Правовое регулирование розничной продажи алкогольной продукции на предприятиях общественного питания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.11.2018

Статья просмотрена: 386 раз

Библиографическое описание:

Веремьева, К. С. Правовое регулирование розничной продажи алкогольной продукции на предприятиях общественного питания / К. С. Веремьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54216/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлена проблема круглосуточной реализации алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, расположенных в зонах жилой застройки.

Деятельность предприятий по продаже алкогольной продукции в ночное время (с 22–00 до 10–00) осуществляется на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, где фактически бизнес сводится к круглосуточной реализации алкоголя без предоставления услуг общественного питания, и все это приводит к нарушению общественного порядка на прилегающих территориях, повышения криминогенной обстановки в микрорайоне, увеличивая беспокойство и рост жалоб граждан.

Ключевые слова: предприятие общественного питания, алкогольная продукция, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, публичные слушания, круглосуточный режим работы, зона жилой застройки, услуга общественного питания.

The article presents the problem of the round-the-clock sale of alcohol products in public catering establishments located in residential areas.

The activity of enterprises selling alcoholic beverages at night (from 22–00 to 10–00) is carried out on the basis of a license for the retail sale of alcoholic beverages in the provision of catering services, where in fact the business boils down to a twenty-four-hour sale of alcohol, without the provision of catering services, and all this leads to the disturbance of the public in the next territories.

Key words: public catering enterprise, alcohol products, license for retail sale of alcohol products, public hearings, round-the-clock work regime, residential area, catering service.

Рынок алкоголя в России — одна из ведущих отраслей экономики страны по объемам и уровню привлекательности для предпринимателей. Занимает лидирующую позицию среди других секторов пищевой промышленности. Является важным источником поступления денег в госбюджет, поскольку большая часть отечественного и ввозимого из-за рубежа алкоголя акцизная, что обеспечивает получение дополнительных доходов от реализации на территории РФ.

На территории РФ действуют определенные правила для продажи алкогольной продукции, которые регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 г. № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Согласно статье 18 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171- ФЗ розничная продажа алкогольной продукции на всей территории РФ является лицензионным видом деятельности.

Лицензии на реализацию алкогольной продукции выделят по видам деятельности:

‒ розничную продажу алкогольной продукции;

‒ розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, а также хранение закупленной алкогольной продукции и ее реализацию по договору розничной купли-продажи.

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171 для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю в открытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания.

Нарушение вышеуказанных лицензионных требований регулируется главой 14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций», а именно:

‒ статья 14.1 Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии),

‒ статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена,

‒ статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

‒ статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

‒ статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами.

На потребительском рынке города Комсомольска-на-Амуре складываться негативная ситуация в части использования помещений, расположенных в зонах жилой застройки, под так называемое «осуществление услуг общественного питания». Основное назначение данных предприятий общественного питания (бары, кафе, закусочные) — не оказание услуг общественного питания, а продажа алкогольной продукции в ночное время.

Согласно нормам Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и, спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» запрет на розничную продажу алкогольной продукции после 23 часов не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания (пункт 5 статьи 16).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»и в соответствии со вторым абзацам пункта 4 раздела 1 Правил оказания услуг общественного питания, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. № 1036,хозяйствующий субъект самостоятельно определяет тип и режим работы предприятия.

Продажа алкоголя в таких питейных заведениях осуществляется на основании выданной лицензии.

Принцип отнесения предприятий общественного питания по типу рестораны, бары, кафе, буфеты осуществляется на основе ГОСТ 30389–2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1676-ст (далее ГОСТ). В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

‒ ГОСТ 30494–2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»;

‒ ГОСТ 31984–2012 «Услуги общественного питания. Общие требования»;

‒ ГОСТ 31985–2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения», в которых подробно описаны требования, предъявляемые к деятельности предприятий общественного питания по определённому виду.

Кроме того, вышеуказанные заведения функционируют в помещениях, расположенных на первых этажах многоквартирных домов, которые были переведены из жилого фонда в нежилой с назначением — магазины промышленных товаров, либо офисы. Фактически они используются под объекты общественного питания, при этом при открытии данных объектов нарушены требования нормативно-правовых актов г. Комсомольска-на-Амуре.

Согласно требованиям ст.ст.37, 39 Градостроительного Кодекса РФ и Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утверждённым решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14.10.2009 г. № 72, для организации деятельности объектов общественного питания необходимо получение разрешения на условно разрешённый вид деятельности, которое принимается по итогам публичных слушаний. Данные заведения публичные слушания не проходили, в связи с чем, функционируют незаконно — без разрешения на условно разрешённый вид.

Правовые меры по ограничению реализации алкогольной продукции в городе Комсомольске-на-Амуре закреплены в постановлении администрации города Комсомольска-на-Амуре от 11 июля 2014 г. № 2398-па «Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», разработанном на основании, п. 8 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря2012 г. № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов российской федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».

В рамках проводимых работ по выявлению незаконно функционирующих «псевдопредприятий» и ограничении реализации в них алкогольной продукции, существующая нормативная база позволяет ограничить реализацию алкогольной продукции в одном из 10 случаев, что является не достаточно действенной мерой для таких псевдо предприятий в городе Комсомольске-на-Амуре.

Вопрос по сложившейся ситуации, в настоящий момент, решается путём обращения в суды г. Комсомольска-на-Амуре с исковым заявлением к предприятию о запрете использования помещения под предприятие общественного питания без разрешения на условно разрешённый вид использования.

Разбирательство по делу в первой инстанции длится на протяжении 4–6 месяцев, затем обращение в апелляционные инстанции, которые также занимают около 3–4 мес.

Таким образом, сложившийся порядок и практика по действующему законодательству позволяет приостановить (закрыть) подобного рода «питейные» заведения по истечении не менее 9–12 месяцев.

При этом практика показывает, что собственники предприятия-нарушителя регистрируют новое предприятие, оформляют новую лицензию и продолжают осуществлять псевдодеятельность по тому же адресу.

При таких обстоятельствах наиболее действенной мерой для снятия социальной напряженности, постоянно возникающей от деятельности таких объектов, является ограничение по времени продажи алкогольной продукции (с 23 час. до 10 час. местного времени) в жилых многоквартирных домах.

На основе изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017г № 278, вступивших в силу с 31.07.2017 г., абзацем 2 пункта 9 статьи 16, в новом изложении, установлено, что органы государственной власти субъектов РФ теряют право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции для предприятий, оказывающих услуги общественного питания.

Таким образом, дополнительным способом контроля по реализации алкогольной продукции в рамках действующего законодательства, является привлечение контрольно-надзорных органов, таких как Роспотребнадзор и прокуратура для проведения совместных рейдовых мероприятий по выявлению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная продукция, общественное питание, розничная продажа, комсомольск-на-амуре, оказание услуг, Российская Федерация, спиртосодержащая продукция, этиловый спирт, жилая застройка, территория РФ.


Ключевые слова

алкогольная продукция, публичные слушания, предприятие общественного питания, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, круглосуточный режим работы, зона жилой застройки, услуга общественного питания

Похожие статьи

Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент государственного регулирования рынка и инструмент профилактики алкоголизма среди населения России

В статье раскрываются механизмы распределения акцизов на алкогольную продукцию, объемная доля этилового спирта в котором свыше 9 %, в качестве инструмента государственного регулирования рынка. Несмотря на вводимые меры, а меры, принимаемые органами г...

Проблемы возврата товара надлежащего качества при дистанционной купле-продаже и пути их решения

В данной статье рассмотрены основные проблемные моменты возврата товара надлежащего качества, что со стороны интернет-магазина, что со стороны потребителя. Рассмотрена проблема применимости в рамках дистанционной торговли «Перечня непродовольственных...

К вопросу об ответственности за нарушение требований к рекламе алкогольной продукции

Статья посвящена анализу правового регулирования ответственности за нарушение законодательства в сфере рекламы алкогольной продукции.

К вопросу об особенностях правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах

Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах.

Ответственность за нарушение законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции

Статья посвящена анализу правового регулирования ответственности за нарушение законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.

Ограничения в сфере дистанционной торговли товарами

В статье автор рассматривает вопросы требований и ограничений в сфере дистанционной торговли товарами, проводит анализ действующего законодательства, регулирующего торговлю дистанционным способом.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере медицины

Конституция Российской Федерации закрепила право каждого свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34). Право на осуществление предпринимательск...

Проблема поверки индивидуальных приборов учета коммунальных услуг

В статье акцентируется внимание на разграничение ответственности между потребителем и управляющей компанией за соблюдение правил эксплуатации индивидуальных приборов учета. Формулируется вывод о необходимости нормативного закрепления обязанности пост...

Анализ финансово-экономических проблем санитарной очистки на примере муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым

Основным направлением представленного исследования является выявление и решение финансово-экономический трудностей санитарной очистки в муниципальном образовании городской округ Красноперекопск Республики Крым. Учитывая тот факт, что данный вид деяте...

Совершенствование транспортного обслуживания АО «САН ИнБев» при доставке слабоалкогольной продукции

Рассмотрена организация перевозок слабоалкогольной продукции (пива) потребителям г. Волгограда. Составлены схемы информационных потоков внутри логистической системы предприятия и схемы информационных потоков между логистической системой и его контра...

Похожие статьи

Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент государственного регулирования рынка и инструмент профилактики алкоголизма среди населения России

В статье раскрываются механизмы распределения акцизов на алкогольную продукцию, объемная доля этилового спирта в котором свыше 9 %, в качестве инструмента государственного регулирования рынка. Несмотря на вводимые меры, а меры, принимаемые органами г...

Проблемы возврата товара надлежащего качества при дистанционной купле-продаже и пути их решения

В данной статье рассмотрены основные проблемные моменты возврата товара надлежащего качества, что со стороны интернет-магазина, что со стороны потребителя. Рассмотрена проблема применимости в рамках дистанционной торговли «Перечня непродовольственных...

К вопросу об ответственности за нарушение требований к рекламе алкогольной продукции

Статья посвящена анализу правового регулирования ответственности за нарушение законодательства в сфере рекламы алкогольной продукции.

К вопросу об особенностях правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах

Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах.

Ответственность за нарушение законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции

Статья посвящена анализу правового регулирования ответственности за нарушение законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.

Ограничения в сфере дистанционной торговли товарами

В статье автор рассматривает вопросы требований и ограничений в сфере дистанционной торговли товарами, проводит анализ действующего законодательства, регулирующего торговлю дистанционным способом.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере медицины

Конституция Российской Федерации закрепила право каждого свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34). Право на осуществление предпринимательск...

Проблема поверки индивидуальных приборов учета коммунальных услуг

В статье акцентируется внимание на разграничение ответственности между потребителем и управляющей компанией за соблюдение правил эксплуатации индивидуальных приборов учета. Формулируется вывод о необходимости нормативного закрепления обязанности пост...

Анализ финансово-экономических проблем санитарной очистки на примере муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым

Основным направлением представленного исследования является выявление и решение финансово-экономический трудностей санитарной очистки в муниципальном образовании городской округ Красноперекопск Республики Крым. Учитывая тот факт, что данный вид деяте...

Совершенствование транспортного обслуживания АО «САН ИнБев» при доставке слабоалкогольной продукции

Рассмотрена организация перевозок слабоалкогольной продукции (пива) потребителям г. Волгограда. Составлены схемы информационных потоков внутри логистической системы предприятия и схемы информационных потоков между логистической системой и его контра...

Задать вопрос