В настоящей работе рассматривается и анализируется статистика, относящаяся к реализации в РФ политики импортозамещения за период 2014-2021 гг. В частности, в статье представлены данные по импорту продукции, динамика доли продовольственных и потребительских товаров. В ходе исследования был проведен анализ развития импортозамещения в Российской Федерации и определены направления влияния импортозамещения на экономическую безопасность страны.
Ключевые слова: импортозамещение, экономическая безопасность, национальная безопасность, национальная экономика, отечественное производство, Российская Федерация.
В эпоху экономической непредсказуемости и нарастающего давления санкционных ограничений на Российскую Федерацию, особую актуальность приобретает внедрение дополнительных стратегий в сфере внешней торговли для укрепления экономической защищенности государства. Ключевым элементом в этом контексте является стратегия импортозамещения. Важно также улучшение качества продукции и повышение конкурентоспособности на мировой арене. Все это позволит смягчить последствия внешнего экономического давления и укрепить позиции России на мировой арене. В связи с введением странами Запада множественных экономических санкций против РФ, начиная с 2014-го года на государственном уровне был заявлен приоритет тех вопросов, которые связаны с замещением импорта.
Возникновение данной проблемы в постсоветской России обусловлено, прежде всего, высокой зависимостью национальной экономики от импорта, которая усилилась в 1990-х годах. Ученый В. Б. Бетелин указывает, что эта зависимость связана с финансовой стратегией развития экономики, принятой в России, которая не может быть разрешена в рамках данной модели. Бетелин отмечает, что при соблюдении данной стратегии государство в первую очередь стремится укрепить финансовую систему через прямую государственную поддержку, вместо того чтобы активно развивать реальный сектор экономики. [8, с.15]
Импортозамещение как стратегия обеспечения экономической безопасности
Реализация политики импортозамещения на государственном уровне обеспечивается, прежде всего, за счёт развития всех сфер производства, обновления производственных мощностей, внедрения в промышленности инновационных технологий и повышения качества продукции отечественного производителя, что, в конечном итоге, будет служить цели перехода российской промышленности к производству высокотехнологичных товаров и формированию обширного и эффективного наукоёмкого сектора в экономике.
Желаемым результатом многих компаний, является снижение зависимости от импорта и увеличение доли отечественного производства на рынке. кроме один из методов увеличения конкурентоспособности продукции на рынке заключается в инвестировании в технологическую модернизацию производства, увеличении эффективности и разработке новых видов продукции, которые будут конкурентоспособны на рынке.
Национальная экономическая безопасность, в соответствии с определением, закреплённым в президентском Указе № 208 от 13.05.2017 г. «Об утверждении Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», представляет собой такое состояние экономики государства, в котором поддерживается экономическая независимость страны, которое соответствует стратегическим целям развития и которое обеспечивает максимально эффективную защиту национальных экономических интересов как от внешних, так и от внутренних рисков и угроз. [2]
Сущность и особенности импортозамещения
Чтобы объективно оценить взаимосвязь между безопасностью национальной экономики РФ и реализуемой политикой импортозамещения, следует, прежде всего, определить, в соответствии с какими именно принципами данная политика реализуется. Кроме того, необходимо сформулировать определение такой дефиниции, как «импортозамещение», также проанализировать экономический потенциал РФ, с точки зрения реализации рассматриваемой стратегии.
Импортозамещение — это стратегия, которая направлена на увеличение производства аналогичной импортированной продукции внутри страны. Целью этой экономической политики является увеличение конкурентоспособности отечественных товаров, повышение эффективности местных производителей и стимулирование национальной экономики. [9]
Целями импортозамещения являются:
- увеличение конкурентоспособности внутреннего рынка России.
- повышение уровня международной специализации в производстве национальной экономики.
- поддержка, стимулирование и поощрение роста отечественного производства;
- нарушение стратегических интересов и положения государства-экспортера;
- доступность сырья и материалов, запасных частей, полуфабрикатов, комплектующих, производственного оборудования, технологий и т.д., поставляемых в РФ из-за рубежа.
Основу нормативного регулирования реализации стратегии импортозамещения составляют следующие НПА:
– Указ Президента РФ от 31.12.2015 Nº683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; [1]
– Указ Президента РФ от 13.05.2017 Nº208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»;
– Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. Nº 20 «0б утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»; [3]
– Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2013 г. Nº 2138-р «06 утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации»; [6]
– Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. Nº 314 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»; [4]
– Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 г. Nº 778 (ред. от 06.04.2020) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293»; [5]
Внедрение стратегии импортозамещения в России отражает возможность разработки экономической политики, которая поможет избежать экстремальных мер и вместо этого создать уникальную модель позиционирования государства на мировой арене.
Основным стратегическим направлением импортозамещения является стремление к производству высокотехнологичной и научно-технической продукции на территории России, используя отечественные товары, материалы и сырье. Это способствует реализации промышленной политики в стране. Финансирование развития отечественного производства будет обеспечиваться за счет экспорта товаров, материалов и сырья за рубеж, что позволит российским товарам конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эти меры позволят перейти на новый уровень экономического развития и обеспечат экономическую безопасность страны от потенциальных угроз со стороны других государств.
Элементы реализации замещения импорта:
- введение импортных протекционистских мер (снижение конкурентоспособности иностранных поставщиков, создание благоприятной среды для развития отечественных производителей)
- использование инструментов государственной поддержки (увеличение конкурентоспособности местного товара через льготное налогообложение и доступ к кредитам)
Правительственное Постановление № 91 от 2014-го года было принято в целях обеспечения реализации Федеральной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», что подразумевает решение таких задач, как создание новых рабочих мест, повышение производительности кадров, замещение на внутреннем рынке поставлявшихся ранее из-за рубежа производственных биотехнологий и добиться пополнения региональных и федерального бюджетов за счёт налогов. Постановление определяет на ближайшую перспективу (до 2035 г.) приоритетные производственные отрасли, с точки зрения реализации и развития импортозамещения.
Принятый Россией курс на импортозамещение говорит не только о том, что планируется полная замена импортных товаров на отечественные, но также о том, что требуется развивать внутренний российский конкурентоспособный рынок товаров. По ряду многих причин, таких как недостаточное количество ресурсов и достаточно эффективные инновационные технологии, не представляется возможной полная отмена ввоза товаров из-за границы.
Оптимальна реализация стратегии импортозамещения, прежде всего, в тех промышленных отраслях, в которых национальная экономика обладает конкурентными преимуществами (действительными или потенциальными), поскольку в противном случае попытка расширения производства только усугубит зависимость от внешних поставок [7, с.20].
Анализ состояния импортозамещения в России
В настоящее время Россия находится в очень непредсказуемом положении, которое связано с наложением санкционных ограничений со стороны многих европейских и западных стран. На данный момент Россия зависима от импорта в некоторых отраслях. Создание эффективной системы импортозамещения предполагает, прежде всего, определение уровня импортозависимости, что, в свою очередь, необходимо для выявления конкурентных преимуществ, анализа экономических отраслей с точки зрения потенциала импортозамещения, а также оценки инвестиционной привлекательности отраслей и возможностей для внедрения инноваций.
В официальной статистике не приводятся данные о доле импорта в различных экономических отраслях; Росстат размещает информацию о доле привозной продукции в общем товарообороте, импортных продуктов питания в розничной торговле и определённых видах продукции широкого потребления, завозимых из-за рубежа, в составе наличных товарных ресурсов.
На следующем рисунке отражена динамика доли импорта в сфере розничной торговли в период 2014-2021 гг. Согласно представленным данным, доля привозных продуктов питания постепенно падает; если по состоянию на 2014-й год она составляла 34 %, то в 2021-м — 24 %. Показатель снизился на 10 %. Причинами снижения могу служить следующие факторы:
– политика государства по стимулированию отечественного производства (введение таможенных пошлин, субсидирование отечественных производителей, предоставление льгот и преференций)
– рост производства продовольственных товаров в стране. Увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности позволяет удовлетворять спрос на продукцию национального производства и снижать зависимость от импорта
– изменение валютного курса. Падение стоимости национальной валюты относительно иностранных валют делает импортные товары дороже для потребителей, что способствует предпочтению отечественной продукции.
Параллельно снижается доля импорта в обороте потребительской продукции; по состоянию на 2014-й год она составляла 42 %, на 2021-й — 39 % [11].
Рис. 1. Доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли по Российской Федерации (в %)
Таблица 1
Товарный импорт (2015-2021)
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Импорт, всего: (в %) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Продовольственные товары и сельскохоз-ое сырье (кроме текстильного) для их производства |
14,5 |
14,4 |
12,9 |
13,6 |
13,3 |
12,8 |
11,4 |
Минеральные продукты |
2,7 |
1,6 |
1,6 |
2,1 |
1,7 |
1,8 |
1,6 |
Продукция химической промышленности, каучук |
18,6 |
17,7 |
16,7 |
18,4 |
18 |
18,5 |
18,6 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
2 |
1,6 |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
5,9 |
5,3 |
5,1 |
5,7 |
5,8 |
5,1 |
5,1 |
Металлы, драгоценные камни и изделия из них |
6,8 |
5,9 |
6,7 |
7,1 |
6,9 |
7 |
7,4 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
44,8 |
49,5 |
51,6 |
47,2 |
48,8 |
49,1 |
48,4 |
Прочие товары |
4,2 |
3,6 |
3,5 |
3,9 |
3,7 |
3,8 |
5,6 |
В таблице 1 представлена структура товарного импорта с 2015 по 2021 год. Самая большая доля импорта приходится на показатель Машины, оборудования и транспортные средства, по сравнению с 2015 годом, где показатель составлял 44,8 %, в 2021 году этот показатель увеличился на 4 %. Самым низким показателем является Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них. Показатель продовольственных товаров за рассматриваемый период постепенно снижается, с 14,5 % до 11,4 %. Также отрицательную динамику имеют следующие показатели: минеральные продукты, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, текстиль и текстильные изделия. Положительную динамику имеют такие показатели как прочие товары, металлы и драгоценные камни. Химическая промышленность сначала имеет тенденцию на снижение, но к 2021 году показатель принимает прежнее значение, тем самым оставаясь на такой же отметке, как и в 2015 году.
По итогам первых 8 мес. 2021 г. в качестве основных зарубежных партнёров РФ в торговле выступали: КНР (общий объём товарооборота — 85,9 млрд.$, что составляет 130,3 % по отношению к аналогичному периоду предыдущего года); ФРГ (35,9 млрд.$, 140,5 %); Нидерланды (28,7 млрд.$, 153,4 %); США (23,4 млрд.$, 148,7 %); Турция (20,7 млрд.$, 157,7 %); Южная Корея (19,2 млрд.$, 156,8 %); Италия (17,8 млрд.$, 142,7 %); Великобритания (16,6 млрд.$, 117,6 %); Франция (13,9 млрд.$, 172,2 %); Польша (13,1 млрд.$, 144,5 %).
Объемы торговли со странами СНГ в январе-августе 2020-2021 гг. (млн долл. США) приведены в таблице 2.
Таблица 2
Объемы внешней торговли с государствами Содружества Независимых Государств за период с января по август 2020-2021 годов
Страна |
Экспорт |
Импорт |
||
Январь-август 2020 г. |
Январь-август 2021 г. |
Январь-август 2020 г. |
Январь-август 2021 г. |
|
Азербайджан |
1290,5 |
1377 |
535,3 |
628,7 |
Армения |
983,8 |
1136 |
388,4 |
438,7 |
Беларусь |
10299,1 |
14401,1 |
8310,5 |
10220,8 |
Казахстан |
8835 |
11408,1 |
3160,7 |
4722,4 |
Киргизия |
952,2 |
1271,2 |
147,4 |
214,2 |
Молдова |
622,9 |
864,3 |
242 |
241,2 |
Таджикистан |
485,8 |
703,7 |
17,9 |
51,5 |
Туркмения |
461,1 |
535 |
274,5 |
89,5 |
Узбекистан |
2873,4 |
2860,9 |
783,5 |
1035,7 |
Украина |
4061,9 |
4598,6 |
2412,1 |
2626,1 |
Меры по эффективному импортозамещению в России
С 2015 года Правительство РФ осуществляет комплексную программу поддержки отечественных производителей. Был разработан обширный список проектов по ключевым направлениям замещения импорта общей стоимостью 5,2 трлн рублей, которые планируется осуществить к 2030 году. Отрасли, в которых отмечается наиболее высокая эффективность импортозамещения: сельское хозяйство; пищевая промышленность; лёгкая промышленность; машиностроение; производство промышленного оборудования; судостроение; электроника; фармацевтическое производство.
Так, в Тверской области возводится крупный технопарк, основной специализацией которого, как предполагается, станет разработка и производство радиоэлектроники. Кроме того, следует отметить инвестиционный проект «Аквариус», по итогам реализации которого ожидается существенное расширение выпуска отечественных компьютеров (до 2,5 млн. ед. в год). Ожидается также, что «Аквариус» обеспечит значительное повышение инвестиционной привлекательности региона и создание около 1,2 тысячи новых рабочих мест. [10]
Результаты
Санкции 2014 и 2022 года стали начальной точкой развития импортозамещения, а девальвация 2014 года и инфляция послужили причиной дополнительных стимулов для экспорта российской продукции. Также санкции являются положительным фактором к ускорению национальной платежной системы, развивается российское производство. В краткосрочной перспективе увидеть результаты от импортозамещения не представится возможным, так как данная политика направлена на долгосрочную стратегию.
Таким образом, политика импортозамещения является эффективной мерой развития российского производства, а также расширения рабочих мест.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в нестабильной экономической ситуации необходимо оценить свои финансовые возможности, долгосрочную надежность своих партнеров и реализовать мероприятия по самостоятельному развитию своей деятельности без привлечения зарубежного сотрудничества. Главенствующим звеном в безопасности страны на современном этапе развития является политика импортозамещения.
Литература:
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 Nº683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». — Текст: электронный// ГАРАНТ.РУ: [сайт]. — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196054/ дата обращения: (15.05.2024 г.)
- Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». — Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ: [сайт]. — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 15.05.2024 г.)
- Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. Nº 20 «0б утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». — Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ: [сайт] — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (дата обращения 15.05.2024 г.)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. Nº 314 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ: [сайт] — https://base.garant.ru/70644222/ (дата обращения 15.05.2024 г.)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 г. Nº 778 (ред. от 06.04.2020) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293». Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ: [сайт] — https://base.garant.ru/70712500/ (дата обращения 15.05.2024 г.)
- Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2013 г. Nº 2138-р «Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации». Текст: электронный // Законы, Кодексы и нормативно-правовые акты Российской федерации: [сайт] — https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-18112013-n-2138-r/ (дата обращения 15.05.2024 г.)
- Алтухов А.И, Обеспечение страны продовольствием в условиях зарубежных санкций, с.19-29, https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-strany-prodovolstviem-v-usloviyah-zarubezhnyh-sanktsiy/viewer, дата обращения 10.05.2024г.
- Бетелин В. Б. О проблеме импортозамещения и альтернативной модели экономического развития России // Стратегические приоритеты. — 2016. — № 1 (9). — С. 11—21
- Большая российская энциклопедия: официальный сайт. https://bigenc.ru/c/importozameshchenie-a05859 , дата обращения 10.05.2024г.
- Национальные проекты. Программа импортозамещения в России в 2023 году. Официальный сайт: https://национальныепроекты.рф/news/kurs-na-operezhenie-kak-v-rossii-realizuyut-programmu-importozameshcheniya.
- Показатели, характеризующие импортозамещение России. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — https://rosstat.gov.ru/folder/11188, дата обращения 15.05.2024г.