу, незаконную рекламу алкогольной продукции, наркотических средств, психотропных веществ и других запрещенных товаров и услуг, требующие скорейшего нормативно-правового урегулирования.
Как следствие с 1 сентября 2022 года в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 13.10.2022) «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) дополняется статьей 18.1 о рекламе в сети Интернет, посвященной маркировке и учету Интернет-рекламы, а также передаче информации в единый информационной системы учета рекламы в сети Интернет (далее — ЕИС УРИ).
Целью разработки такой системы является борьба с недобросовестными субъектами рекламной деятельностью, а также за их уходам от уплаты налогов. Механизм позволит отслеживать нелегитимную рекламу, осуществлять сбор и хранение рекламной информации.
Стоит отметить, что новая обязанность касается распространения рекламы в Интернете, по сути, в любой форме. Исчерпывающий перечень не указан, но, например, в отношении рекламораспространителей и операторов рекламных систем уточняется, что это могут быть баннеры, текстовые или текстово-графические блоки, видеоролики, аудиозаписи, аудио- и/или видеотрансляции в прямом эфире [2, с. 20].
Контроль за субъектами рекламной деятельности при распространении рекламы в сети «Интернет» разделен между Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Федеральной антимонопольной службой. Предусматривается, что Роскомнадзор будет осуществлять сверку данных в составе сведений, включенных в ЕИС УРИ, при этом взаимодействуя с ФАС России, сможет определить относится ли распространенная информация к рекламе [3, с. 11].
Анализ нового положения Закона о рекламе показывает, что распространение рекламы в сети «Интернет» может осуществляться только с учетом наличия идентификатора (уникальное цифровое обозначение), обеспечивающего ее прослеживание. Антимонопольный орган контролирует участников на предмет наличия в рекламе пометки «реклама» и уникального идентификатора.
Сведения о размещенной в сети Интернет рекламе обязаны представлять рекламодатели, являющиеся юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. При этом от обязанности предоставлять информацию о рекламе освобождены рекламодатели, обладающие исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющиеся изготовителями или продавцами товаров, заключившие договор с рекламораспространителем или оператором рекламных систем о передаче информации о рекламе.
То есть если по договору с рекламодателем информацию о размещенной в сети Интернет рекламе передает в Роскомнадзор другое уполномоченное лицо (рекламораспространитель или оператор рекламных систем), рекламодатель от такой обязанности освобождается. Если договор о распространении рекламы и передаче информации о размещенной в сети Интернет рекламе организация не заключает, то сведения о рекламе должны быть переданы рекламодателем в Роскомнадзор самостоятельно.
Следует отметить, что еще не определены операторы рекламных данных, уполномоченные на получение и передачу информации о рекламе, размещенной в сети Интернет, а также порядок присвоения рекламе уникального идентификатора.
В настоящее время еще рано оценивать последствия введения положений, закрепляющих контроль за участниками рекламной деятельности в сети Интернет ввиду недоработки механизма, обеспечивающего такой контроль и отсутствия юридической практики. Однако, представляется возможным предположить какие преимущества и недостаток носит усиление контроля за распространением интернет-рекламы.
Требования о необходимости предоставлять сведения позволят регуляторам не только отслеживать нарушения запретов в сфере законодательства о рекламе, но и рекламный рынок получит инструмент взаимодействия рекламных агентств и медиа с государством.
При этом обязанность предоставлять сведения может усилить самоконтроль субъектов рекламной деятельности при распространении рекламы в сети Интернет, поскольку такая реклама становится прослеживаемой, а законодателем установлены серьезные санкции за нарушение законодательства о рекламе.
Между тем, внедрение ЕИС УРИ может привести к дополнительным затратам рекламных агентств и рекламодателей, а также к сокращению объема рекламы в сети Интернет.
Литература:
- Акимова, И.В., Симакова, К. Б. Реалии размещения рекламы в сети Интернет. Актуальные вопросы применения рекламного законодательства. По следам круглого стола «За текстом рекламы: как предотвратить риски»: соборник / А. Б. Кашеваров, О. А. Москвитин. М: Проспект, 2021. — 144 с.
- Меньшикова, Т. Реклама в Интернете. Как и о чем уведомлять Роскомнадзор / Т. Меньшикова. Юридический справочник руководителя. 2022. № 8. С. 19–22.
- Симаченко, А. Как будет работать новая система учета интернет-рекламы / А. Симаченко. Конкуренция и право. 2022. № 4. С.10–12.