Проблема развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условие познания внешнего мира
Авторы: Силонова Ольга Леонидовна, Кононенко Ангелина Петровна, Тушканова Татьяна Владимировна, Юрьева Елена Викторовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 27.09.2020
Статья просмотрена: 254 раза
Библиографическое описание:
Силонова, О. Л. Проблема развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условие познания внешнего мира / О. Л. Силонова, А. П. Кононенко, Т. В. Тушканова, Е. В. Юрьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5541/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена проблемам развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников в условиях образовательной организации. Уделено внимание методам и формам, проведен сравнительный анализ и сделаны выводы об эффективности предложенных методов и их практической значимости.
Ключевые слова: сенсорно-перцептивное внимание; дошкольники; картина мира.
Актуальность исследования. Изменения в политической, социально-экономической сфере, в образовании создают новую психолого-педагогическую ситуацию развития детей. Как отмечает Д. И. Фельдштейн, «изменилось пространство детства» [5].
Внедрение цифровых технологий в образование существенно меняют течение детства, влияя на многие социальные процессы: как дети получают информацию дома и в дошкольной образовательной организации, находят игры по интересам, формируют социальные связи, как проводят свободное время. Дети дошкольного возраста прекрасно владеют цифровыми электронными играми. Существует множество интерактивных игр, которые развивают память, мышление, внимание. Однако сформировать картину мира без чувственного восприятия, без образного восприятия предмета или объекта невозможно.
В современной педагогике и психологии большое значение уделяется исследованию зависимостей основных психофизиологических характеристик ребенка от его индивидуального развития в конкретных условиях жизни. Одной из таких характеристик является сенсорно-перцептивное внимание и его свойства, к которым относится константность восприятия, инвариантность образа объекта в меняющихся условияхразвития. Зависимость сенсорно-перцептивного внимания от индивидуального развития ребенка с изучены многими исследователями (Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева, И. И. Праведниковой, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. И. Шатских и др.
Сенсорно-перцептивное внимание обращено на объекты внешнего мира и является необходимым условием познания внешнего мира и формирование картины мира ребенком.
П. Я. Гальперин считал, что внимание является одним из основных факторов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой действие, направленное на содержание образа, мысли, имеющегося в данный момент времени в психике человека [1].
Доказано (О. Л. Лукьянова, Ю. Г. Бубликова, Е. А. Стребелева, Л. А. Венгер и др.) сенсорное и перцептивное развитие внимания является основой успешного осуществления ребенком разных видов деятельности, формирования способностей. В связи с чем, особую важность приобретает планомерное и систематическое развитие сенсорно-перцептивного внимания с целью познания окружающей действительности.
Е. Ю. Обухова приводит данные исследования, подтверждающие, что в период от 5 до 7 лет происходит интенсивное созревание систем регуляции внимания. Автор отмечает существование индивидуальных различий в организации механизмов внимания, которые существенно влияют на оценку общего уровня интеллекта детей дошкольного возраста [3].
Необходимость нахождения способов разрешения проблемы развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условия познания внешнего мира определила актуальность настоящего исследования и послужила основанием для выбора темы работы.
Объектом исследования является процесс развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников.
Предмет исследования — организация и условия осуществления педагогической поддержки развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников.
Цель исследования : разработать и экспериментально проверить специальный курс по развитию сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условия познания внешнего мира.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 166» г. Воронежа. Всего участвовали 63 ребенка. Исследование было запланировано с сентября 2019 года с проведением четырех мониторингов. Однако, удалось провести два мониторинга промежуточных и исследование на начало эксперимента.
Методы исследования: разработанный специальный курс по развитию сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условия познания внешнего мира. Сенсорно-перцептивное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т. д. Мы взяли за основу зрительное и слуховое внимание. В него вошли следующие методики: «Пять отличий», «Что ты видишь?», настольная игра «Тренажёр: Для развития внимания», «Мозаика деда Мороза», настольная игра «Умный кот», «Антискакун-комплект», «Акустическая настенная тактильная панель», «Дидактический стол с лабиринтом «Бусинки», игра «Эверест 3 в 1» и др.
Педагогами разработаны задачи на развитие слухового и зрительного внимания, например «В парке 5 голубых скамеек и одна зеленая. Сколько в парке белых скамеек?», «Даны три числа: 1; 3; 2. От третьего числа вычтите первое число и к разности прибавьте второе число. Сколько получилось?»; «Назови первую букву своего имени и последнюю букву первого месяца зимы» и др.
Результаты и их обсуждение
С целью выявления результативности реализации специального образовательного курса, проведены два мониторинга. Детям давались задания, близкие по содержанию к тем, что в специальном курсе. Точность ответа оценивалась в баллах от 0 до 5. Погрешность составляла — 0,15 %. Учитывались индивидуальные качества каждого ребенка и индивидуальное сравнение ребенка с ним самим.
Таблица 1
Сравнительный анализ развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников
№ |
Методы диагностики |
Сентябрь 2019 |
Январь 2020 |
Сентябрь 2020 |
1 |
Аудиальные техники |
2,76 < 0,15 |
2,87 < 0,15 |
2,96 < 0,15 |
2 |
Визуальные техники |
2,56 < 0,15 |
2,58 < 0,15 |
2,76 < 0,15 |
3 |
Кинестетические |
2,34 < 0,15 |
2,46 < 0,15 |
2,97 < 0,15 |
4 |
Абстрактные понятия |
1,57 < 0,15 |
1,88 < 0,15 |
2,06 < 0,15 |
Данные сравнения показателей говорят о том, что результат положительный, есть разница между констатирующим мониторингом и мониторингом конечного. Однако, продвижение незначительное. Возможно, причина в длительном отсутствии занятий по программе, т. к. дети не посещали образовательную организацию.
Использованные нами медитативные техники развития сенсорно перцептивного внимания у дошкольников делились на следующие категории: аудиальная (на звуках, звуковых образах, пении, слуховых ощущениях, на стихотворных фрагментах; визуальная (на зрительных ощущениях, образах на рисунках, на картинах, природных камнях, на листьях дерева, на мандалах и др.; кинестетическая (на физических действиях; в дыхательных упражнениях, на телесных ощущениях и др.; абстрактная (различные понятия абстракции).
Рис. 1. Сравнительный анализ развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников
Анализ результатов позволил сделать вывод, что свойства перцептивных единиц, конструируемых зрительной и слуховой системой, на одном и том же стимульном материале в разных условиях его предъявления может определяться как структурой воздействия, так и постановкой перцептивной задачи, решаемой субъектом.
Литература:
- Гальперин, П.Я. // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — Москва: ЧеРо, 2001. — С. 534–542.
- Лукьянова, О.Л., Бубликова Ю. Г. Особенности сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2020. — № 1. — С. 27–32.
- Обухова, Е. Ю. Регуляция внимания у детей 5–7 лет здоровых и с нарушениями развития: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Е. Ю. Обухова. — Московский городской психолого-педагогический университет, 2009. — 163 с.
- Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн //www.jeducation.ru/3_2010/76.html
Похожие статьи
Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов
Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...
Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения
В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий...
Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста
В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.
Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...
Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ
В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации
В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...
Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте
Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...
Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста
Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников
Статья посвящена анализу необходимости поиска новых форм развития познавательной активности старших дошкольников.
Похожие статьи
Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов
Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...
Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения
В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий...
Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста
В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.
Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...
Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ
В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации
В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...
Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте
Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...
Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста
Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников
Статья посвящена анализу необходимости поиска новых форм развития познавательной активности старших дошкольников.