Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовая регламентация документооборота в организациях

Юриспруденция
05.08.2023
750
Поделиться
Библиографическое описание
Гончарова, В. В. Правовая регламентация документооборота в организациях / В. В. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105222/.


На сегодняшний день делопроизводство как неотъемлемая часть любой сферы общественной деятельности представляет собой одну из наиболее динамичных областей, постоянно развивающуюся и модернизирующуюся. Данный аспект характеризует все стороны, как непосредственный процесс формирования документов, так и область процесса их хранения и оборота в организациях и за ее пределами. Данная статья направлена на освещение правового аспекта организации документооборота внутри организации.

Ключевые слова: делопроизводство, документооборот, организация, инструкция.

Как известно, организация работы с документами в любой деятельности подвергается строгому регламентированию, что обусловлено важностью документооборота как процесса, создающего базовую основу юридического характера. Нормы и правила, сведенные в определенный свод, направлены на выстраивание четкого цикла документооборота. Как правило, такие своды разработаны как на уровне федерального законодательства, так и на локальном уровне муниципалитета, а также на уровне внутреннего распорядка той или иной организации. Рассмотрим последний аспект более подробно.

Бесспорно, ключевым локальным актом для документооборота является инструкция по делопроизводству, где изложены все ключевые тонкости работы с документами с учетом специфики той или иной сферы деятельности существующей организации. Как правило, в таких инструкциях делопроизводство рассматривается как совокупное понятие, включающее в себя:

– организация доступа и хранения документов, а также условия их пользования.

– организация документооборота.

– формирование фонда документов внутри организации.

– непосредственный процесс документирования.

Кроме вышеизложенных аспектов, в инструкции по делопроизводству также в обязательном порядке присутствует приложение, где содержатся следующие файлы:

– примерный перечень документов, требующих заверение печатью организации.

– примерны перечень утверждаемых организацией документов, имеющих юридическую силу.

– перечень нерегистрируемых организацией документов.

– образцы заявлений, распоряжений, приказов, протоколов, докладных и служебных записок, писем и пр.

– образцы бланков документов, имеющих значение для организации.

Документирование включает в себя все виды работ, связанные с составлением и оформлением документов учреждения, в том числе:

– составление и оформление внутренних информационно-справочных документов (служебных записок, справок, списков, актов и др.).

– ведение деловой переписки.

– подготовка плановых и отчетных документов (планов, программ, отчетов, справок).

– составление и оформление организационно-правовых документов (положений, правил, инструкций).

– составление и оформление распорядительных документов (решений, приказов, распоряжений).

По характеру движения различают следующие группы документов:

– Входящие документы — создаваемые за пределами учреждения (или созданные в учреждении, отправленные и вернувшиеся) и поступающие в Образовательное учреждение;

– Исходящие документы — создаваемые в учреждении (или поступившие в образовательное учреждение извне и снова отправляемые) и выходящие за его пределы;

– Внутренние документы — создаваемые, перемещаемые внутри учреждения и остающиеся в нем на хранение.

Организация документооборота включает в себя:

– учет объемов документооборота.

– регистрация и прохождение внутренних документов.

– организация работы с отправляемыми документами: согласование, регистрация, учет, тиражирование исходящих документов.

– регистрацию и учет поступающих документов. Все входящие документы подразделяются на регистрируемые подразделениями образовательное учреждение и не подлежащие регистрации.

– прием, обработку и прохождение поступающих (факс, почтовая рассылка и т. д.) документов.

Как и любая сфера деятельности, делопроизводство имеет общепринятые стандарты, закрепленные на правовой основе. В Российской Федерации в качестве такового выступает Федеральный Закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Кроме того, существует государственный стандарт по ряду ключевых вопросов:

  1. ГОСТ Р 7.0.8–2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», задача которого не только зафиксировать термины, обозначающие понятия, но и дать им определения.
  2. ГОСТ Р 7.0.97–2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», содержащий в себе нормативы по оформлению организационно-распорядительных документов.
  3. ГОСТ Р ИСО 15489–1–2019 «СИБИД. Информация и документация. Управления документами. Часть 1. Понятия и принципы», в котором освещены вопросы, касающиеся понятия и принципов создания и ввода в оборот документов, а также процесса управления этим оборотом.

Таким образом, можно сказать, что основополагающим документов в организации, отвечающим за процесс делопроизводства, является инструкция по делопроизводству, содержащая все ключевые аспекты работы с документами, начиная с их создания и завершая управлением процессов их оборота, как внутри организации, так и за ее пределами.

Литература:

  1. Федеральный Закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
  2. ГОСТ Р 7.0.8–2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
  3. ГОСТ Р 7.0.97–2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».
  4. ГОСТ Р ИСО 15489–1–2019 «СИБИД. Информация и документация. Управления документами. Часть 1. Понятия и принципы».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный