Человек, который не разбирается в международном законодательстве, не знает о своих правах на территории другого государства, может оказаться в затруднительном положении и стать беззащитным в сложной ситуации. Огромную значимость в современном мире имеет знание своих прав и обязанностей, владение информацией о порядке обращения в соответствующие ведомства с целью их защиты. Межгосударственные договоры и соглашения о правовом сотрудничестве занимают важное место в системе защиты прав иностранных граждан и организаций. Находясь на территории другого государства, физические или юридические лица могут столкнуться с необходимостью поддержки своих законных прав и интересов и в то же время не знать, куда лучше обратиться. С целью защиты прав таких лиц на территории иностранного государства применяется дипломатическая и консульская защита.
A person who does not understand international law, does not know about his rights in the territory of another state, may find himself in a difficult position and become defenseless in a difficult situation. Of great importance in the modern world are knowledge of their rights and obligations, possession of information on the procedure for applying to the relevant departments in order to protect them. Interstate treaties and agreements on legal cooperation occupy an important place in the system of protecting the rights of foreign citizens and organizations. Being in the territory of another state, individuals or legal entities may be faced with the need to support their legitimate rights and interests and at the same time not know where to turn. In order to protect the rights of such persons in the territory of a foreign state, diplomatic and consular protection is applied.
Вопросы межгосударственного сотрудничества актуальны в рамках современных международных отношений и международного права. Особенно в условиях, когда граждане и организации за пределами своего государства, а также иные лица (апатриды, беженцы) нуждаются в защите своих прав и законных интересов.
По состоянию на сентябрь 2021 года, по данным РБК и ТАСС, на территории Российской Федерации находилось 7 млн иностранных граждан. Об этом было сообщено руководством главного управления по вопросам миграции МВД. В то же время подчёркивалось, что в конце 2020 года число мигрантов в России за время пандемии снизилось с обычных 9–11 млн человек до порядка 6 млн.[1] По данным ООН в 2019 году во всем мире насчитывалось примерно 272 млн человек, которые, покинув родину, живут и работают за границей. Мигранты, в отличие от беженцев, отправляются в другие страны не из-за угрозы преследования или гибели, а для того, чтобы улучшить свою жизнь, найти хорошую работу или получить образование. Мигранты вносят важный вклад в продвижение устойчивого развития, но при этом они сами нуждаются в поддержке и защите [2].
Пребывая на территории другого государства, иностранный гражданин или юридическое лицо, например, организация могут обратиться за поддержкой и защитой своих прав в дипломатическое представительство или консульство своего государства. Дипломатическая и консульская защита прав человека представляет собой процедуру (механизм), используемую государством, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов своих граждан и организаций, находящихся за рубежом, которые были нарушены иностранным государством. Предусмотрен определённый порядок обращения, который указан на официальных сайтах.
В своём научном исследовании А. Х. Абашидзе, Аль-Факи Гамиль Хизам Яхья затрагивают историю возникновения институтов дипломатической и консульской защиты прав человека, возникновение которых, как отмечается, связано с зарождением и развитием института консулов. Происхождение института консулов (в переводе с латинского это слово обозначает «человек совета») тесно связано с развитием международных связей и особенно торговли и мореплавания. Они также подчеркивают, что право на дипломатическую или консульскую защиту граждан за границей является исключительным правом каждого государства, вытекает из его государственного суверенитета. Осуществляется дипломатическая защита государством через свои органы внешних сношений (МИД) в соответствии с принципами международного права [3].
Международно-правовое отношение в связи с оказанием дипломатической или консульской защиты граждан за границей возникает между государством, оказывающим такую защиту, и государством — нарушителем прав иностранных граждан, находящихся на его территории, на основании наличия нарушения прав этих лиц.
Венская конвенция о консульских сношениях, которая вступила в силу 19 марта 1967 года содержит положения об установлении консульских сношений, открытии консульского учреждения, о консульских функциях, их выполнении за пределами консульского округа и в третьем государстве, порядке назначения и допущения глав консульских учреждений, прекращении функций работников консульского учреждения и т. д.
Так, отмечается, что консульское учреждение может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия этого государства. Консульскими функциями являются: защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями; выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и представление сведений заинтересованным лицам; выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство; оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства; исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, при условии что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания и ряд других функций, предусмотренных Конвенцией [4].
В соответствие с Венской конвенцией о дипломатических сношениях, принятой 18 апреля 1961 года установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию. Статья 3 данной Конвенции гласит, что функции дипломатического представительства состоят, в частности: в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания; в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; в ведении переговоров с правительством государства пребывания; в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства и в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки [5].
Сравнивая положения Конвенций о дипломатических и консульских сношениях, можно сделать вывод, что у дипломатов предусмотрены более широкие функции. Дипломатическая защита связана с межгосударственным вмешательством, осуществляемым дипломатами в то время, как гражданину или юридическому лицу нанесен вред в результате международно-противоправного деяния, которое совершено со стороны другого государства. Такое вмешательство позволяет исправить международно-противоправный акт, и может принимать формы протеста, переговоров и судебного урегулирования спора. В свою очередь, при консульском содействии оказывается помощь гражданам (возможно также лицам без гражданства и беженцам), которые оказываются в затруднительном положении в иностранном государстве. Содействие оказывается профессиональными или почетными консулами, не занимающимися политическим представительством. Консульское содействие предоставляется до исчерпания внутренних средств правовой защиты или же до нарушения норм международного права. Для оказания консульского содействия требуется согласие соответствующего лица, а дипломатическая защита может быть предоставлена индивиду и без его согласия.
Таким образом, дипломатическое и консульское содействие являются наиболее эффективными механизмами реализации защиты прав и интересов индивидов и организаций за рубежом, и оказывают широкий спектр функций. Деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений в сфере защиты прав граждан за рубежом регулируется как на международно-правовом уровне, так и на уровне национально-правовых систем.
Литература:
- «В МВД назвали количество мигрантов в России» Новостная информация. [Электронный ресурс] // Официальный сайт РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/615481a49a7947237a4aa621 (дата обращения: 14.07.2023).
- «Россия является четвертой в списке стран, наиболее привлекательных для мигрантов». Статья [Электронный ресурс] // Сайт Организации объединённых наций. Раздел «Конвенции». URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml (дата обращения: 10.07.2023).
- Научная работа на тему «Дипломатическая и консульская защита: история и современность» А. Х. Абашидзе, Аль-Факи Гамиль Хизам Яхья. Кафедра международного права Российский университет дружбы народов. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». — URL: https://vk.cc/cpyn3M (дата обращения: 12.07.2023).
- Венская конвенция о консульских сношениях и факультативные протоколы от 19 марта 1967 года. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и норматично-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1901943 (дата обращения: 10.07.2023).
- Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. [Электронный ресурс] // Сайт Организации объединённых наций. Раздел «Конвенции». URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml (дата обращения: 10.07.2023).