Формирования этнокультурных навыков детей дошкольного возраста посредством приобщения к национальным и социокультурным традициям Дагестана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 08.07.2023

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Карамова, А. М. Формирования этнокультурных навыков детей дошкольного возраста посредством приобщения к национальным и социокультурным традициям Дагестана / А. М. Карамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104814/ (дата обращения: 22.12.2024).



Период дошкольного детства — это время становления начальных основ социализации детей. В этом возрасте у дошкольников формируется этнокультурная идентичность, вследствие чего происходит усвоение социальных норм жизни, принятых в обществе, где взаимодействует ребенок, т. е. в социокультурном пространстве. Для ребенка дошкольного возраста социокультурным пространством является, прежде всего, его ближайшее окружение: дом, семья, группа детского сада, с кем он ежедневно общается, специфическая особенность территории проживания.

Дагестан — республика России, которая расположена в самом южном крае страны. Кроме того, она является многонациональной и объединяет 102 народности. Среди них как коренное, так и заезжее население. К коренным национальностям относят аварцев, агульцев, андийцев, кубачинцев, даргинцев, лакцев, рутулов, лезгинов, табасаранцев, цезов и других. Культура и традиции народов Дагестана очень разнообразны, они формировались на протяжении долгих лет и передавались из поколения в поколение, что и составляет основу этнической культуры народов Дагестана и содержание этнокультурного образования дошкольников.

Приобщение дошкольников северо-западного округа к культурно-историческому наследию Дагестана способствует развитию представлений о человеке, обществе, культуре, закладывает основы духовно-нравственных качеств личности и задает дошкольнику ориентиры в окружающем социокультурном пространстве иных народов России.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона.

Культура народов Дагестана является богатейшим материалом не только для приобщения ребенка к традициям и обычаям Дагестана, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и для развития психических процессов: восприятия, мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к объектам и субъектам социокультуры. Изучение культурно-исторических обычаев и традиций Дагестана, разных видов народно-прикладного искусства способствует развитию у дошкольников интереса к многообразной жизни других народов и становится стимулом к познанию окружающего мира.

Приобщение дошкольников к национальному культурно-историческому наследию проходит через формирование представлений о таких значимых и весомых понятиях как:

— Роль матери в семье, подтверждение роли матери в воспитании и обучении детей — одна из важнейших ценностей в традициях дагестанского общества.

— Понятие «намус» — это моральный кодекс жителей гор. Особенность «намуса» в том, что он определяет моральный идеал, в котором человечность является сердцевиной всех людских деяний. А слово «человек» — ключевое слово в определении морального облика горца, его черт и качеств.

— Огромное значение для воспитания детей имеет обычай гостеприимства, возведенный в горах в ранг священного закона. По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя. Так относились к каждому вошедшему в дом, кто бы он ни был, к какой бы нации и вере он не принадлежал.

— Уважение к старшему. Обычай уважения старшего наиболее значим после обычая гостеприимства. Каждый горец считает своим священным долгом чтить старшего по возрасту. В почитании старших ярко вырисовывается признание авторитета человека, много прожившего и много испытавшего.

— Очень чтят в Дагестане традиции взаимопомощи. Весь аул оказывает безвозмездную физическую и материальную помощь тому, кто занят строительством дома, сельскохозяйственной работой и т. д., уделяя огромное внимание организации коллективной работы, в которой наравне со взрослыми участвуют и дети.

— Высоко значимо гендерное воспитание в Дагестане, опирающееся на дагестанские народные традиции. Оно исходит, прежде всего, из идеала, сложившегося в народной педагогике: мальчик — горец, будущий мужчина, смелый, отважный, ответственный, продолжающий дело своего отца и дедов. Он будущий отец, глава семейства, принимающий важные решения в семье. Девочка — скромная, почтительная, ласковая и заботливая, нежная и приветливая. Она — будущая мать, хранительница домашнего очага. По традиции народов Дагестана, дочери с малых лет обязаны помогать матери: делать уборку в доме, нянчить младших братьев и сестер, выпекать хлеб, стирать одежду, готовить еду, носить с родника воду. В аулах и селах девочки помогают в уходе за домашними животными, учатся шить и вышивать, вязать, ткать ковры и т. д.

— Отец в семье — глава. В нем мужская твердость, строгость, мужество, требовательность, организованность, отвага. Отец заботится о своей семье, отвечает за порядок в домашнем хозяйстве. Он кормит семью, бережет семью от дурных поступков, показывает пример мужского благородства, трудолюбия, дружбы и добрососедства.

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре Дагестана происходит посредством:

— знакомства детей с дагестанскими праздниками, обычаями, обрядами. Праздники народов Дагестана, связанные с социально-значимыми для семьи и региона традициями и обычаями, климатическими особенностями, вызывают большой интерес у детей, мотивируют образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Погружение в этнокультурную тематику дает уникальную возможность не только интегрировать задачи образовательных областей, но и максимально использовать различные виды детской деятельности: игровую, художественно-эстетическую, познавательно-речевую и другие.

— художественно-творческой деятельности: ознакомлениеспредметами декоративно — прикладного искусства дагестанской культуры, устным народным творчеством (потешки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказки), музыкальным фольклором (песни, танцы, инструментальные наигрыши).

— подвижных народных игр, в них виден образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.

Вывод: Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе других народов, доступное их возрасту.

Сохранение и развитие культуры каждого народа актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно народ способен обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Все народные традиции схожи по своим культурным ценностям. Приобщая детей к культурным ценностям, мы воспитываем любовь и уважение к традициям и обычаям разных народов России.

Литература:

  1. Архарова, Л. И. Воспитание на народных традициях / Л. И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16–17 ноября 1999). — М., 2001. — С. 204–205.
  2. Григорьев, А. Ф. Культура и традиции народов Ставрополья и Северного Кавказа в системе социализации детей и молодежи в Северо-Кавказском федеральном округе: учебное пособие / А. Ф. Григорьев, Л. А. Калантарян, С. П. Клеменчук. — Ставрополь: СГПИ, 2019. — 138 с.
  3. https://лучшеерешение.рф/files/publ/2021isbn/2021.06.16_0–0476_Priobshenie.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, традиция, Дагестан, дошкольный возраст, народ, народ России, обычай, обычай гостеприимства, окружающий мир, приобщение дошкольников, социокультурное пространство, традиция народов Дагестана.


Похожие статьи

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с природой Республики Татарстан

Похожие статьи

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с природой Республики Татарстан

Задать вопрос