Волевая регуляция как фактор карьерной адаптивности старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Зеленина, Е. В. Волевая регуляция как фактор карьерной адаптивности старшеклассников / Е. В. Зеленина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111046/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена изучению волевой регуляции и карьерной адаптивности у старшеклассников. В статье приведены результаты эмпирического исследования на выявление взаимосвязи двух компонентов, а также влияния волевой регуляции на карьерную адаптивность.

Ключевые слова: карьерная адаптивность, волевая регуляция, подростковый возраст, эмпирическое исследование, взаимосвязь, влияние.

В условиях социальной и экономической нестабильности важным успешного построения карьеры является карьерная адаптивность субъекта профессионализации. Изучению карьерной адаптивности в психологии посвящены труды Д. Сьюпера, а также М. Савикаса и Э. Порфели. Карьерная адаптивность — это способность человека справляться с текущими и будущими задачами, переходами и проблемами в рамках своей карьеры [6].

Одно их важнейших мест в работе занимает исследование особенностей волевой регуляции людей подросткового возраста. Работа базируется на теоретических исследованиях Е. П. Ильина, Б. Г. Ананьева, А. И. Высоцкого и др. Волевая регуляция — сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концетрации этой активности в необходимом направлении [3]. Актуальность изучения особенностей и формирования воли в данном возрасте определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируются качественно новые характеристики воли, как и других процессов, а также потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества.

В психологии тема взаимосвязи воли и адаптивности достаточно актуальна, но мало изучена в настоящее время. Связи между саморегуляцией и профессиональным самоопределением человека обнаружены во многих исследованиях, однако как сам механизм этой связи, так и вопрос её устойчивости не до конца понятны, поскольку в публикациях отсутствует согласованность данных по стабильности этой связи на разных этапах профессионального становления личности.

Цель исследования — выявить взаимосвязь и влияние волевой регуляции и карьерной адаптивности старшеклассников.

Объект исследования — личность старшеклассников.

Предмет исследования — карьерная адаптивность и волевая регуляция старшеклассников.

Гипотезы:

  1. существует взаимосвязь волевой регуляции и карьерной адаптивности;
  2. уровень волевой регуляции влияет на уровень развития карьерной адаптивности, но существует различие во влиянии отдельных параметров волевой регуляции, а именно более существенное влияние на карьерную адаптивность оказывают такие волевые качества, как ответственность, самостоятельность и выдержка.

Для изучения уровня сформированности карьерной адаптивности была использована методика «Шкала карьерно-адаптационных способностей» (CAAS) М. Савикаса и Э. Порфели [2].

Для изучения уровня развитости волевой регуляции был использован опросник «Волевые качества личности» (ВКЛ) М. В. Чумакова [4].

В исследовании приняли участие ученики старших классов общеобразовательного учреждения города Владимира в возрасте от 15 до 18 лет. Общее количество испытуемых — 68 человек, из которых 50 девушек и 18 юношей.

Математический аппарат: среднее арифметическое, стандартное отклонение, коэффициент вариации, коэффициент корреляции Спирмена, регресионный анализ.

В начале был исследован уровень развития карьерной адаптивности у старшеклассников. Были получены результаты по методике «Шкала карьерно-адаптационных способностей» (CAAS) М. Савикаса и Э. Порфели, в которой были исследованы 4 показателя карьерной адаптивности (заинтересованность, контроль, любознательность и уверенность), а также общий балл карьерной адаптивности.

Таблица 1

Описательные статистики методики М. Савикаса и Э. Порфели «Шкала карьерно-адаптационных способностей» ( n = 68)

Исследуемые признаки

Статистические показатели

Х ср

Ϭ

Заинтересованность

17,84

4,56

Контроль

19,32

4,59

Любознательность

19,60

5,10

Уверенность

19,12

4,73

Общий балл карьерной адаптивности

75,88

15,79

По данным, которые представлены выше, можно сделать вывод о том, что все четыре показателя карьерной адаптивности находятся в пределах возрастной нормы, в том числе и общий балл карьерной адаптивности.

Далее были изучены уровни сформированности волевой регуляции (волевых качеств) у старшеклассников при помощи опросника «Волевые качества личности» (ВКЛ) М. В. Чумакова. Далее представлены полученные данные по 9 шкалам и общий балл волевой регуляции.

Таблица 2

Описательные статистики методики М. В. Чумакова «Волевые качества личности» ( n = 68)

Исследуемые признаки

Статистические показатели

Х ср

Ϭ

Ответственность

7,35

1,89

Инициативность

6,10

1,75

Решительность

5,62

1,56

Самостоятельность

5,53

1,93

Выдержка

4,37

1,12

Настойчивость

6,72

1,64

Энергичность

5,35

1,79

Внимательность

4,37

1,55

Целеустремленность

5,09

2,04

Общий балл волевых качеств личности

5,74

1,64

Рассматривая полученные данные, можно сделать вывод о том, что такие волевые качества, как ответственность и настойчивость находятся на высоком уровне развития. Такие волевые качества, как инициативность, решительность, самостоятельность, энергичность и целеустремленность находятся в пределах возрастной нормы. На низком уровне развития оказались такие волевые качества, как выдержка и внимательность.

Для исследования наличия или отсутствия взаимосвязи карьерной адаптивности и волевой регуляции был проведён корреляционный анализ. Ниже приведены результаты расчёта коэффициента корреляции r-Спирмена.

Таблица 3

Взаимосвязь карьерно-адаптационных способностей и волевых качеств личности ( n = 68)

Примечание: * p≤0,05, ** p≤0,01, *** p≤0,001

По результатам выше, можно заметить, что многие значения достигают уровня статистической значимости. Параметр «общий балл карьерной адаптивности» достоверно коррелирует с параметрами «ответственность», «инициативность», «решительность», «самостоятельность», «выдержка», «настойчивость», «энергичность», «внимательность» и «целеустремленность». Полученные значения свидетельствуют о том, что существуют взаимосвязи между общим баллом карьерной адаптивности и волевыми качествами личности.

Параметр «общий балл волевых качеств личности» достоверно коррелирует с такими параметрами карьерной адаптивности, как «заинтересованность», «контроль», «любознательность» и «решительность». Полученные значения свидетельствуют о том, что существуют взаимосвязи между общим баллом волевых качеств личности и карьерно-адаптационными способностями.

Изучая таблицу 3, стоит также заметить, что многие значения шкал методики «Волевые качества личности» М. В. Чумакова достигают уровня статистической значимости со значениями шкал методики М. Савикаса и Э. Порфели «Шкала карьерно-адаптационных способностей» что, в свою очередь, указывает на то, что взаимосвязь присутствует не только с общими баллами волевых качеств и карьерной адаптивности, но и с их параметрами

Взаимосвязь параметров «контроль» и «решительность», «контроль» и «самостоятельность», «уверенность» и «внимательность» не достигает уровня статистической значимости. В данном случае, мы не можем утверждать, о наличии взаимосвязи между данными параметрами.

В ходе анализа выраженности волевых качеств личности и карьерно-адаптационных способностей, а также их множественных взаимосвязей обращают на себя внимание некоторые детерминанты, развитие которых может оказывать влияние на карьерную адаптивность старшеклассников.

  1. Влияние волевых качеств личности на карьерную адаптивность старшеклассников можно представить в виде уравнения: Общий балл карьерной адаптивности = 30,45 + (7,92) Итоговый балл волевых качеств личности.

Предполагаемое влияние волевых качеств личности на карьерную адаптивность старшеклассников соотносится с значением коэффициента множественной детерминации R 2 = 0,67 ( F = 136,04, при p = 0,000).

  1. Влияние волевых качеств личности на карьерную адаптивность старшеклассников можно представить в виде уравнения: Общий балл карьерной адаптивности = 13,67 + (1,88) Ответственность + (1,68) Самостоятельность + (3,66) Выдержка + (2,47) Энергичность + (2,27) + Внимательность.

Возможное влияние волевых качеств личности на карьерную адаптивность старшеклассников соотносится с значением коэффициента множественной детерминации R 2 = 0,60 ( F = 21,50, при p = 0,000).

Рассматривая полученные значения, можно говорить о том, что было установлено наличие влияния волевых качеств на карьерную адаптивность старшеклассников. Помимо влияния общего балла волевых качеств личности на карьерную адаптивность, было выявлено влияние таких волевых качеств, как ответственность, самостоятельность, выдержка, энергичность и внимательность. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что чем выше уровень развития волевой регуляции (волевых качеств), тем успешнее человек справляется со сложными, нестандартными и неопределенными ситуациями не только в профессиональной, но и повседневной, учебной деятельности. Чем выше уровень волевой регуляции, тем шире и разнообразнее круг задач, которые старшеклассник успешно решает, тем легче он осваивает новые, все более сложные виды и формы произвольной активности (предметные действия, общение, учение, работа), демонстрируя высокую степень осознанности и понимания объективных внешних условий деятельности и собственных субъективных возможностей, своих слабых и сильных сторон.

Чем более старшеклассник самостоятелен и энергичен, тем лучше он понимает своё место в профессиональной деятельности, осознает свои карьерные интересы, и возможности своей будущей карьеры. Ему проще справляться с преградами и препятствиями, которые встречаются в профессиональной деятельности. Чем выше уровень развития ответственности, выдержки и внимательности, тем проще таким испытуемым приспособиться к подходящей работе. Они проявляют признаки планирования своих карьерных целей, доступных им возможностей и возможных изменений в выбранной ими профессии, которые могут потребовать от них изменения текущего карьерного пути.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что гипотезы, сформулированные в начале исследования, были подтверждены, а именно существует взаимосвязь волевой регуляции и карьерной адаптивности, а также уровень волевой регуляции влияет на уровень развития карьерной адаптивности, но существуют различие во влиянии отдельных параметров волевой регуляции, а именно более существенное влияние на карьерную адаптивность оказывают такие волевые качества, как ответственность, самостоятельность и выдержка. Стоит отметить, что помимо указанных трех волевых качеств существенное влияние на развитие адаптивности ещё оказывают энергичность и внимательность. И основным показателем, влияющим на развитие карьерной адаптивности, является общий балл развития волевых качеств личности. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень развития волевой регуляции влияет на развитие составляющих карьерной адаптивности.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
  2. Кондратюк Н. Г.,Бурмистрова-Савенкова А. В., Моросанова В. И. Шкала карьерно-адаптационных способностей М. Савикаса и Э. Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. Вып. 3. С. 555–575.
  3. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Р. С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  4. Чумаков, М. В. Эмоционально — волевая регуляция деятельности (структура, типы, особенности функционирования в социальном взаимодействии) / М. В. Чумаков. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. — 259 с.
  5. Savickas M., Porfeli E. Career Adapt-Abilities Scale: construction, reliability, and measurement equivalence across 13 countries // Journal of Vocational Behavior. 2012. Vol. 80. Pp. 661–673.
  6. Super D. E., Savickas M. L., Super C. M. The life-span, life-space approach to careers // Career choice and development / ed. by D. Brown, L. Brooks. 3rd ed. San Francisco: Jossey Bass, 1996. Pp. 121–178.
Основные термины (генерируются автоматически): карьерная адаптивность, волевая регуляция, волевое качество личности, общий балл, карьерная адаптивность старшеклассников, уровень развития, CAAS, качество, статистическая значимость, существенное влияние.


Похожие статьи

Мотивация достижения успеха у подростков с разным уровнем самооценки

Статья исследует связь между самооценкой и мотивацией достижения у подростков. В исследовании были использованы методики С. А. Будасси и А. Мехрабиана. Полученные результаты демонстрируют значимую роль самооценки в формировании мотивации достижения у...

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков

В данной статье рассмотрено понятие мотивации, ее виды и особенности развития. Также представлены результаты исследования внутренней учебной мотивации у подростков, представлены данные, после проведения психокоррекционной программы.

Самооценка и ее роль в формировании личности

В статье рассматриваются причины заниженной самооценки, а также ее влияние на формирование личности подростка, приведены результаты исследования уровня самооценки, проведенного автором, а также представлен комплекс упражнений для повышения уровня сам...

Похожие статьи

Мотивация достижения успеха у подростков с разным уровнем самооценки

Статья исследует связь между самооценкой и мотивацией достижения у подростков. В исследовании были использованы методики С. А. Будасси и А. Мехрабиана. Полученные результаты демонстрируют значимую роль самооценки в формировании мотивации достижения у...

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков

В данной статье рассмотрено понятие мотивации, ее виды и особенности развития. Также представлены результаты исследования внутренней учебной мотивации у подростков, представлены данные, после проведения психокоррекционной программы.

Самооценка и ее роль в формировании личности

В статье рассматриваются причины заниженной самооценки, а также ее влияние на формирование личности подростка, приведены результаты исследования уровня самооценки, проведенного автором, а также представлен комплекс упражнений для повышения уровня сам...

Задать вопрос