В данной статье автор описывает процесс открытости органов государственного и муниципального управления, через программу «Бюджет для Граждан». Даётся определение принципа открытого правительства, основные принципы работы «Бюджета для граждан» и актуальность введения в работу данного сервиса, а также рассматриваются основополагающие документы информационной открытости органов власти, принципы, их интерпретация и механизмы реализации.
Ключевые слова: цифровизация, органы власти, гражданское общество, информационная открытость
Сегодня в мире активно развиваются цифровые технологии, компьютерные и электронные системы, что приводит к увеличению роли открытости информации, включая информацию о доходах и расходах бюджетов разных уровней власти. Это является неоспоримым фактом.
В большинстве стран мира проводится независимый и регулярный обзор цифровой открытости бюджетов. Каждый год растет интерес общественности к повышению цифровой открытости и прозрачности бюджетов, что приводит к увеличению количества стран, в которых основные бюджетные документы своевременно публикуются и становятся доступными для граждан. Это стимулирует публичный контроль за бюджетным процессом.
На международном уровне исследование цифровой открытости бюджетов и их публичный контроль проводится неправительственной организацией под названием Международное бюджетное партнерство (International Budget Partnership), которая была основана в конце 1990-х годов. Международное бюджетное партнерство проводит обзор цифровой открытости бюджета, который является единственным независимым, сопоставимым, регулярным критерием прозрачности бюджета и подотчетности по всему миру.
Начиная с 2006 года, Международное бюджетное партнерство проводит оценку открытости бюджета каждые два года совместно с научно-исследовательскими институтами и общественными организациями. Оценка осуществляется по трем показателям: индексу открытости бюджета, индексу участия граждан в бюджетном процессе и индексу бюджетного надзора.
В России публичный контроль бюджетного процесса осуществляется несколькими органами и институтами, включая Счётную палату Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, а также некоторые независимые экспертные организации и общественные движения. Каждый из этих органов и институтов имеет свои функции и задачи в области контроля за бюджетным процессом.
В связи с необходимостью цифровизации и повышению открытости бюджетного процесса в целях совершенствования механизмов публичного контроля в 2012 г. Российская Федерация заявила о своем намерении присоединиться к международной инициативе «Партнерство по открытости государственного управления».
Открытое государственное управление представляет собой систему принципов, механизмов и инструментов, которые используются для организации государственного управления. Она основана на развитии форм участия граждан в управлении, прозрачности и подотчетности деятельности органов власти, а также на широком использовании современных информационно-коммуникационных технологий для взаимодействия с гражданами.
Комплекс принципов и механизмов публичного контроля над бюджетным процессом подразумевает [1]:
Принцип открытости и доступности информации о бюджетном процессе заключается в том, что информация о бюджете должна быть доступна для всех граждан и понятна. Кроме того, она должна быть прозрачной, чтобы граждане могли легко понимать, как используются государственные средства.
Механизмы, которые позволяют гражданам принимать участие в бюджетном процессе. Они могут включать в себя общественные слушания, консультации, опросы и другие формы, которые позволяют гражданам выражать свое мнение и участвовать в принятии решений о бюджете.
Механизмы контроля за исполнением бюджета. Это включает в себя мониторинг и анализ исполнения бюджета, а также проверку финансовой отчетности и деятельности государственных органов.
Механизмы ответственности за нарушения в бюджетном процессе, которые могут включать в себя судебные и административные процедуры, а также механизмы гражданского контроля. Повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, развитие взаимодействия органов государственной власти (местного самоуправления) и граждан на основе современных технологий также могут быть использованы для обеспечения ответственности за нарушения в бюджетном процессе.
В целом, комплекс принципов и механизмов публичного контроля над бюджетным процессом направлен на обеспечение прозрачности, открытости и ответственности в управлении государственными финансами, а также на повышение участия граждан в процессе принятия решений о бюджете.
Бюджет для граждан — один из основных проектов в рамках публичного контроля бюджетного процесса, целью которого является обеспечение открытости и понятности для населения информации об управлении общественными финансами. Реализация данного проекта способствует:
повышению уровня информированности граждан о бюджетной политике публично-правовых образований (далее — ППО);
росту доверия населения к власти и взаимной ответственности;
повышению уровня грамотности населения в вопросах формирования и исполнения бюджетов ППО;
осуществлению общественного контроля за целевым расходованием бюджетных средств;
созданию условий для участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов; и др.
Сам Бюджет для граждан представляет собой упрощенную версию бюджетного документа ППО.
Для сервиса «Бюджет для граждан», действительно выполняющего свое общественное предназначение, характерны [2]:
самостоятельность и самодостаточность;
понятность, доступность, точность, достоверность, наглядность представленной в нем информации;
своевременность;
регулярность;
наличие обратной связи.
Особое внимание разработчики «Гражданских бюджетов» уделяют способам их распространения и популяризации, так как пассивное размещение этих документов на интернет-порталах не обеспечит необходимого результата [4].
Нормативной основой формирования Бюджетов для граждан является совместный Приказ Министерства финансов, Министерства регионального развития, Министерства экономического развития РФ от 22 августа 2013 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме» (далее — Методические рекомендации) [5].
Согласно вышеуказанному документу, Бюджет для граждан составляется на основе:
проекта закона (решения) о бюджете;
закона (решения) о бюджете;
проекта закона (решения) об исполнении бюджета;
закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.
Бюджет для граждан к проекту закона (решения) и закону (решению) о бюджете рекомендовано представлять в следующей структуре:
вводная часть;
общие характеристики бюджета;
доходы бюджета, расходы бюджета;
межбюджетные отношения;
дополнительная информация.
Бюджет для граждан, составленный на основе проекта закона (решения) или закона (решения) об исполнении бюджета включает:
вводную часть;
исполнение бюджета по доходам;
исполнение бюджета по расходам;
источники финансирования дефицита бюджета (направления использования профицита бюджета);
итоги реализации государственных программ ППО.
Развитию новых возможностей вовлечения граждан в бюджетный процесс будет способствовать «Центр инициативного бюджетирования» (далее — Центр), открытый в 2015 г. в структуре Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов России. Основными направлениями деятельности Центра являются:
координация работы ученых и консультантов, занимающихся вопросами общественного участия в бюджетном процессе;
осуществление экспертно-методологической поддержки Министерства финансов РФ;
внедрение лучших практик инициативного бюджетирования на региональном и муниципальном уровне.
На практике уровень открытости бюджетных данных в регионах и реализация программы «Бюджет для граждан» в значительной степени зависят от деятельности региональных властей, которые выполняют задачи, возложенные на них федеральным правительством. Однако, несмотря на дифференциацию регионального развития в экономическом, социальном и цифровом аспектах, это не оказало значительного влияния на внедрение новых подходов к составлению бюджета и на уровень открытости бюджетных данных. [8].
В условиях современной экономической и политической ситуации взаимодействие между властью и обществом является особенно важным. Однако эксперты отмечают, что недостаток инициативных и просвещенных граждан может стать препятствием для этого взаимодействия. Поэтому, для повышения активности населения, необходимо обеспечить открытость и доступность информации о всех уровнях бюджетного процесса. Для этого можно использовать различные способы и каналы распространения, а также популяризации цифровых сервисов, которые предоставляют данную информацию.
Литература:
- Методические рекомендации по внедрению принципов и механизмов открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Открытого правительства. — Режим доступа: http://open.gov.ru/openregion/ (дата обращения: 16.05.2023).
- Фадейкина Н. В., Синкина А. А. О внедрении Бюджета для граждан в системе нового финансового менеджмента // Сибирская финансовая школа. — 2015. — № 2. — С. 32–40.
- Цветова Г. В. Открытый бюджет в системе управления общественными финансами // Власть и управление на Востоке России. — 2015. — № 1. — С. 72–78.
- Синкина А. А. О мониторинге Бюджетов для граждан // Экономика, управление и финансы в России и за рубежом: материалы I Международной научно-практической конференции. — Ставрополь: Логос, 2015. — С. 83–89.
- Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме: Приказ Министерства финансов Рос. Федерации от 22 авг. 2013 г. № 86н. Приказ Министерства регионального развития РФ от 22 авг. 2013 г. № 357. Приказ Министерства экономического. развития РФ от 22 авг. 2013 г. № 468.
- Концепция формирования открытого бюджета Оренбургской области [Электронный ресурс] // Сайт М-ва финансов Оренбургской области. — Режим доступа: http://www.minfin.orb.ru/ (дата обращения: 16.05.2023).
- Синкина А. А. К вопросу об оценке качества информации, представленной в Бюджетах для граждан // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. — 2015. — № 2. — С. 206–209.
- Эффективность госвласти: рейтинг регионов [Электронный ресурс] // Сайт Открытого правительства. — Режим доступа: http://open.gov.ru/events/ 5512571/ (дата обращения: 16.05.2023).