Применение сезонных экскурсий в целях развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.06.2023

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Машкова, В. С. Применение сезонных экскурсий в целях развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста / В. С. Машкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 550-552. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103966/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье раскрывается педагогический потенциал современных сезонных экскурсий в развитии познавательного интереса младших школьников. Автор описывает специфику использования уроков-экскурсий в начальной школе, их целевое назначение, дидактические возможности и преимущества.

Ключевые слова: познавательный интерес, сезонные экскурсии, уроки-экскурсии, учебная экскурсия, «Окружающий мир».

The article reveals the pedagogical potential of modern seasonal excursions in the development of cognitive interest of younger schoolchildren. The author describes the specifics of using guided lessons in primary school, their intended purpose, didactic opportunities and advantages.

Keywords: cognitive interest, seasonal excursions, lessons-excursions, educational excursion, «The world around».

Перед каждым учителем в начальной школе возникает дидактическая задача: преобразовать учебный процесс в увлекательную для ученика работу, завлечь школьника в разные виды деятельности, организовать условия для стимулирования познавательной активности младших школьников, совершенствовать их умения и навыки. Для выполнения данной задачи активно используется такой способ как урок-экскурсия. На нем школьники устанавливают взаимосвязь между представленными на уроках фактами и реальностью, наблюдают объекты живой и неживой природы, различные сезонные явления, процессы в их естественном состоянии. Урок-экскурсия включает в себя многие дидактические принципы: доступности, наглядности, взаимосвязи теории и практики, научного подхода.

Экскурсии становятся одним из главных видов уроков и особенной формой организации деятельности по развитию познания учащихся 1–4 классов, но при этом одна из наиболее трудоёмких и сложно организуемых форм обучения.

Потребность приобретать новые знания, познавательный интерес, возникают если регулярно заботиться о расширении кругозора младших школьников — специально осуществлять сезонные прогулки, знакомства с яркими природными местами. Методически грамотная организация наблюдений стимулирует формирование таких значимых качеств детей, как способность наблюдать и внимательность, которые приводят к обогащению знаний о мире природы [1].

Ведущие задачи учебной экскурсии: объединение учебной и внеаудиторной работы учащихся; взаимосвязь учебы и жизненной реальностью, прикладной характер формируемых умений и способностей; становление у школьников интереса к наблюдениям и исследованиям в природе; обогащение их кругозора и познавательно-эстетической культуры; формирование духовно-нравственных ценностей при коммуникации с природой и окружающими людьми [2].

Специальное внимание в рамках данного исследования приобретает природоведческая внешкольная экскурсия тематической направленности (другими словами речь идет об экскурсиях в природу). Природа хранит в себе огромные резервы, которые полноценно и систематически необходимо применять в целях познавательного развития школьников на уроках. Отправным моментом в исследовании природы являются сезонные экскурсии. Выступая разновидностью внешкольных экскурсий в природе, они рассматриваются как специфическая форма осуществления образовательного процесса в школе. Сезонные экскурсии дают возможность организовывать наблюдения непосредственно в природе в условиях естественности (природные явления, объекты, сезонные процессы) и, таким образом, максимально стимулируют развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников.

Неслучайно, в большинстве программ по окружающему миру для начальной школы (например, «Перспектива», «Школа России», «Гармония», «Школа 2100» и др.) значительное место отводится сезонным экскурсиям. Так, в программе «Перспектива» А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой на уроках «Окружающий мир» специальное внимание направлено на экскурсии в природу, где младшие школьники анализируют явления природы, сезонные изменения, осуществляемые с растениями и поведенческими повадками животных и т. д. В рамках рассматриваемой программы мы можем определить несколько тем, которым дидактически целесообразно посвятить экскурсии: «Окружающий мир и путешествие от дома в школу»; «Неживые и живые природные объекты, и явления»; «Природа около школы»; «Чудесные цветники моего города» и др. Данная тематика экскурсий возможна как при изучении нового материала, так и при организации повторных, обобщающих занятий [3].

Ведущая учебная цель этих экскурсий в природу — появление нового знания, в первую очередь, через непосредственные наблюдения за объектами и явлениями природного мира. Формирование экологически образованного школьника включает в себя постоянное единство деятельности познания с эмоциональными реакциями на наблюдаемое в природе. Или другими словами, взаимосвязь эстетических переживаний, эмоций и активной мыслительной работы младшего школьника при формировании у них знаний о природе [4].

Постоянное внимание развитию познавательного интереса к окружающей среде — ключевая задача всех учителей, работающих в начальной школе. Данный интерес появляется постепенно, поэтапно и складывается из несколько элементов. Первоначально — возникает любознательность, а иногда даже элементарное любопытство. Привлечь внимание детей и вызвать их удивление — это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко. Труднее удержать интерес. Этот процесс сложный, длительный. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой, кропотливой и трудной работы, применяя разнообразные методы обучения и воспитания.

Отсюда необходимо так организовать учебную работу, чтобы она давала как можно больше пищи мыслям, чувствам и волевым проявлениям личности ребенка. Анализируя объект наблюдения, то есть, раскладывая его мысленно на составные элементы, человек вычленяет в нем наиболее существенные части.

Основой проведения экскурсий в природу является целенаправленный показ экскурсионных объектов, которые являются источниками знаний, источниками информации. При показе природных объектов широко используется прием сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятие — более точным. Также хорошие результаты дает прием зрительной реконструкции. Этот прием вызывает сильные эмоции и переживания.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что при целенаправленной методически грамотной организации сезонных экскурсий, они воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру, а наблюдения окружающей нас действительности оказывают глубокое воздействие на познавательное развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный. Сезонная экскурсия развивает: умение смотреть и воспринимать внешний вид объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); меткость суждения; инициативу и любознательность; искусство прогнозировать явления и ускорять работу конструирующего воображения.

Сезонные экскурсии позволяют школьнику «послушать», понаблюдать, почувствовать природные явления. Поэтому, исследование природы в начальных классах невозможно без организации сезонных экскурсий. Непосредственные наблюдаемые природные явления, организация изучения которых происходит под руководством учителя, способствует возникновению и поддержанию интереса у школьников к познанию природного мира.

Литература:

  1. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения — М., 2012.
  2. Ахмадуллин Н. Р. Экологическая культура младших школьников: содержание, структура, диагностика: учеб.-метод. пособие / Казань, 2004.
  3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. — М, 2014.
  4. Гринева Е. А., Давлетшина Л. Х. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный аспект. Монография / Москва, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, экскурсия, начальная школа, познавательный интерес, школьник, наблюдение, Окружающий мир, природный мир, специальное внимание, учебная экскурсия.


Похожие статьи

Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной...

Урок-экскурсия в 4 классе (Окружающий мир).

Предметные: научится наблюдать за особенностями растительного и животного мира луга.

Формулировка цели и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.

Занятия-экскурсии как средство формирования познавательного интереса к природе и воспитания экологической культуры...

Развитие познавательной активности обучающихся посредством...

экскурсия является активной формой познания и оценки окружающего мира

Таким образом, учебная экскурсия, организованная для обучающихся, позволяет педагогу охватить образовательный

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по.

Повышение познавательной активности учащихся начальных...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т. В

В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, — это человек

Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Статья раскрывает содержание понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения. Познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности.

Условия формирования экологических знаний младших...

А, значит, акцентировать большее внимание на экологическом развитии детей в школе.

На уроках окружающего мира у младших школьников происходит формирование экологических знаний, необходимых для охраны

3 Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе — М., 2009.

Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.

Развитие внимания младших школьников при изучении...

 В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира.

Развитие внимания является основным параметром учебной и познавательно деятельности школьника начальной школы.

Принципы формирования экологической культуры учащихся...

Ведущие методы преподавания — наблюдение, эксперимент, моделирование.

Начальная школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире

Начальная школа — это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания.

Виртуальные экскурсии как средство формирования...

Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика.

Проведение учебных экскурсий в природу или в музей включает три этапа: подготовка к экскурсии

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по.

Экскурсия в природу — увлекательная форма работы учителя с классом.

Формирование экологических понятий у младших школьников по...

Д. Д. Данилова и др. «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100».

Формы и методы формирования экологических понятий у младших школьников.

Цель экскурсии в природу экологической направленности состоит, прежде всего, в ознакомлении

Внеклассные занятия по формированию экологических понятий. Тема: «Лес как природный комплекс».

Похожие статьи

Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной...

Урок-экскурсия в 4 классе (Окружающий мир).

Предметные: научится наблюдать за особенностями растительного и животного мира луга.

Формулировка цели и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.

Занятия-экскурсии как средство формирования познавательного интереса к природе и воспитания экологической культуры...

Развитие познавательной активности обучающихся посредством...

экскурсия является активной формой познания и оценки окружающего мира

Таким образом, учебная экскурсия, организованная для обучающихся, позволяет педагогу охватить образовательный

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по.

Повышение познавательной активности учащихся начальных...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т. В

В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, — это человек

Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Статья раскрывает содержание понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения. Познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности.

Условия формирования экологических знаний младших...

А, значит, акцентировать большее внимание на экологическом развитии детей в школе.

На уроках окружающего мира у младших школьников происходит формирование экологических знаний, необходимых для охраны

3 Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе — М., 2009.

Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.

Развитие внимания младших школьников при изучении...

 В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира.

Развитие внимания является основным параметром учебной и познавательно деятельности школьника начальной школы.

Принципы формирования экологической культуры учащихся...

Ведущие методы преподавания — наблюдение, эксперимент, моделирование.

Начальная школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире

Начальная школа — это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания.

Виртуальные экскурсии как средство формирования...

Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика.

Проведение учебных экскурсий в природу или в музей включает три этапа: подготовка к экскурсии

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по.

Экскурсия в природу — увлекательная форма работы учителя с классом.

Формирование экологических понятий у младших школьников по...

Д. Д. Данилова и др. «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100».

Формы и методы формирования экологических понятий у младших школьников.

Цель экскурсии в природу экологической направленности состоит, прежде всего, в ознакомлении

Внеклассные занятия по формированию экологических понятий. Тема: «Лес как природный комплекс».

Задать вопрос