В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий мир».
Ключевые слова: внимание, методы, младшие школьники, наблюдение, окружающий мир.
The article deals with the development of attention of primary school children in the study of the world around them. The position of leading scientists is presented. The properties of children's attention are considered. The importance of observation methods in the study of the subject «the world Around us» is determined.
Keywords: attention, methods, primary school children, observation, the world around them.
Актуальность темы развития внимания младших школьников посредством наблюдения при изучении окружающего мира подтверждена особым положением психологических процессов, протекающих в развитии детей начальной школы, поскольку внимание — один из основных компонентов влияния на компоненты психологического процесса становления личности, и именно оно соответствует требованиям, предъявляемыми обществом к школе, к учебно-воспитательными задачами, связанными с формированием личности на основе изучения окружающего мира.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, задачами преподавания курса «Окружающий мир» являются: формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме [1].
Внимание — это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач [2].
Тупталова А. С считает внимание «неотъемлемой частью познавательных процессов, чувств и воли, оно делает успешным весь процесс образования. Зачастую проблемы с усвоением учебного материала, ошибки при выполнении учебных заданий, неумение самостоятельно выполнить порученную работу объясняются не отсутствием у ребенка учебных способностей, не проблемами в развитии познавательных процессов, а недостаточной внимательностью» [3].
Развитие внимания является основным параметром учебной и познавательно деятельности школьника начальной школы. Особенности ребенка начальной школы влияют на формирование навыков школьника, к которым относятся основные: коммуникативные навыки и культурные навыки, которые формируют предпосылку для развития жизненно-активной личности.
Козлова О. В. отмечает: «у младших школьников развивается внимание. Младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Даже сосредотачивая внимание младшие школьники не замечают главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления» [4].
Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Действительно, проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде. Однако в настоящее время оно все чаще начинает рассматриваться учеными как принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности [5].
На настоящем этапе выделяют следующие свойства детского внимания: объем, концентрация, избирательность, устойчивость, переключаемость, произвольность и распределение. Нарушение каждого из них, может привезти к отклонениям в деятельности ребенка и в его поведении. Так, к проявлениям снижения внимания относятся параметры:
- ребенку трудно сохранять внимание, трудно завершить задание;
- снижена собранность и целенаправленность при выполнении задания;
- трудно сосредоточиться на каком-либо занятии или предмете;
- затруднено припоминание нужной информации;
- дети легко возбудимы, отвлечь их может любая мелочь;
- снижены самостоятельность, а также самоконтроль. В непривычных ситуациях дети легко теряют контроль над собой.
Наблюдение является важнейшим источником знаний об окружающем мире, которые дают основу и на которой строятся мыслительные операции, поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей.
Тем не менее, практические работы и наблюдения недостаточны без теоретического материала, полученного детьми на уроках. Кроме того, добавлением к теоретической базе данных является обучение во внеурочное время, на самостоятельной основе. Наблюдение в развитии внимания младших школьников при изучении окружающего мира играет важную роль. В процессе изучения предмета «Окружающий мир» эффективные методы наблюдения за окружающим миром позволяют развить познавательную деятельность.
Одним из активно применяемых методов развития наблюдательности младших школьников является экскурсия, как форма организации обучения в процессе изучения окружающего мира. В процессе участия в экскурсии ребенок получает некое сильное воздействие на его психику, формируя его всестороннее развитие. И в этом процессе работают все анализаторы младшего школьника: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный.
Экскурсия — один из эффективных методов обучения материалов по предмету «Окружающий мир». Это — процесс, позволяющий проводить наблюдение за живой и неживой природой, анализировать различные предметы и явления, рассматривать процессы, происходящие в окружении мира, что формирует внутренний мир ребенка и развивает его познавательную активность.
Помимо прямых методов обучения в процессе изучения предмета «Окружающий мир», важной задачей является направление развития мышления ребенка, что лежит в одной плоскости. Так, по мнению педагога К. Д. Ушинского, «мышление, представляет с одной стороны, основу обучения, с другой же стороны оно является предметом воспитания. Поэтому решающее значение для рационального обучения великий педагог придавал развитию мыслительных процессов: определению свойств предметов, нахождению сходств и различия между предметами, приучению к анализу, синтезу, обобщению, классификации» [6].
Таким образом, наблюдение — один из эффективных методов обучения в начальной школе, роль которого неимоверно велика. Младшим школьникам очень интересен процесс наблюдения, так как в этом возрасте формируется важные свойства: любознательность, самостоятельность, внимание к явлениям.
Мыслительные процессы ребенка школьного возраста способствуют развитию логического мышления на основе размышлений и суждений. На основе этого, наблюдение в процессе изучения предмета «Окружающий мир» интересно не только для детей, но и для учителей, поскольку все активные и интерактивные методы обучения призваны решить главную задачу российского образования — научить ребенка учиться.
Литература:
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
- Большой психологический словарь. Электронный ресурс: https://psychological.slovaronline.com/302-VNIMANIE.
- Тупталова А. С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности / А. С. Тупталова // Молодой ученый. — 2016. — № 26. — С. 610–612.
- Козлова О. В. Внимание младших школьников Электронный ресурс: https://multiurok.ru/files/stat-ia-vnimaniie-mladshikh-shkol-nikov.html
- Захарова И. Н. Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость у младших школьников / И. Н. Захарова // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 272–275.
- Ионкина Н. А. Идеи К. Д. Ушинского о мыслительном процессе и их связь с современностью / Н. А. Ионкина // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, — 2016. — С. 17–19.