В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Автономная регуляция учебной и неучебной деятельности в младшем школьном возрасте».
Ключевые слова: автономная регуляция, деятельность, младший школьный возраст.
Во второй фазе младшего школьного возраста при нормативном личностном развитии развивается автономная регуляция учебной деятельности — ведущей деятельности в этом возрастном периоде. Автономная регуляция учебной деятельности базируется на развитой внутренней учебной мотивации. В поведении детей во внеучебное время могут проявляться автономная ориентация (на собственный выбор), внешняя ориентация (на внешние требования) и безличная ориентация (на недостижимость желательного результата).
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу о существовании связи между автономным поведением детей вне школы с их автономной регуляцией учебной деятельности.
Теоретические и методологические основания исследования образуют теория самодетерминации, теория каузальных ориентаций (Р. М. Райан, Э. Л. Деси) [5].
Для определения уровня автономии в учебной деятельности мы использовали Опросник академической саморегуляции, разработанный для учащихся третьих-седьмых классов средней школы Т. О. Гордеевой, О. А. Сычевым, М. Ф. Линчем (2020 г.) на основе англоязычной методики «Опросник академической саморегуляции» (SRQ-A) Р.Райана и Дж.Коннела. [1, 6]
В результате математической обработки мы получили результаты по семи шкалам внешних и внутренних мотиваций и рассчитали относительный индекс автономии (RAI) для каждого ученика. Затем мы сравнили результаты по таблице ориентировочных статистических норм для учащихся третьих и четвертых классов, по которой определяется качественный уровень по всем шкалам: низкий, средний, высокий. Шкалы мотиваций выбраны следующие: познавательная, саморазвития, идентифицированная, интроецированная положительная и отрицательная, экстернальная общая и связанная с учителем. Показатели внутренней мотивации обеспечивают автономную регуляцию учебной деятельности.
Для определения автономии детей во внеучебной деятельности мы взяли русскоязычный опросник каузальных ориентаций (РОКО) Д. А. Леонтьева, О. Е. Дергачевой — модифицированный и адаптированный опросник GCOS Э.Деси и Р.Райана. [2, 3, 4]. В результате получили данные по шкалам трех каузальные ориентаций: автономная (связанная со свободой выбора), внешняя (контроль) и безличная (сопряженная с механизмом выученной беспомощности). Существенным является не конкретное числовое значение, получившееся для каждой из шкал, а пропорциональное соотношение каждой из трех ориентаций, представленных в личности.
Тестирование проводилось весной 2022 года, в нем участвовали ученики двух третьих классов, в возрасте 9–10 лет. Всего 60 человек, из них 25 мальчиков и 35 девочек.
После обработки полученных ответов с помощью ключей, сырые значения переведены в баллы, стены, уровни, профили, а затем мы провели анализ результатов методами математической статистики.
Как показало проведенное исследование, более половины младших школьников (55,0 %) имеют средний уровень автономной регуляции учебной деятельности, высокий уровень — только 21,7 % детей. Почти четверть детей (23,3 %) остаются на низком уровне, что будет затруднять процесс обучения в средних классах, в период подросткового возраста.
Более подробно результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни внутренней и внешней мотивации младших школьников (методика SRQ-А, N=60, в %)
Вид учебной мотивации |
Уровень мотивации |
|||
низкий |
средний |
высокий |
||
Внутренняя мотивация |
Познавательная мотивация |
28,33 |
45,00 |
26,67 |
Мотивация саморазвития |
20,00 |
40,00 |
40,00 |
|
Внешняя мотивация |
Экстернальная мотивация (общая) |
10,00 |
51,67 |
38,33 |
Экстернальная мотивация (учитель) |
15,00 |
56,67 |
28,33 |
|
Индекс автономии |
23,3 |
55,0 |
21,7 |
|
В своем поведении во внеучебное время большинство младших школьников (80,4 %) ориентируются одновременно на собственный выбор и требования взрослых, что соответствует возрастным особенностям развития. Автономная ориентация, установленная у 16 % детей, может свидетельствовать о демократичном стиле воспитания в семьях. Выраженная безличная ориентация проявляется только у 3,6 % детей.
Мы разделили соотношения каузальных ориентаций по профилям, которые представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Соотношение каузальных ориентаций в поведении младших школьников (методика РОКО, N=56, в %)
Каузальные ориентации |
Представленность в группе |
Автономная ориентация |
16 |
Автономная ориентация и ориентация на внешний контроль |
19,7 |
Автономная ориентация и слабо выраженная безличная ориентация |
23,2 |
Три ориентации при слабо выраженной безличной ориентации |
37,5 |
Две/три ориентации при выраженной безличной ориентации |
3,6 |
В результате применения метода математической статистики нами была установлена статистически значимая отрицательная связь между показателями автономной регуляции учебной деятельности и показателями ориентации на внешний контроль в поведении детей (р≤0,01).
Это означает, что чем больше развита у ребенка автономная регуляция учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, тем меньше он ориентируется в своем поведении вне школы на внешний контроль. И наоборот — чем менее самостоятелен младший школьник в своем поведении, чем больше он зависит от внешнего контроля вне школы, тем меньше проявляется саморегуляция в его учебной деятельности.
Связь между показателями автономии в учебной деятельности и показателями автономной ориентации в поведении детей положительна, но статистически не значима. Отсутствует значимая связь также между показателями автономии в учебной деятельности и показателями безличной ориентации в поведении.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично.
В нашем исследовании мы дополнительно изучали как связаны шкалы автономии, мотиваций с самооценкой детей и уровнем тревожности. Распределение значений по всем этим шкалам показало, что у каждого ребенка неповторимый профиль мотиваций и самооценок. К каждому нужен индивидуальный подход для гармоничного развития личности.
Научно-практическая новизна исследования заключается в комплексном подходе к исследуемой проблеме.
Полученные данные могут помочь родителям, учителям и психологам в разработке и проведении просветительских мероприятий, обучающих и коррекционных программ, направленных на развитие автономной регуляции у детей.
Литература:
- Гордеева Т. О., Сычев О. А., Линч М. Ф. (2020). Конструктивная валидность русскоязычной версии модифицированного опросника академической саморегуляции (ОСК-А) среди детей младшего и среднего школьного возраста. Психология в России: современное состояние, 13 (3), 16–34.
- Дергачева О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. Электронный ресурс: http://www.institut.smysl.ru/article/documents/ar-dergacheva.doc
- Дергачева О. Е., Дорфман Л. Я., Леонтьев Д. А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2008. № 3. С. 91–106.
- Дергачева О. Е., Митина О. В. Подходы к конструированию русскоязычной версии опросника каузальных ориентаций // Психологическая диагностика. 2005. № 1. С. 3–14.
- Deci E. L. The psychology of self-determination. Toronto: Lexington books, 1980.
- Ryan R. M., Connell J. P. Perceived locus of causality and internalization: examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57(5). P. 749–761.