Правовая регламентация документооборота в организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №31 (478) август 2023 г.

Дата публикации: 05.08.2023

Статья просмотрена: 503 раза

Библиографическое описание:

Гончарова, В. В. Правовая регламентация документооборота в организациях / В. В. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105222/ (дата обращения: 22.11.2024).



На сегодняшний день делопроизводство как неотъемлемая часть любой сферы общественной деятельности представляет собой одну из наиболее динамичных областей, постоянно развивающуюся и модернизирующуюся. Данный аспект характеризует все стороны, как непосредственный процесс формирования документов, так и область процесса их хранения и оборота в организациях и за ее пределами. Данная статья направлена на освещение правового аспекта организации документооборота внутри организации.

Ключевые слова: делопроизводство, документооборот, организация, инструкция.

Как известно, организация работы с документами в любой деятельности подвергается строгому регламентированию, что обусловлено важностью документооборота как процесса, создающего базовую основу юридического характера. Нормы и правила, сведенные в определенный свод, направлены на выстраивание четкого цикла документооборота. Как правило, такие своды разработаны как на уровне федерального законодательства, так и на локальном уровне муниципалитета, а также на уровне внутреннего распорядка той или иной организации. Рассмотрим последний аспект более подробно.

Бесспорно, ключевым локальным актом для документооборота является инструкция по делопроизводству, где изложены все ключевые тонкости работы с документами с учетом специфики той или иной сферы деятельности существующей организации. Как правило, в таких инструкциях делопроизводство рассматривается как совокупное понятие, включающее в себя:

– организация доступа и хранения документов, а также условия их пользования.

– организация документооборота.

– формирование фонда документов внутри организации.

– непосредственный процесс документирования.

Кроме вышеизложенных аспектов, в инструкции по делопроизводству также в обязательном порядке присутствует приложение, где содержатся следующие файлы:

– примерный перечень документов, требующих заверение печатью организации.

– примерны перечень утверждаемых организацией документов, имеющих юридическую силу.

– перечень нерегистрируемых организацией документов.

– образцы заявлений, распоряжений, приказов, протоколов, докладных и служебных записок, писем и пр.

– образцы бланков документов, имеющих значение для организации.

Документирование включает в себя все виды работ, связанные с составлением и оформлением документов учреждения, в том числе:

– составление и оформление внутренних информационно-справочных документов (служебных записок, справок, списков, актов и др.).

– ведение деловой переписки.

– подготовка плановых и отчетных документов (планов, программ, отчетов, справок).

– составление и оформление организационно-правовых документов (положений, правил, инструкций).

– составление и оформление распорядительных документов (решений, приказов, распоряжений).

По характеру движения различают следующие группы документов:

– Входящие документы — создаваемые за пределами учреждения (или созданные в учреждении, отправленные и вернувшиеся) и поступающие в Образовательное учреждение;

– Исходящие документы — создаваемые в учреждении (или поступившие в образовательное учреждение извне и снова отправляемые) и выходящие за его пределы;

– Внутренние документы — создаваемые, перемещаемые внутри учреждения и остающиеся в нем на хранение.

Организация документооборота включает в себя:

– учет объемов документооборота.

– регистрация и прохождение внутренних документов.

– организация работы с отправляемыми документами: согласование, регистрация, учет, тиражирование исходящих документов.

– регистрацию и учет поступающих документов. Все входящие документы подразделяются на регистрируемые подразделениями образовательное учреждение и не подлежащие регистрации.

– прием, обработку и прохождение поступающих (факс, почтовая рассылка и т. д.) документов.

Как и любая сфера деятельности, делопроизводство имеет общепринятые стандарты, закрепленные на правовой основе. В Российской Федерации в качестве такового выступает Федеральный Закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Кроме того, существует государственный стандарт по ряду ключевых вопросов:

  1. ГОСТ Р 7.0.8–2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», задача которого не только зафиксировать термины, обозначающие понятия, но и дать им определения.
  2. ГОСТ Р 7.0.97–2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», содержащий в себе нормативы по оформлению организационно-распорядительных документов.
  3. ГОСТ Р ИСО 15489–1–2019 «СИБИД. Информация и документация. Управления документами. Часть 1. Понятия и принципы», в котором освещены вопросы, касающиеся понятия и принципов создания и ввода в оборот документов, а также процесса управления этим оборотом.

Таким образом, можно сказать, что основополагающим документов в организации, отвечающим за процесс делопроизводства, является инструкция по делопроизводству, содержащая все ключевые аспекты работы с документами, начиная с их создания и завершая управлением процессов их оборота, как внутри организации, так и за ее пределами.

Литература:

  1. Федеральный Закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
  2. ГОСТ Р 7.0.8–2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
  3. ГОСТ Р 7.0.97–2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».
  4. ГОСТ Р ИСО 15489–1–2019 «СИБИД. Информация и документация. Управления документами. Часть 1. Понятия и принципы».
Основные термины (генерируются автоматически): документ, ГОСТ Р, делопроизводство, образовательное учреждение, инструкция, организация документов, организация документооборота, организация работы, Российская Федерация, сфера деятельности.


Похожие статьи

Правоприменение административных правоотношений

Данная статья посвящена анализу проблем, связанных с правоприменением административных отношений и его места в механизме правового регулирования. Административно-правовая доктрина при этом рассматривается в качестве важной составляющей формирования и...

Законотворческие проблемы повышения качества закона

Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...

Контроль деятельности персонала в организации

Контроль деятельности персонала должен носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности. В условиях современного рынка контроль деятельности персонала является важнейшим условием развития кадрового потенциала организации...

Актуальные проблемы в административном судопроизводстве в судах

Статья посвящена анализу актуальных проблем, которые возникают в административном судопроизводстве в судах. Россия находится на начальных этапах применения достижений Четвертой промышленной революции, ее влияние на судебное делопроизводство становитс...

Особенности оптимизации документооборота кадровой службы организации

В современных условиях для каждой организации является важным наличие эффективного документооборота, позволяющего ускорить производственные процессы, происходящие в организации. Особенно важным это оказывается для кадровой службы, которая занимается ...

Направления укрепления экономической безопасности функционирования и развития строительной организации

Экономическая безопасность страны — это прежде всего безопасность экономических взаимоотношений отечественных субъектов хозяйствования, характеризуется результативностью их деятельности. Вместе с тем реалии сегодняшнего дня указывают на обострение пр...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации

Эта статья нацелена на осознание того, что организационная культура, позиционируя себя как одно из самых эффективных средств мотивации и контроля, является главным инструментом управления. В результате мы пришли к выводу, что организационная культура...

Правовое регулирование рекламной деятельности

С начала реформирования экономики в Российской Федерации и развития рынка реклама стала динамично внедряться в жизнь общества и быть неотъемлемой частью рыночных изменений. Рекламу используют, чтобы повысить интерес потребителя к товарам, какой-либо ...

Основные принципы и этапы моделирования информационных систем управленческого учета

Повышение эффективности управления является важной комплексной задачей, тесно связанной с развитием и совершенствованием управленческого учета. Однако вопрос о роли, сущности и функциях управленческого учета до последнего времени остается дискуссионн...

Анализ правового статуса несовершеннолетнего

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, охватывающих все сферы жизни. Анализ содержания понятия «несовершеннолетний», проведенны...

Похожие статьи

Правоприменение административных правоотношений

Данная статья посвящена анализу проблем, связанных с правоприменением административных отношений и его места в механизме правового регулирования. Административно-правовая доктрина при этом рассматривается в качестве важной составляющей формирования и...

Законотворческие проблемы повышения качества закона

Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...

Контроль деятельности персонала в организации

Контроль деятельности персонала должен носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности. В условиях современного рынка контроль деятельности персонала является важнейшим условием развития кадрового потенциала организации...

Актуальные проблемы в административном судопроизводстве в судах

Статья посвящена анализу актуальных проблем, которые возникают в административном судопроизводстве в судах. Россия находится на начальных этапах применения достижений Четвертой промышленной революции, ее влияние на судебное делопроизводство становитс...

Особенности оптимизации документооборота кадровой службы организации

В современных условиях для каждой организации является важным наличие эффективного документооборота, позволяющего ускорить производственные процессы, происходящие в организации. Особенно важным это оказывается для кадровой службы, которая занимается ...

Направления укрепления экономической безопасности функционирования и развития строительной организации

Экономическая безопасность страны — это прежде всего безопасность экономических взаимоотношений отечественных субъектов хозяйствования, характеризуется результативностью их деятельности. Вместе с тем реалии сегодняшнего дня указывают на обострение пр...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации

Эта статья нацелена на осознание того, что организационная культура, позиционируя себя как одно из самых эффективных средств мотивации и контроля, является главным инструментом управления. В результате мы пришли к выводу, что организационная культура...

Правовое регулирование рекламной деятельности

С начала реформирования экономики в Российской Федерации и развития рынка реклама стала динамично внедряться в жизнь общества и быть неотъемлемой частью рыночных изменений. Рекламу используют, чтобы повысить интерес потребителя к товарам, какой-либо ...

Основные принципы и этапы моделирования информационных систем управленческого учета

Повышение эффективности управления является важной комплексной задачей, тесно связанной с развитием и совершенствованием управленческого учета. Однако вопрос о роли, сущности и функциях управленческого учета до последнего времени остается дискуссионн...

Анализ правового статуса несовершеннолетнего

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, охватывающих все сферы жизни. Анализ содержания понятия «несовершеннолетний», проведенны...

Задать вопрос