В исследовании рассмотрены градостроительные особенности города Реутова, установлено число жителей с привязкой к микрорайонам и каждой из частей города, определены объекты различной функциональной деятельности.
Ключевые слова: город Реутов, станция Реутово, железная дорога, высотность, функциональная емкость, фокус тяготения.
The study examines the town-planning features of the city of Reutov, establishes the number of residents with reference to microdistricts and each of the parts of the city, identifies objects of various functional activities.
Keywords: Reutov city, Reutovo station, railway, altitude, functional capacity, focus of gravity.
Подмосковный город Реутов — городской округ Московской области, располагается у восточной границы Москвы. Большинство историков считает, что этот город образован приблизительно в 1492–1495 годах, но первое упоминание сельца Реутово в Реутовской пустоши известно из Писцовых книг 1573 года. Сейчас город является одним из самых благоустроенных городов Московской области [1].
Город специализируется на ракетно-космической отрасли и обороне страны. Градообразующее предприятие — Акционерное общество «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения» [2]. Территория города составляет 892 гектара, она ограничена Нижегородским и Носовихинским шоссе — дорогами федерального значения [3]. Реутов разделён железной дорогой Горьковского направления на две части: северную и южную, на его территории располагается ж/д станция «Реутово», имеется автономный выход от станции метрополитена «Новокосино». В северной части города находятся практически все технические и административные организации: МФЦ, Муниципальное управление МВД, здание администрации, большая часть медицинских и досуговых учреждений и т. д. А в южной части находится важный транспортный объект — станция метрополитена «Новокосино», а также крупный торговый центр «Реутов-Парк» и городской парк. Поэтому проблема «разрушения» целостности городской среды очень остро стоит в этом подмосковном городе.
Похожей проблемой развития пристанционных пространств занимались специалисты японской архитектурно-инжиниринговой компании «Никкен Секкей» в своём крупномасштабном исследовании. На основе анализа развития железных дорог и пристанционных территорий за более чем вековой период рассматривались ключевые подходы к созданию устойчивых городов, ориентированных на общественный транспорт [4].
Рис.1. Схема плотности населения г. Реутова
По статистическим данным численность населения в Реутове 108 257 человек [5], плотность населения — 12 тыс. чел/кв.км. В ходе проведённого исследования, с помощью опубликованных в широком доступе статистических данных по каждому жилому дому, было установлено суммарное количество зарегистрированных в городе Реутове жителей. Полученные суммарные данные значительно отличаются от опубликованных данных — на 22 749 человек (131 006 против 108 257).
Также по результатам исследования удалось установить число жителей с привязкой к микрорайонам и каждой из частей города: в северной части — 64 357 чел., в южной части — 66 649, при следующей общей площади жилых зон города: северная часть 215 га, южная — 157 га. Средняя плотность в северной части — 320 чел/га, а в южной 500 чел/га.
Данные по каждому микрорайону, учитывая только площади жилой зоны:
Северная часть |
Южная часть |
||||
№ м/кр |
Число жителей (чел) |
Плотность (чел/га) |
№ м/кр |
Число жителей (чел) |
Плотность (чел/га) |
1 |
11728 |
290 |
7 |
11715 |
387 |
2 |
10817 |
343 |
8 |
4822 |
270 |
3 |
12800 |
318 |
9 |
15321 |
412 |
4 |
10754 |
423 |
9А |
8021 |
495 |
5 |
3734 |
162 |
10 |
11962 |
640 |
6 |
14524 |
386 |
10А |
14808 |
800 |
Таким образом установлено, что в южной части проживает больше жителей при меньшей площади общей жилой зоны. При этом градообразующее предприятие АО Военно-промышленная корпорация НПО Машиностроения, на котором работает в настоящее время более 18 тыс. чел, почти 30 % из 61 тыс. трудоспособного населения города, располагается в северной его части. Следовательно, население южной части города (66 649 чел.) — наиболее плотно заселённая часть города.
Рис. 2. Схема функциональной ёмкости зданий
В ходе проведенного исследования были установлены объекты различной функциональной деятельности, располагающиеся в каждом доме.
В Реутове находятся два больших торгово-развлекательных центра: в южной части — ТРЦ «Реутов-Парк», в северной — ТРЦ «Шоколад».
Торгово-развлекательный центр «Шоколад» : площадь 160 000 м², 2010 года постройки, имеет 4 этажа. На территории есть парковка — многоуровневая на 1500 мест, наземная на 230 мест, 5 лифтов, 3 траволатора, 5 эскалаторов, 6 входов [6].
Торгово-развлекательный центр «Реутов Парк»: площадь 91 204 м², 2013 года постройки, имеет 4 этажа. На территории есть парковка — подземная на 1000 мест, 2 лифта, 4 эскалатора, 9 входов [7].
Помимо этого, в городе есть два менее крупных торговых центра: в южной части Курс (площадь 8 683 м², 2007 года постройки, имеет 3 этажа, наземная парковка на 40 мест) и Экватор (площадь 21 826 м², 2009 года постройки, имеет 5 этажей, наземная парковка на 216 мест) с основным подземным пешеходным переходом по ж/д; а так же торгово-офисный центр в северной части Карат ( площадь 16 265 м², 2009 года постройки, имеет 4 этажа, парковка — наземная на 150 мест).
Эти фокусы тяготения находятся на одном луче улиц Южная и Ленина по пути движения от метро к подземному пешеходному переходу под Экватором. На этом луче расположено много пунктов общественного питания, а также в первых этажах всех жилых домов на этом луче расположены торговые точки. На прилегающей к станции метрополитена Новокосино территории расположены различные предприятия сферы питания, здравоохранения и услуг.
В новых городских микрорайонах 9, 9А, 10 и 10А все первые этажи так же отданы под объекты питания и сферу услуг, образующих отдельную насыщенную функциональную зону.
Проблема функционального зонирования в Реутове заключается в том, что, хотя город и имеет систему разделения территории на различные функциональные зоны, но при разделении его ж/д на две транспортно не связанные части эта система не работает.
Рис. 3. Схема возраста жилых зданий и схема высотности зданий
Высота самых высоких знаний в городе — 90 метров. Это жилой дом на Юбилейном проспекте, 16; две башни-близнецы по ул. Лесная, д.11 и д.11, корп.1; башня на ул. Советская, 14, корп.1; комплекс жилых домов в мкр. 6 по ул. Реутовских ополченцев и Некрасова, визуально образующих сплошной ряд высоток, имеющих разительное доминирование по высоте по отношению к типовой застройке 70-х готов 20 века противолежащего через МКАД московского района Ивановский. В северной части расположены очаги застроек жилых домой высотой от 30 до 75 м. при доминирующей высоте зданий до 30 метров.
Однако средняя высотность южной части гораздо более значительней: мкр. 7, 8, 9 — жилые здания от 40 до 75 м., а мкр.9А, 10 и 10 А полностью состоят из зданий высотой 75 м.
Самыми старыми зданиями города являются здания бывшей мануфактуры. Центральный корпус действует с 1840-х годов. Контора фабрики постройки 1850–61 гг. Во второй казарме сейчас располагается здание МФЦ. Третья (1881) и четвёртая казарма (1881) — жилые дома у сквера Победы. Пятая казарма (1910) — здание полиции.
Все эти здания находятся в центре города в непосредственной близости друг к другу. Основой жилой застройки Реутова являются «хрущёвки» и «брежневки», построенные до 1980-х годов, в основном все эти дома находятся в северной части — 163 дома, в южной части — только 16 домов этого периода. Это вызвано тем, что в южной части города долгое время существовала частная жилая застройка, тогда как во времена СССР промышленный центр города был более урбанизирован и быстро развивался. Строительство 80-х годов прошлого века изменило ситуацию — и уже именно южная часть города начала активно развиваться: было построено 31 здание на южной стороне и 11 зданий на северной. Строительство 1990–2010 гг. отличается относительной равномерностью — 22 здания на юге, на севере — 37, при этом активно застраивалась центральная часть города — 25 и 12 зданий на окраинах его северной части.
С 2010 года по нынешнее время, в следствии того, что юг (2 кв.км) в последнее десятилетие застраивался намного активнее, а северная (2,5 кв.км) — менее активно, было построено 43 многоэтажных жилых здания (9 и 10 мкр) на юге, 9 зданий в центральной части севера и 12 зданий на месте старой деревни Ивановское, которое сейчас является 6 мкр. севера.
Южная часть города Реутова так сильно и плотно застроена высокими жилыми домами из-за нескольких факторов:
— невозможность развиваться «вширь», т. к. город ограничен Москвой на западе и юге, Балашихой на востоке и севере;
— близость к Москве и её инфраструктуре и рабочим местам, более низкая стоимость жилья, близкое метро «Новокосино», что делает его привлекательным для жизни для тех, кто работает в столице;
— высокие жилые дома позволяют разместить большое количество людей на небольшой территории, что делает жизнь здесь более доступной для многих людей.
Возведение таких зданий обусловлено ещё и экологическим аспектом, небоскрёбы по своей сути несут роль сокращения распространения урбанизации территорий на природную среду. Развитие города ведет к повышению спроса на жилье и офисные помещения в центральных локациях, площадь которых ограничена. Это приводит к резкому росту цен на земли под строительство, что значительно влияет на стоимость строительства, поэтому идея возведения здания, занимающего минимальную земельную площадь, является все более привлекательной [8].
Из-за совокупности вышеозначенных причин фокус функционального тяготения расположен скорее в южной части города Реутова при большей плотности и меньшей площади застройки в этом районе.
Литература:
- Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A0 %D0 %B5 %D1 %83 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B2
- АО ВПК НПО «Машиностроение». Режим доступа: http://npomash.ru/society/ru/management.htm
- Официальный портал администрации города Реутова. Режим доступа: https://reutov.net/?ysclid=lebnahla4p975786515
- Nikken Sekkei: Развитие городского пристанционного пространства. Режим доступа: https://archsovet.msk.ru/books/razvitie-gorodskogo-pristancionnogo-prostranstva
- Официальный сайт службы Росстата. Режим доступа: www.gks.ru, свободный
- Шоколад. Торговый комплекс. Режим доступа:https: //www.tkchocolate.ru/
- Реутов Парк. Режим доступа: https://reutov-park.com/?ysclid=leaiwq4o0726551017
- Лячин В. К., Разинкова O. A., Саксон М. Л., Неделько Д. А. Экономические аспекты высотного строительства. Вестник Алтайской Академии экономики и права. Режим доступа:https://vaael.ru/ru/article/view?id=1917&ysclid=liot2oliva748026370