Работа детской естественнонаучной лаборатории в ДОУ
Автор: Вагина Татьяна Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 08.02.2018
Статья просмотрена: 3170 раз
Библиографическое описание:
Вагина, Т. М. Работа детской естественнонаучной лаборатории в ДОУ / Т. М. Вагина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13755/ (дата обращения: 17.12.2024).
…Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал…
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира — это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.
По мнению известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием в нашем ДОУ в 2015 году появился «Интеллект-Центр» который включает в себя студию математического моделирования, мобильный компьютерный класс, клуб юного шахматиста, Лего-центр, мини-обсерваторию, детскую исследовательскую лабораторию. Пространство естественно — научной лаборатории организовано в виде хорошо разграниченных зон «центры»: центр воды и песка, оснащенных развивающими материалами (книги, формочки для игр с песком, развивающее оборудование и пр.), мини — обсерватория. Все предметы доступны детям.
Детская лаборатория оснащена: интерактивной песочницей; кинетический песок; комплекты для экспериментирования: мои первые опыты: вода и воздух, мои первые опыты: изучаем природу, мои первые опыты: с природой и окружающей средой, мои первые опыты: свет и звук, мои первые опыты: простые механизмы и постоянные магниты; электронные микроскопы; подвижный макет солнечной системы; теллурий; телескоп; интерактивный глобус «Звёздное небо»; макет «модель строения земли»; большой глобус географический; астропланетарий; комплект (интерактивная доска + ультра короткофокусный проектор + ноутбук)
Концепция развития естественнонаучного образования в ЯНАО указывает на то, что система учебных программ естественнонаучного образования в дошкольном образовании должна обеспечить ознакомление с природой и природными явлениями, формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля, воспитание любви к природе. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим миром через предметный мир, географию, физику, астрономию. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность, бесспорно, является одной из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные на специально разработанных занятиях, на исследовательских играх, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания — не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Для полноценной работы лаборатории педагогами естественнонаучного методического объединения была разработана программа «Академия естественных наук» со следующими блоками: «Предметный мир», «Физика для малышей», «Я и мое тело», «Мир природы на ладошках», «Удивительный мир географии», «Обсерватория».
В лабораторию приходят дети, начиная со второй младшей группы, т. к. в этом возрасте ярко проявляется детская любознательность. Они начинают задавать многочисленные вопросы. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Дети учатся самостоятельно работать с современным оборудование по определению погоды (определять направление и силу ветра, температуру воздуха, измерять количество выпавших осадков), электронный микроскоп приглашает посетить неизведанный микромир.
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Так, физика для малышей приглашает на изучение простейших физических явлений через сказку. Через экспериментальную деятельность дети знакомятся со светом и его свойствами, статическим электричеством и с тем, что Земля ведёт себя как огромный магнит — все к себе притягивает: людей и животных, моря и реки, камни и всё остальное. А её могучая сила называется силой притяжения!
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.
В работе детской научной лаборатории дошкольники совместно с педагогами применяют накопленные знания и умения и приступают к разработкам и проведениям исследовательских проектов. Основное содержание работы заключается в том, что дети умеют формулировать проблему, выдвигать гипотезы, делать предположения, задавать вопросы, описывать явления, процессы, рассуждать, обобщать информацию, делать выводы и умозаключения; с каждым годом степень самостоятельности ребенка при проведении эксперимента возрастает. Итоги работы детской лаборатории ДОУ представляет на конференциях, на конкурсах детских исследовательских работи творческих проектов среди дошкольников и младших школьников: «Я — исследователь» и «Первые шаги в науку». Также дети принимают активное участие в ежегодной научно — исследовательской конференции «Я — исследователь». Дети представляют свои исследовательские проекты. Достижения дошкольников являются показателем развития познавательно-исследовательских способностей.
«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших черт характера» (А. Шапиро).