Градостроительный и функциональный анализ территории подмосковного города Реутова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 12.06.2023

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Попов, Д. Д. Градостроительный и функциональный анализ территории подмосковного города Реутова / Д. Д. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/470/104022/ (дата обращения: 16.11.2024).



В исследовании рассмотрены градостроительные особенности города Реутова, установлено число жителей с привязкой к микрорайонам и каждой из частей города, определены объекты различной функциональной деятельности.

Ключевые слова: город Реутов, станция Реутово, железная дорога, высотность, функциональная емкость, фокус тяготения.

The study examines the town-planning features of the city of Reutov, establishes the number of residents with reference to microdistricts and each of the parts of the city, identifies objects of various functional activities.

Keywords: Reutov city, Reutovo station, railway, altitude, functional capacity, focus of gravity.

Подмосковный город Реутов — городской округ Московской области, располагается у восточной границы Москвы. Большинство историков считает, что этот город образован приблизительно в 1492–1495 годах, но первое упоминание сельца Реутово в Реутовской пустоши известно из Писцовых книг 1573 года. Сейчас город является одним из самых благоустроенных городов Московской области [1].

Город специализируется на ракетно-космической отрасли и обороне страны. Градообразующее предприятие — Акционерное общество «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения» [2]. Территория города составляет 892 гектара, она ограничена Нижегородским и Носовихинским шоссе — дорогами федерального значения [3]. Реутов разделён железной дорогой Горьковского направления на две части: северную и южную, на его территории располагается ж/д станция «Реутово», имеется автономный выход от станции метрополитена «Новокосино». В северной части города находятся практически все технические и административные организации: МФЦ, Муниципальное управление МВД, здание администрации, большая часть медицинских и досуговых учреждений и т. д. А в южной части находится важный транспортный объект — станция метрополитена «Новокосино», а также крупный торговый центр «Реутов-Парк» и городской парк. Поэтому проблема «разрушения» целостности городской среды очень остро стоит в этом подмосковном городе.

Похожей проблемой развития пристанционных пространств занимались специалисты японской архитектурно-инжиниринговой компании «Никкен Секкей» в своём крупномасштабном исследовании. На основе анализа развития железных дорог и пристанционных территорий за более чем вековой период рассматривались ключевые подходы к созданию устойчивых городов, ориентированных на общественный транспорт [4].

Схема плотности населения г. Реутова

Рис.1. Схема плотности населения г. Реутова

По статистическим данным численность населения в Реутове 108 257 человек [5], плотность населения — 12 тыс. чел/кв.км. В ходе проведённого исследования, с помощью опубликованных в широком доступе статистических данных по каждому жилому дому, было установлено суммарное количество зарегистрированных в городе Реутове жителей. Полученные суммарные данные значительно отличаются от опубликованных данных — на 22 749 человек (131 006 против 108 257).

Также по результатам исследования удалось установить число жителей с привязкой к микрорайонам и каждой из частей города: в северной части — 64 357 чел., в южной части — 66 649, при следующей общей площади жилых зон города: северная часть 215 га, южная — 157 га. Средняя плотность в северной части — 320 чел/га, а в южной 500 чел/га.

Данные по каждому микрорайону, учитывая только площади жилой зоны:

Северная часть

Южная часть

№ м/кр

Число жителей

(чел)

Плотность

(чел/га)

№ м/кр

Число жителей

(чел)

Плотность

(чел/га)

1

11728

290

7

11715

387

2

10817

343

8

4822

270

3

12800

318

9

15321

412

4

10754

423

8021

495

5

3734

162

10

11962

640

6

14524

386

10А

14808

800

Таким образом установлено, что в южной части проживает больше жителей при меньшей площади общей жилой зоны. При этом градообразующее предприятие АО Военно-промышленная корпорация НПО Машиностроения, на котором работает в настоящее время более 18 тыс. чел, почти 30 % из 61 тыс. трудоспособного населения города, располагается в северной его части. Следовательно, население южной части города (66 649 чел.) — наиболее плотно заселённая часть города.

Схема функциональной ёмкости зданий

Рис. 2. Схема функциональной ёмкости зданий

В ходе проведенного исследования были установлены объекты различной функциональной деятельности, располагающиеся в каждом доме.

В Реутове находятся два больших торгово-развлекательных центра: в южной части — ТРЦ «Реутов-Парк», в северной — ТРЦ «Шоколад».

Торгово-развлекательный центр «Шоколад» : площадь 160 000 м², 2010 года постройки, имеет 4 этажа. На территории есть парковка — многоуровневая на 1500 мест, наземная на 230 мест, 5 лифтов, 3 траволатора, 5 эскалаторов, 6 входов [6].

Торгово-развлекательный центр «Реутов Парк»: площадь 91 204 м², 2013 года постройки, имеет 4 этажа. На территории есть парковка — подземная на 1000 мест, 2 лифта, 4 эскалатора, 9 входов [7].

Помимо этого, в городе есть два менее крупных торговых центра: в южной части Курс (площадь 8 683 м², 2007 года постройки, имеет 3 этажа, наземная парковка на 40 мест) и Экватор (площадь 21 826 м², 2009 года постройки, имеет 5 этажей, наземная парковка на 216 мест) с основным подземным пешеходным переходом по ж/д; а так же торгово-офисный центр в северной части Карат ( площадь 16 265 м², 2009 года постройки, имеет 4 этажа, парковка — наземная на 150 мест).

Эти фокусы тяготения находятся на одном луче улиц Южная и Ленина по пути движения от метро к подземному пешеходному переходу под Экватором. На этом луче расположено много пунктов общественного питания, а также в первых этажах всех жилых домов на этом луче расположены торговые точки. На прилегающей к станции метрополитена Новокосино территории расположены различные предприятия сферы питания, здравоохранения и услуг.

В новых городских микрорайонах 9, 9А, 10 и 10А все первые этажи так же отданы под объекты питания и сферу услуг, образующих отдельную насыщенную функциональную зону.

Проблема функционального зонирования в Реутове заключается в том, что, хотя город и имеет систему разделения территории на различные функциональные зоны, но при разделении его ж/д на две транспортно не связанные части эта система не работает.

Схема возраста жилых зданий и схема высотности зданий

Рис. 3. Схема возраста жилых зданий и схема высотности зданий

Высота самых высоких знаний в городе — 90 метров. Это жилой дом на Юбилейном проспекте, 16; две башни-близнецы по ул. Лесная, д.11 и д.11, корп.1; башня на ул. Советская, 14, корп.1; комплекс жилых домов в мкр. 6 по ул. Реутовских ополченцев и Некрасова, визуально образующих сплошной ряд высоток, имеющих разительное доминирование по высоте по отношению к типовой застройке 70-х готов 20 века противолежащего через МКАД московского района Ивановский. В северной части расположены очаги застроек жилых домой высотой от 30 до 75 м. при доминирующей высоте зданий до 30 метров.

Однако средняя высотность южной части гораздо более значительней: мкр. 7, 8, 9 — жилые здания от 40 до 75 м., а мкр.9А, 10 и 10 А полностью состоят из зданий высотой 75 м.

Самыми старыми зданиями города являются здания бывшей мануфактуры. Центральный корпус действует с 1840-х годов. Контора фабрики постройки 1850–61 гг. Во второй казарме сейчас располагается здание МФЦ. Третья (1881) и четвёртая казарма (1881) — жилые дома у сквера Победы. Пятая казарма (1910) — здание полиции.

Все эти здания находятся в центре города в непосредственной близости друг к другу. Основой жилой застройки Реутова являются «хрущёвки» и «брежневки», построенные до 1980-х годов, в основном все эти дома находятся в северной части — 163 дома, в южной части — только 16 домов этого периода. Это вызвано тем, что в южной части города долгое время существовала частная жилая застройка, тогда как во времена СССР промышленный центр города был более урбанизирован и быстро развивался. Строительство 80-х годов прошлого века изменило ситуацию — и уже именно южная часть города начала активно развиваться: было построено 31 здание на южной стороне и 11 зданий на северной. Строительство 1990–2010 гг. отличается относительной равномерностью — 22 здания на юге, на севере — 37, при этом активно застраивалась центральная часть города — 25 и 12 зданий на окраинах его северной части.

С 2010 года по нынешнее время, в следствии того, что юг (2 кв.км) в последнее десятилетие застраивался намного активнее, а северная (2,5 кв.км) — менее активно, было построено 43 многоэтажных жилых здания (9 и 10 мкр) на юге, 9 зданий в центральной части севера и 12 зданий на месте старой деревни Ивановское, которое сейчас является 6 мкр. севера.

Южная часть города Реутова так сильно и плотно застроена высокими жилыми домами из-за нескольких факторов:

— невозможность развиваться «вширь», т. к. город ограничен Москвой на западе и юге, Балашихой на востоке и севере;

— близость к Москве и её инфраструктуре и рабочим местам, более низкая стоимость жилья, близкое метро «Новокосино», что делает его привлекательным для жизни для тех, кто работает в столице;

— высокие жилые дома позволяют разместить большое количество людей на небольшой территории, что делает жизнь здесь более доступной для многих людей.

Возведение таких зданий обусловлено ещё и экологическим аспектом, небоскрёбы по своей сути несут роль сокращения распространения урбанизации территорий на природную среду. Развитие города ведет к повышению спроса на жилье и офисные помещения в центральных локациях, площадь которых ограничена. Это приводит к резкому росту цен на земли под строительство, что значительно влияет на стоимость строительства, поэтому идея возведения здания, занимающего минимальную земельную площадь, является все более привлекательной [8].

Из-за совокупности вышеозначенных причин фокус функционального тяготения расположен скорее в южной части города Реутова при большей плотности и меньшей площади застройки в этом районе.

Литература:

  1. Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A0 %D0 %B5 %D1 %83 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B2
  2. АО ВПК НПО «Машиностроение». Режим доступа: http://npomash.ru/society/ru/management.htm
  3. Официальный портал администрации города Реутова. Режим доступа: https://reutov.net/?ysclid=lebnahla4p975786515
  4. Nikken Sekkei: Развитие городского пристанционного пространства. Режим доступа: https://archsovet.msk.ru/books/razvitie-gorodskogo-pristancionnogo-prostranstva
  5. Официальный сайт службы Росстата. Режим доступа: www.gks.ru, свободный
  6. Шоколад. Торговый комплекс. Режим доступа:https: //www.tkchocolate.ru/
  7. Реутов Парк. Режим доступа: https://reutov-park.com/?ysclid=leaiwq4o0726551017
  8. Лячин В. К., Разинкова O. A., Саксон М. Л., Неделько Д. А. Экономические аспекты высотного строительства. Вестник Алтайской Академии экономики и права. Режим доступа:https://vaael.ru/ru/article/view?id=1917&ysclid=liot2oliva748026370
Основные термины (генерируются автоматически): северная часть, южная часть, здание, Реутов, число жителей, город, дом, место, жилой дом, Московская область.


Ключевые слова

железная дорога, станция Реутово, город Реутов, высотность, функциональная емкость, фокус тяготения

Похожие статьи

Пространственно-территориальное развитие подмосковного города Реутова и его устойчивые планировочные элементы

В статье прослеживается преемственность планировочной организации территорий города Реутова для открытия новых возможностей территориального соединения разобщенной городской территории.

Вертикальное озеленение многоэтажных домов города Комсомольска-на-Амуре

В статье представлено теоретическое изложение актуальности вертикального озеленения городской среды с позиции экологического оздоровления окружающей среды. С учетом теоретической базы, разработан проект использования мини — фермы для озеленения прост...

Конструктор местной идентичности на основе классификации фестивальных городов

Статья посвящена выявлению локальной идентичности и формированию облика малого исторического города. Произведен комплексный сравнительный анализ фестивальных городов по определенным параметрам. Выявлены типы фестивалей, правила организации территорий...

Удовлетворённость населения обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры в исторической части городского округа Самара

Статья посвящена вопросам удовлетворённости населения обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры (учреждения здравоохранения, школы и дошкольные учреждения, прочие социальные объекты) в наиболее плотно застроенных районах городского округа С...

Современные формы городской структуры

В статье авторы отражает проблемы и задачи формирования городской среды и городского пространства, факторы влияющие на процесс образования структур города. Раскрывает понятие функционального зонирования территории. А также наиболее актуальные на сего...

Особенности размещения жилой застройки в условиях сложного рельефа в г. Пензе

В статье рассматриваются вопросы размещения жилой застройки в условиях сложного рельефа. Необходимость освоения новых, более сложных территорий возникает в том числе из-за тенденции роста населения и повышения уровня жизни. Выбранный для анализа учас...

Проблемы и перспективы комплексного освоения микрорайонов г. Краснодара

В статье рассмотрены проблемы и перспективы комплексного освоения микрорайонов города Краснодара.

Градостроительная трансформация исторического центра Ростова-на-Дону

Крупные города, региональные центры имеют интенсивное градостроительное развитие, в том числе развиваются, трансформируются исторические территории. Застройка исторических территорий вызывает множество конфликтов, связанных с качеством предлагаемых а...

Экологическая ситуация начала XXI века на территории городского округа Арзамас

В статье рассматривается экологическая ситуация г. Арзамаса и Арзамасского района. Выявляются основные современные экологические проблемы и анализируется состояние окружающей среды и природного комплекса городского округа Арзамаса.

Архитектурно-планировочная организация многоэтажных жилых комплексов в Казахстане

В данной статье рассматриваются архитектурно-планировочная организация многоэтажных жилых комплексов стран СНГ. Автор приходит к выводу о том, что архитектурно-планировочные организации многоэтажных жилых комплексов в Казахстане: «ЖК England», «Зелен...

Похожие статьи

Пространственно-территориальное развитие подмосковного города Реутова и его устойчивые планировочные элементы

В статье прослеживается преемственность планировочной организации территорий города Реутова для открытия новых возможностей территориального соединения разобщенной городской территории.

Вертикальное озеленение многоэтажных домов города Комсомольска-на-Амуре

В статье представлено теоретическое изложение актуальности вертикального озеленения городской среды с позиции экологического оздоровления окружающей среды. С учетом теоретической базы, разработан проект использования мини — фермы для озеленения прост...

Конструктор местной идентичности на основе классификации фестивальных городов

Статья посвящена выявлению локальной идентичности и формированию облика малого исторического города. Произведен комплексный сравнительный анализ фестивальных городов по определенным параметрам. Выявлены типы фестивалей, правила организации территорий...

Удовлетворённость населения обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры в исторической части городского округа Самара

Статья посвящена вопросам удовлетворённости населения обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры (учреждения здравоохранения, школы и дошкольные учреждения, прочие социальные объекты) в наиболее плотно застроенных районах городского округа С...

Современные формы городской структуры

В статье авторы отражает проблемы и задачи формирования городской среды и городского пространства, факторы влияющие на процесс образования структур города. Раскрывает понятие функционального зонирования территории. А также наиболее актуальные на сего...

Особенности размещения жилой застройки в условиях сложного рельефа в г. Пензе

В статье рассматриваются вопросы размещения жилой застройки в условиях сложного рельефа. Необходимость освоения новых, более сложных территорий возникает в том числе из-за тенденции роста населения и повышения уровня жизни. Выбранный для анализа учас...

Проблемы и перспективы комплексного освоения микрорайонов г. Краснодара

В статье рассмотрены проблемы и перспективы комплексного освоения микрорайонов города Краснодара.

Градостроительная трансформация исторического центра Ростова-на-Дону

Крупные города, региональные центры имеют интенсивное градостроительное развитие, в том числе развиваются, трансформируются исторические территории. Застройка исторических территорий вызывает множество конфликтов, связанных с качеством предлагаемых а...

Экологическая ситуация начала XXI века на территории городского округа Арзамас

В статье рассматривается экологическая ситуация г. Арзамаса и Арзамасского района. Выявляются основные современные экологические проблемы и анализируется состояние окружающей среды и природного комплекса городского округа Арзамаса.

Архитектурно-планировочная организация многоэтажных жилых комплексов в Казахстане

В данной статье рассматриваются архитектурно-планировочная организация многоэтажных жилых комплексов стран СНГ. Автор приходит к выводу о том, что архитектурно-планировочные организации многоэтажных жилых комплексов в Казахстане: «ЖК England», «Зелен...

Задать вопрос