В статье автором исследуются основные средства и особенности государственного регулирования внебиржевого рынка производных финансовых инструментов.
Ключевые слова: государственное регулирование, рынок ценных бумаг, фондовый рынок, рынок производных финансовых инструментов, рынок деривативов, внебиржевой рынок производных финансовых инструментов.
Главным субъектом, осуществляющим государственного регулирование на внебиржевом рынке производных финансовых инструментов, как и на биржевом, с 2013 г. является Центральный Банк России [1].
Ключевыми средствами государственного регулирования рынка внебиржевых производных финансовых инструментов представляются: лицензионные требования, которые предъявляются к участникам рынка; требования, которые предъявляются к деятельности профессиональных участников рынка; ликвидационный неттинг; ограничения на открытие позиций по внебиржевым производным финансовым инструментам для банковских организаций.
Для получения статуса профессионального участника и возможности ведения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг необходимо наличие специального разрешения (лицензии), предоставленной Центральным Банком России.
Лицензии для профессиональных участников могут предоставлять им не всегда одинаковые возможности. К примеру, брокерской организации может быть выдано несколько видов лицензии в зависимости от предписанных ограничений: на ведение брокерской деятельности; на ведение брокерской деятельности исключительно по заключению срочных сделок с базовым активом в виде товара; на ведение брокерской деятельности с ограничением на распоряжение капиталом клиентов, заключения сделок за их счет без помощи иной брокерской организации.
К требованиям, которые предъявляются к участникам рынка, претендующими на получение лицензии, относится: необходимость наличия законодательно установленного минимального денежного капитала юридического лица и наличия в организационной структуре юридического лица органа управления в виде генерального директора, для которого исполнительная деятельность в обществе является основной профессиональной деятельностью; требование к функционированию системы внутреннего контроля и управления рисками юридического лица; необходимость обладания работниками юридического лица достаточным уровнем квалификации и профессиональным опытом [4].
К требованиям, которые предъявляются к деятельности профессиональных участников рынка, относятся требования Центрального Банка России, утвержденные в его Указаниях [5]. Отличие указанных требований от лицензионных требований, которые предъявляются к участникам рынка, заключается в том, что в случае с указанными требованиями участник рынка уже обладает лицензией на осуществление профессиональной деятельности и получает необходимое регулирование по ее ведению.
Институт ликвидационного неттинга законодательно представлен в ст. 4.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [2].
Данный институт представляет под собой ситуацию взаимозачета требований сторон внебиржевого срочного контракта в случае наступления несостоятельности одной из сторон в том случае, если контракт был заключен на основании примерных условий в соответствии со ст. 51.5 Федерального закона «О рынке о ценных бумаг».
В случае применения ликвидационного неттинга при банкротстве презюмируется наступление момента исполнения всех контрактных обязательств и, следующая отсюда, возможность применения взаимного зачета требований сторон внебиржевого срочного контракта [6].
Особенностью зачета при применении ликвидационного неттинга является то, что по сравнению с обычным зачетом требований, который направлен лишь на экономию времени и сокращению затрат, которые возникают у сторон из-за заключения договора, зачет при проведении ликвидационного неттинга выполняет функцию обеспечения, уменьшает риски, существующие на рынке производных финансовых инструментов. В качестве примера можно привести ситуацию, при которой один субъект (S1) является одновременно кредитором и должником второго субъекта, находящегося в процедуре банкротства (S2). В таком случае использование ликвидационного неттинга позволит нивелировать или минимизировать потенциальные убытки S1, которые могли бы возникнуть в результате неисполнения обязательств S2. Неприменение ликвидационного неттинга приведет к обязанности S1 исполнить свои обязательства без получения полноценного встречного исполнения от неплатежеспособного S2 [7, с. 8-17].
Последним ключевым средством государственного регулирования рынка внебиржевых производных финансовых инструментов представляются ограничения на открытие позиций по внебиржевым производным финансовым инструментам для банковских организаций. Соблюдение указанных ограничений является важной обязанностью коммерческих банков. К примеру, совокупность всех валютных позиций банковской организации в определенных валютах и драгоценных металлах не должна превышать на ежедневной основе больше, чем 1/5 от общего капитала банковской организации [3].
Литература:
- Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.04.2023).
- Инструкция Банка России от 28.12.2016 N 178-И (ред. от 27.02.2020) «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.03.2017 N 46007).
- Положение Банка России от 27.07.2015 N 481-П (ред. от 16.12.2020) «О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2015 N 38673) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021).
- Указание Банка России от 07.12.2020 N 5652-У «О случаях, когда поручение клиента, указанное в пункте 2.3 статьи 3 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», исполняется путем совершения брокером сделки с третьим лицом не на организованных торгах, случаях исполнения брокером обязательств перед клиентом, когда брокер вправе зачислять собственные денежные средства на специальный брокерский счет, а также требованиях к осуществлению брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2021 N 62093).
- Малов Г. А. Кредитные организации на срочном рынке: вопросы правового регулирования. М., 2017.
- Овсейко С. Неттинг: понятие и основные черты // Юрист. 2009. No 12.
- Ясус М. В. Правовое регулирование сделок с использованием производных финансовых инструментов на неорганизованном рынке ценных бумаг в России // Право и экономика. 2011. N 8.
- Adam R. Waldman, OTC Derivatives & Systemic Risk: Innovative Finance or the Dance Into the Abyss? 43 Am. U. L. Rev. 1023 (Spring 1994).