Исследование уровня развития коммуникативной компетенции подростков в образовательной организации на базе АУ «Югорский колледж-интернат олимпийского резерва» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XCI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)

Дата публикации: 29.11.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Покуса, М. А. Исследование уровня развития коммуникативной компетенции подростков в образовательной организации на базе АУ «Югорский колледж-интернат олимпийского резерва» / М. А. Покуса. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 59-64. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/525/18736/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует уровень коммуникативной компетенции у подростков.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, подросток, образовательная организация

Общество сегодня развивается стремительно. В связи с этим у государства возникают требования к совершенствованию личности подрастающего поколения. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения возникает ряд задач, касающихся личностного и социально-нравственного развития ребенка. Успешное достижение этих задач возможно благодаря педагогам, психологам и другим специалистам в области обучения, развития и воспитания обучающихся. Одним из требований стало повышение уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся. Знания об основах общения, а также речевые и коммуникативные умения и навыки составляют коммуникативную компетентность, которая крайне важна для успешной социализированной личности.

Развитие коммуникативной компетенции становится все более актуальной проблемой в современном мире. И. А. Бодалев, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Зимняя, А.А., А. К. Марков, Л. А. Петровская, С. В. Титова и многие другие рассматривали эту проблему в своих трудах.

Предмет исследования — уровень развития коммуникативных компетенций подростков.

Цель — на основе теоретического и эмпирического исследования выявить уровень развития коммуникативных компетенций у подростков в образовательной организации.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие «коммуникативные компетенции» в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов и охарактеризовать их;

2) выявить уровень развития коммуникативных компетенций у подростков в образовательной организации.

Исследование проводилось в условиях образовательного процесса на базе АУ «Югорский колледж-интернат олимпийского резерва». В данном учреждении обучаются дети со спортивной одаренностью. Нами было выбрано данное учреждение, т. к. коммуникативные компетенции у спортсменов играют важную роль в их развитии как на уровне личных, так и командных достижений. Была проведена диагностика коммуникативных компетенций у подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Всего в диагностике приняли участие 69 учащихся.

На сегодняшний день для оценки уровня развития коммуникативных компетенций используются различные методические инструменты. В нашем исследовании диагностика осуществлялась преимущественно с помощью тестовых методик.

Методы диагностического исследования:

  1. Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) Данный тест предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
  2. Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявский, В. А. Федорошин (КОС). Данная методика применяется в ситуациях, которые связаны с активным взаимодействием с другими людьми. Методика базируется на принципе оценки некоторых особенностей поведения человека в различных ситуациях.

Рассмотрим результаты тестирования Л.Михельсона, представленные на рис. 1.

Результаты диагностики учащихся с помощью теста Л.Михельсона

Рис. 1. Результаты диагностики учащихся с помощью теста Л.Михельсона

Данный тест предлагает диагностируемому представить ситуацию поведения с окружающими и решить тем самым поставленную задачу, у которой есть правильный ответ. К каждой ситуации предлагалось пять возможных вариантов поведения. Опросник содержал описание 27 коммуникативных ситуаций.

Все вопросы были разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

1) ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера;

2) ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания;

3) ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой;

4) ситуации беседы;

5) ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека) [1].

Авторами методики был разработан ключ, с помощью которого можно было определить стиль коммуникативного поведения: зависимый, агрессивный или компетентный.

Опираясь на данные, представленные на рисунке 1, можем отметить, что у учащихся преимущественно агрессивный стиль коммуникативного поведения. Данный результат означает, что учащиеся могут проявлять настойчивость в выражении своих мнений и потребностей, иногда игнорируя мнения и чувства других, часто вступают в споры и конфликты, а также не могут принимать конструктивную критику и реагируют на нее раздражением или нападением.

Рассмотрим результаты тестирования «Коммуникативные и организаторские склонности», представленные на рис. 2.

Результаты диагностики учащихся с помощью методики В. В. Синявского и В. Н. Федоришина

Рис. 2. Результаты диагностики учащихся с помощью методики В. В. Синявского и В. Н. Федоришина

Данный тест предлагал учащимся на каждый вопрос ответить «да» или «нет». Опросник содержал 40 утверждений. Для интерпретации результатов подсчитывалось количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычислялись оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле: К = 0,05. С, где К — величина оценочного коэффициента С — кол-во совпадающих с ключом ответов. Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 — о низком уровне [2].

Опираясь на данные, представленные выше, мы можем отметить, что у учащихся уровень коммуникативные умений равен — 0,58 (оценка «3»: средний), а уровень организаторских умения равен — 0,61 (оценка «2»: ниже среднего). Данный результат может быть интерпретирован следующим образом: средний уровень коммуникативных умений показывает, что учащиеся демонстрируют достаточный уровень навыков общения, они достаточно уверенно могут выражать свои мысли и мнение, способны работать в команде, но при этом у них существуют «барьеры», которые не позволяют им полностью раскрыть свой потенциал в коммуникации. Уровень «ниже среднего» организаторских умений говорит о том, что учащиеся испытывают трудности в организации и структурировании своей работы, группе не хватает лидерских способностей и многие не могут взять на себя инициативу и ответственность, что может говорить о недостаточной уверенности в себе и своих силах.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что тренинг по развитию коммуникативных компетенций для учащихся не только актуален, но и необходим для помощи старшим подросткам в улучшении их межличностных навыков, повышении уверенности в себе и создании более продуктивной и гармоничной учебной и тренировочной среды. В связи с этим необходимо создавать условия для развития коммуникативных компетенций у подростков. Рекомендуется внедрять комплексы мероприятий, которые смогут раскрыть потенциальные возможности каждого подростка.

Литература:

  1. Михельсон Л. Тест коммуникативных умений / Л. Михельсон; пер. и адапт. Ю. З. Гильбуха. — URL: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html (дата обращения: 26.11.2024). — Текст: электронный.
  2. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007. — 672 с. ISBN 5–89570–005–5.- Текст: непосредственный.