Г. о. Люберцы неразрывно связан с космонавтикой, в Люберецком ремесленном училище учился Юрий Гагарин, а скафандр, в котором он впервые полетел в космос, был сделан на Люберецком заводе «Звезда». В 2015 году был открыт наш детский сад и назван прекрасным и гордым названием «Космос». И с самого открытия сада мы ведём непрекращающуюся работу по обогащению РППС не только в группах, но и в холлах, коридорах. А с 2023 года у нас открыта постоянно действующая муниципальная выставка «Загадки космоса». Мы проводим экскурсии для воспитанников других образовательных организаций как для дошкольников, так и для школьников.
С самого открытия наше учреждение оказывало большое внимание развитию опытно-экспериментальной деятельности. Появился такой проект, как «Космическая лаборатория». А в 2017 году мы представили наш проект на премии Губернатора «Наше Подмосковье» и стали лауреатами 2 степени, был выделен денежный грант на закупку оборудование и открыта постоянно действующая студия — Космическая лаборатория.
С 12 апреля 2023 года наше дошкольное отделение участвует в Юбилейном X Федеральном научно-общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования-2023». Конкурс проходит в формате межсетевого взаимодействия, мы объединились с образовательными организациями России в сообщество и не только транслируем свой наработанный опыт на базе космической лаборатории, но и перенимаем множество идей в околокосмической тематике. В рамках конкурса создано открытое сообщество «Взлет» группы в Контакте https://vk.com/club220053008, именно здесь мы делимся своими наработками, опытом и идеями.
Педагогическая целесообразность нашей студии объясняется тем, что комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, занятия по конструированию, приближены к реальной обстановке.
Среди закупленного оборудования хочется отдельно отметить мультимедийную доску, робототехнические наборы, наборы конструкторов, головоломки, телескопы, микроскопы, подзорные трубы, бинокли, увеличительные стекла, компасы, а также разнообразные сосуды из различных материалов, наборы для детского экспериментирования с магнитами, растениями.
Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. Начиная со средней группы, каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации. Дети среднего дошкольного возраста посещают космическую лабораторию, где через игры-путешествия, игры-эксперименты, игры с моделированием, игры-этюды изучают такие темы как «Песочная страна», «Воздух», «Вода», «Может ли вода быть твердой», «Фокусы с магнитом», «Камни», «Волшебное стекло», «Свет-тень», «Приборы-помощники», с помощью которых можно увидеть, например больших насекомых.
Для старших дошкольников педагогические задачи усложняются, и дети этого возраста изучают такие темы, как «Земля наш общий дом», формируя представления о нашей планете, «Почва», «Превращения воды», а также проводятся эксперименты: «Удивительное вещество вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной, горячей», измеряем дождь.
Также проводится работа с измерительными приборами. Очень нравится детям исследовать свойства магнита, проводить эксперименты «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».
Наша Космическая лаборатория это не только исследовательская работа, но и знакомство с такими профессиями, как космонавт, инженер, пилот, астроном, космический турист.
А сейчас я хочу вкратце рассказать о квесте «Загадочная луна», который прошел на последней неделе, посвященной экспериментированию, его цель — закрепление знаний воспитанников о Луне как о спутнике Земли. Определить опытным путём особенности рельефа лунной поверхности и условий окружающей среды на ней.
В ходе квеста ребята поспорили о том почему поверхность Луны неровная и как называются котлованы, которыми она покрыта. В ходе опытов убедились, как образуются кратеры. Показали, что Луна вращается вокруг соей оси. Узнали, как можно измерить расстояние до Луны. Ответили на вопрос, почему Луна меняет свою форму. И так увлеклись этим, что решили провести проект «Фазы Луны». И 5 мая, в полнолуние, он стартовал. Цель проекта: изучение изменения формы Луны. Ребята каждый день совместно с родителями наблюдают за Луной, делают фото и высылают мне. Я отбираю лучшую фотографию и оформляю наглядное пособие, плакат. Дети с большой активностью и интересом включились в работу.
Для детей старших и подготовительных групп наша Космическая лаборатория одна из любимых видов деятельности. Дети с нетерпением ждут новых посещения студии. Наши педагоги работают над созданием и обновлением развивающей среды в студии, ищут новые решения для проведения интересной экспериментально-исследовательской работы.