Импортозамещение как фактор обеспечения экономической безопасности государства на примере Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 31.05.2024

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Переберина, Д. А. Импортозамещение как фактор обеспечения экономической безопасности государства на примере Российской Федерации / Д. А. Переберина, И. С. Бабкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 293-298. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115059/ (дата обращения: 30.06.2024).



В настоящей работе рассматривается и анализируется статистика, относящаяся к реализации в РФ политики импортозамещения за период 2014-2021 гг. В частности, в статье представлены данные по импорту продукции, динамика доли продовольственных и потребительских товаров. В ходе исследования был проведен анализ развития импортозамещения в Российской Федерации и определены направления влияния импортозамещения на экономическую безопасность страны.

Ключевые слова: импортозамещение, экономическая безопасность, национальная безопасность, национальная экономика, отечественное производство, Российская Федерация.

В эпоху экономической непредсказуемости и нарастающего давления санкционных ограничений на Российскую Федерацию, особую актуальность приобретает внедрение дополнительных стратегий в сфере внешней торговли для укрепления экономической защищенности государства. Ключевым элементом в этом контексте является стратегия импортозамещения. Важно также улучшение качества продукции и повышение конкурентоспособности на мировой арене. Все это позволит смягчить последствия внешнего экономического давления и укрепить позиции России на мировой арене. В связи с введением странами Запада множественных экономических санкций против РФ, начиная с 2014-го года на государственном уровне был заявлен приоритет тех вопросов, которые связаны с замещением импорта.

Возникновение данной проблемы в постсоветской России обусловлено, прежде всего, высокой зависимостью национальной экономики от импорта, которая усилилась в 1990-х годах. Ученый В. Б. Бетелин указывает, что эта зависимость связана с финансовой стратегией развития экономики, принятой в России, которая не может быть разрешена в рамках данной модели. Бетелин отмечает, что при соблюдении данной стратегии государство в первую очередь стремится укрепить финансовую систему через прямую государственную поддержку, вместо того чтобы активно развивать реальный сектор экономики. [8, с.15]

Импортозамещение как стратегия обеспечения экономической безопасности

Реализация политики импортозамещения на государственном уровне обеспечивается, прежде всего, за счёт развития всех сфер производства, обновления производственных мощностей, внедрения в промышленности инновационных технологий и повышения качества продукции отечественного производителя, что, в конечном итоге, будет служить цели перехода российской промышленности к производству высокотехнологичных товаров и формированию обширного и эффективного наукоёмкого сектора в экономике.

Желаемым результатом многих компаний, является снижение зависимости от импорта и увеличение доли отечественного производства на рынке. кроме один из методов увеличения конкурентоспособности продукции на рынке заключается в инвестировании в технологическую модернизацию производства, увеличении эффективности и разработке новых видов продукции, которые будут конкурентоспособны на рынке.

Национальная экономическая безопасность, в соответствии с определением, закреплённым в президентском Указе № 208 от 13.05.2017 г. «Об утверждении Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», представляет собой такое состояние экономики государства, в котором поддерживается экономическая независимость страны, которое соответствует стратегическим целям развития и которое обеспечивает максимально эффективную защиту национальных экономических интересов как от внешних, так и от внутренних рисков и угроз. [2]

Сущность и особенности импортозамещения

Чтобы объективно оценить взаимосвязь между безопасностью национальной экономики РФ и реализуемой политикой импортозамещения, следует, прежде всего, определить, в соответствии с какими именно принципами данная политика реализуется. Кроме того, необходимо сформулировать определение такой дефиниции, как «импортозамещение», также проанализировать экономический потенциал РФ, с точки зрения реализации рассматриваемой стратегии.

Импортозамещение — это стратегия, которая направлена на увеличение производства аналогичной импортированной продукции внутри страны. Целью этой экономической политики является увеличение конкурентоспособности отечественных товаров, повышение эффективности местных производителей и стимулирование национальной экономики. [9]

Целями импортозамещения являются:

  1. увеличение конкурентоспособности внутреннего рынка России.
  2. повышение уровня международной специализации в производстве национальной экономики.
  3. поддержка, стимулирование и поощрение роста отечественного производства;
  4. нарушение стратегических интересов и положения государства-экспортера;
  5. доступность сырья и материалов, запасных частей, полуфабрикатов, комплектующих, производственного оборудования, технологий и т.д., поставляемых в РФ из-за рубежа.

Основу нормативного регулирования реализации стратегии импортозамещения составляют следующие НПА:

– Указ Президента РФ от 31.12.2015 Nº683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; [1]

– Указ Президента РФ от 13.05.2017 Nº208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»;

– Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. Nº 20 «0б утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»; [3]

– Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2013 г. Nº 2138-р «06 утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации»; [6]

– Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. Nº 314 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»; [4]

– Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 г. Nº 778 (ред. от 06.04.2020) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293»; [5]

Внедрение стратегии импортозамещения в России отражает возможность разработки экономической политики, которая поможет избежать экстремальных мер и вместо этого создать уникальную модель позиционирования государства на мировой арене.

Основным стратегическим направлением импортозамещения является стремление к производству высокотехнологичной и научно-технической продукции на территории России, используя отечественные товары, материалы и сырье. Это способствует реализации промышленной политики в стране. Финансирование развития отечественного производства будет обеспечиваться за счет экспорта товаров, материалов и сырья за рубеж, что позволит российским товарам конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эти меры позволят перейти на новый уровень экономического развития и обеспечат экономическую безопасность страны от потенциальных угроз со стороны других государств.

Элементы реализации замещения импорта:

  1. введение импортных протекционистских мер (снижение конкурентоспособности иностранных поставщиков, создание благоприятной среды для развития отечественных производителей)
  2. использование инструментов государственной поддержки (увеличение конкурентоспособности местного товара через льготное налогообложение и доступ к кредитам)

Правительственное Постановление № 91 от 2014-го года было принято в целях обеспечения реализации Федеральной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», что подразумевает решение таких задач, как создание новых рабочих мест, повышение производительности кадров, замещение на внутреннем рынке поставлявшихся ранее из-за рубежа производственных биотехнологий и добиться пополнения региональных и федерального бюджетов за счёт налогов. Постановление определяет на ближайшую перспективу (до 2035 г.) приоритетные производственные отрасли, с точки зрения реализации и развития импортозамещения.

Принятый Россией курс на импортозамещение говорит не только о том, что планируется полная замена импортных товаров на отечественные, но также о том, что требуется развивать внутренний российский конкурентоспособный рынок товаров. По ряду многих причин, таких как недостаточное количество ресурсов и достаточно эффективные инновационные технологии, не представляется возможной полная отмена ввоза товаров из-за границы.

Оптимальна реализация стратегии импортозамещения, прежде всего, в тех промышленных отраслях, в которых национальная экономика обладает конкурентными преимуществами (действительными или потенциальными), поскольку в противном случае попытка расширения производства только усугубит зависимость от внешних поставок [7, с.20].

Анализ состояния импортозамещения в России

В настоящее время Россия находится в очень непредсказуемом положении, которое связано с наложением санкционных ограничений со стороны многих европейских и западных стран. На данный момент Россия зависима от импорта в некоторых отраслях. Создание эффективной системы импортозамещения предполагает, прежде всего, определение уровня импортозависимости, что, в свою очередь, необходимо для выявления конкурентных преимуществ, анализа экономических отраслей с точки зрения потенциала импортозамещения, а также оценки инвестиционной привлекательности отраслей и возможностей для внедрения инноваций.

В официальной статистике не приводятся данные о доле импорта в различных экономических отраслях; Росстат размещает информацию о доле привозной продукции в общем товарообороте, импортных продуктов питания в розничной торговле и определённых видах продукции широкого потребления, завозимых из-за рубежа, в составе наличных товарных ресурсов.

На следующем рисунке отражена динамика доли импорта в сфере розничной торговли в период 2014-2021 гг. Согласно представленным данным, доля привозных продуктов питания постепенно падает; если по состоянию на 2014-й год она составляла 34 %, то в 2021-м — 24 %. Показатель снизился на 10 %. Причинами снижения могу служить следующие факторы:

– политика государства по стимулированию отечественного производства (введение таможенных пошлин, субсидирование отечественных производителей, предоставление льгот и преференций)

– рост производства продовольственных товаров в стране. Увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности позволяет удовлетворять спрос на продукцию национального производства и снижать зависимость от импорта

– изменение валютного курса. Падение стоимости национальной валюты относительно иностранных валют делает импортные товары дороже для потребителей, что способствует предпочтению отечественной продукции.

Параллельно снижается доля импорта в обороте потребительской продукции; по состоянию на 2014-й год она составляла 42 %, на 2021-й — 39 % [11].

Доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли по Российской Федерации (в %)

Рис. 1. Доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли по Российской Федерации (в %)

Таблица 1

Товарный импорт (2015-2021)

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Импорт, всего: (в %)

100

100

100

100

100

100

100

Продовольственные товары и сельскохоз-ое сырье (кроме текстильного) для их производства

14,5

14,4

12,9

13,6

13,3

12,8

11,4

Минеральные продукты

2,7

1,6

1,6

2,1

1,7

1,8

1,6

Продукция химической промышленности, каучук

18,6

17,7

16,7

18,4

18

18,5

18,6

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,4

0,4

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

2

1,6

1,4

1,5

1,4

1,4

1,4

Текстиль, текстильные изделия и обувь

5,9

5,3

5,1

5,7

5,8

5,1

5,1

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

6,8

5,9

6,7

7,1

6,9

7

7,4

Машины, оборудование и транспортные средства

44,8

49,5

51,6

47,2

48,8

49,1

48,4

Прочие товары

4,2

3,6

3,5

3,9

3,7

3,8

5,6

В таблице 1 представлена структура товарного импорта с 2015 по 2021 год. Самая большая доля импорта приходится на показатель Машины, оборудования и транспортные средства, по сравнению с 2015 годом, где показатель составлял 44,8 %, в 2021 году этот показатель увеличился на 4 %. Самым низким показателем является Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них. Показатель продовольственных товаров за рассматриваемый период постепенно снижается, с 14,5 % до 11,4 %. Также отрицательную динамику имеют следующие показатели: минеральные продукты, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, текстиль и текстильные изделия. Положительную динамику имеют такие показатели как прочие товары, металлы и драгоценные камни. Химическая промышленность сначала имеет тенденцию на снижение, но к 2021 году показатель принимает прежнее значение, тем самым оставаясь на такой же отметке, как и в 2015 году.

По итогам первых 8 мес. 2021 г. в качестве основных зарубежных партнёров РФ в торговле выступали: КНР (общий объём товарооборота — 85,9 млрд.$, что составляет 130,3 % по отношению к аналогичному периоду предыдущего года); ФРГ (35,9 млрд.$, 140,5 %); Нидерланды (28,7 млрд.$, 153,4 %); США (23,4 млрд.$, 148,7 %); Турция (20,7 млрд.$, 157,7 %); Южная Корея (19,2 млрд.$, 156,8 %); Италия (17,8 млрд.$, 142,7 %); Великобритания (16,6 млрд.$, 117,6 %); Франция (13,9 млрд.$, 172,2 %); Польша (13,1 млрд.$, 144,5 %).

Объемы торговли со странами СНГ в январе-августе 2020-2021 гг. (млн долл. США) приведены в таблице 2.

Таблица 2

Объемы внешней торговли с государствами Содружества Независимых Государств за период с января по август 2020-2021 годов

Страна

Экспорт

Импорт

Январь-август 2020 г.

Январь-август 2021 г.

Январь-август 2020 г.

Январь-август 2021 г.

Азербайджан

1290,5

1377

535,3

628,7

Армения

983,8

1136

388,4

438,7

Беларусь

10299,1

14401,1

8310,5

10220,8

Казахстан

8835

11408,1

3160,7

4722,4

Киргизия

952,2

1271,2

147,4

214,2

Молдова

622,9

864,3

242

241,2

Таджикистан

485,8

703,7

17,9

51,5

Туркмения

461,1

535

274,5

89,5

Узбекистан

2873,4

2860,9

783,5

1035,7

Украина

4061,9

4598,6

2412,1

2626,1

Меры по эффективному импортозамещению в России

С 2015 года Правительство РФ осуществляет комплексную программу поддержки отечественных производителей. Был разработан обширный список проектов по ключевым направлениям замещения импорта общей стоимостью 5,2 трлн рублей, которые планируется осуществить к 2030 году. Отрасли, в которых отмечается наиболее высокая эффективность импортозамещения: сельское хозяйство; пищевая промышленность; лёгкая промышленность; машиностроение; производство промышленного оборудования; судостроение; электроника; фармацевтическое производство.

Так, в Тверской области возводится крупный технопарк, основной специализацией которого, как предполагается, станет разработка и производство радиоэлектроники. Кроме того, следует отметить инвестиционный проект «Аквариус», по итогам реализации которого ожидается существенное расширение выпуска отечественных компьютеров (до 2,5 млн. ед. в год). Ожидается также, что «Аквариус» обеспечит значительное повышение инвестиционной привлекательности региона и создание около 1,2 тысячи новых рабочих мест. [10]

Результаты

Санкции 2014 и 2022 года стали начальной точкой развития импортозамещения, а девальвация 2014 года и инфляция послужили причиной дополнительных стимулов для экспорта российской продукции. Также санкции являются положительным фактором к ускорению национальной платежной системы, развивается российское производство. В краткосрочной перспективе увидеть результаты от импортозамещения не представится возможным, так как данная политика направлена на долгосрочную стратегию.

Таким образом, политика импортозамещения является эффективной мерой развития российского производства, а также расширения рабочих мест.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в нестабильной экономической ситуации необходимо оценить свои финансовые возможности, долгосрочную надежность своих партнеров и реализовать мероприятия по самостоятельному развитию своей деятельности без привлечения зарубежного сотрудничества. Главенствующим звеном в безопасности страны на современном этапе развития является политика импортозамещения.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 Nº683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». — Текст: электронный// ГАРАНТ.РУ: [сайт]. — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196054/ дата обращения: (15.05.2024 г.)
  2. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». — Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ: [сайт]. — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 15.05.2024 г.)
  3. Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. Nº 20 «0б утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». — Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ: [сайт] — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (дата обращения 15.05.2024 г.)
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. Nº 314 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ: [сайт] — https://base.garant.ru/70644222/ (дата обращения 15.05.2024 г.)
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 г. Nº 778 (ред. от 06.04.2020) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293». Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ: [сайт] — https://base.garant.ru/70712500/ (дата обращения 15.05.2024 г.)
  6. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2013 г. Nº 2138-р «Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации». Текст: электронный // Законы, Кодексы и нормативно-правовые акты Российской федерации: [сайт] — https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-18112013-n-2138-r/ (дата обращения 15.05.2024 г.)
  7. Алтухов А.И, Обеспечение страны продовольствием в условиях зарубежных санкций, с.19-29, https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-strany-prodovolstviem-v-usloviyah-zarubezhnyh-sanktsiy/viewer, дата обращения 10.05.2024г.
  8. Бетелин В. Б. О проблеме импортозамещения и альтернативной модели экономического развития России // Стратегические приоритеты. — 2016. — № 1 (9). — С. 11—21
  9. Большая российская энциклопедия: официальный сайт. https://bigenc.ru/c/importozameshchenie-a05859 , дата обращения 10.05.2024г.
  10. Национальные проекты. Программа импортозамещения в России в 2023 году. Официальный сайт: https://национальныепроекты.рф/news/kurs-na-operezhenie-kak-v-rossii-realizuyut-programmu-importozameshcheniya.
  11. Показатели, характеризующие импортозамещение России. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — https://rosstat.gov.ru/folder/11188, дата обращения 15.05.2024г.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, национальная экономика, отечественное производство, товар, экономическая безопасность, доля импорта, мировая арена, розничная торговля, увеличение конкурентоспособности.


Похожие статьи

Задать вопрос