В статье автор приводит примеры использования когнитивных технологий при развитии слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы. Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания экспериментальной группы, т. е. той группы, где целенаправленно использовались когнитивные технологии с группой контрольной, в которой эта технология не применялась. Доказана эффективность когнитивной технологии в развитии и других психических познавательных процессов и в коррекции поведенческих реакций дошкольников подготовительной группы.
Ключевые слова: когнитивные технологии, внимание, психические познавательные процессы.
Когнитивные технологии — это способы и методы достижения целей образования, опирающиеся на данные о процессах познания, обучения, социального взаимодействия, обработки информации человеком на теорию самоорганизации, компьютерные информационные технологии, математическое моделирование элементов сознания и т. д. [3].
Т. А. Ожерельева отмечает, что образовательный процесс задействует, в основном, три направления применения когнитивных моделей [6]: при классическом обучении, при мультимедийном и дистанционном образовании и при тестировании.
Особенностью когнитивных технологий в детском саду является одновременное решение нескольких задач: развитие психических познавательных процессов; развитие коммуникативных навыков; развитие волевых качеств и творческих способностей. Несомненно, что на проявление детской инициативы когнитивные технологии также оказывают внимание, т. к. поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Доказано, что психические познавательные процессы у ребенка и целенаправленное поведение развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.). Например, когнитивно-лингвистический подход считается самым эффективным и быстрым способом для заучивания иностранного языка. Суть подхода на примере изучения иностранного языка в том, что обучающийся анализирует различные модели значений, называемые мыслительной картиной, хотя не знает точно, какое слово, соответствует какому понятию. И только после анализа выделяет основные признаки предмета. Создание мыслительных образов помогают запомнить основные аспекты лексики и сочетаемости понятий.
Анализ научной литературы подтверждает, что когнитивные технологии увеличивают эффективность процесса обучения в дошкольной образовательной организации. Это связано индивидуализаций образовательного процесса, т. к. педагог ориентирован на одного ребенка, а не на группу детей и как результат — выявление одаренных и талантливых детей. Многие исследователи (Е. М. Беспаленко, Г. С. Остапенко, Н. С. Махина, М. Ю. Савченко и др.) подтверждают гипотезу о процессе формирования когнитивных схем. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному, все зависит от его эмоционального отношения к педагогу и заложенных с раннего детства интеллектуальных способностей. Организация педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях, построенного на когнитивных технологиях, улучшает общее качество получаемого образования, увеличивает его эффективность, развивает когнитивные процессы.
В связи с этим, целью исследования стали когнитивные технологии и их влияние на развитие слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
- Разработать комплекс методических и дидактических заданий для дошкольников подготовительной группы, основанных на когнитивных технологиях.
- Реализовать в виде формирующего эксперимента комплекс методических и дидактических заданий для дошкольников подготовительной группы, основанных на когнитивных технологиях.
- Провести сравнительный анализ использования когнитивных технологий при развитии слухового и зрительного внимания в экспериментальной и контрольной группах.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дети подготовительной группыМБДОУ «ЦРР- детский сад № 172» города Воронежа. Всего 27 дошкольников. В качестве сравнения была взята группа детей, не участвовавшая в эксперименте, количество детей — 24.
Методы исследования: «Заметить все» (Р. В. Овчарова) [5]; усиление концентрации зрительного внимания «Рисунок по памяти» (Е. М. Беспаленко) [1]; усиление концентрации слухового внимания тема из раздела «Краеведение» (Н. С. Махина) [4]; лингвистический тест «Назови первую и последнюю букву».
Мониторинговый срез проводился в экспериментальной и контрольной группах. Количество баллов при правильных и быстрых ответах составляло 4, при допущенных ошибках или низкой концентрации слухового и зрительного внимания — 2–0 баллов.
Результаты диагностики, практически все, были одинаковыми в экспериментальной и контрольной группах. Затруднение вызвал лингвистический тест. Например, задание звучащее следующим образом: «Сосредоточьтесь. Не отвлекайтесь. А теперь быстро назовите первую букву первого месяца зимы и последнюю букву своего имени». Многие дети путались и называли первую букву первого месяца зимы «Я» (январь), хотя январь является первым месяцем года, а первый месяц зимы — декабрь.
Некоторые затруднения вызвали вопросы викторины по краеведению, хотя перед проведением теста воспитатели групп прорабатывали эти темы.
Когнитивные технологии для развития слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной экспериментальной группы были следующими: игра «Что изменилось», математические задачи с условием в косвенной форме, найди похожую картинку (Ерофеева Т. И.) [2]; корректурная проба (знаковая лингвистическая, знаковая цифровая, с изображением предметов); лингвистические упражнения; коммуникативные игры «Поменяйся местом с».., «Ветер дует на тех, кто…», «Зеркало», размотай клубок из сказки.
Результаты и их обсуждение
Эксперимент длился с ноября 2017 года по апрель 2018 года. Эксперимент, проводимый в рамках научного исследования, вызывал большой интерес у детей. Обязательным условием было использование метода поощрения в воспитании. Отмечено, что в начале эксперимента задания вызывали трудности у дошкольников, т. к. содержание игр и задач менялось. Например, задача с условием в косвенной форме должна восприниматься на слух и звучит следующим образом: «В парке девять синих скамеек. Их на одну меньше, чем белых. Сколько белых скамеек в парке?». Ребенку необходимо сконцентрироваться на восприятии чисел и цветовой гаммы, он должен держать во внимании информацию и произвести математические действия. Было замечено, что дети холерического типа характера такие задачи решали быстрее, чем другие дети.
Усиление концентрации внимания при помощи корректурной пробы дало положительные результаты только после двух месяцев регулярных занятий. Выполнение на время многих детей приводило в замешательство, и они допускали ошибки.
Сложности в начале эксперимента вызвало задание по «размотке клубка из сказки». Задание состояло в следующем: детям читали сказку «Лиса и рак», «Уголек, Соломинка и Боб». Затем раздавались картинки с изображением героев и сказочных действий. В соревновательной игре дети выкладывали последовательно повествованию сказки картинки. Оценивалась концентрация слухового и зрительного внимания. Легче всего усваивались детьми игры, т. к. они проходили в форме психологических упражнений, где можно было проследить социометрический статус каждого ребенка. В упражнении «Ветер дует на тех, кто…», чаще выбирали тех детей, с кем дружили или хотели дружить.
После завершения эксперимента, контрольная диагностика показала, что у детей, с которыми регулярно проводили занятия с использованием когнитивных технологий для развития и усиления концентрации слухового и зрительного внимания, уровень познавательных процессов намного выше, чем в контрольной группе.
Таким образом, можно сделать вывод: мышление дошкольника подготовительной группы и когнитивность использует два механизма. Первый механизм дает возможность работать с цепочками символов или знаков, с которыми связаны семантические значения, развивая, логическое мышление.
Другой механизм мышления предоставляет возможность работать с образами и представлениями этих образов (сказочных сюжетов). Образы более интегрированы, чем символические представления. При таком подходе ребенок перерабатывает значительно больше содержательной информации, чем при анализе символов.
В обобщенном виде мышление дошкольника и поведение обусловлены совместной работой обоих полушарий человеческого мозга. В одном случае преобладает логический компонент мышления, а в другом — образный. Эксперимент показал, что способность к переходу от одной формы мышления к другой образует когнитивный ресурс. Когнитивный ресурс является источником творческих способностей человека. Эти объясняется успешность в выполнении тестовых заданий «Поменяйся местом с».., «найди похожую картинку». Когнитивный ресурс не был использован детьми в полную силу при выполнении лингвистико-математических заданий, направленных на усиление концентрации слухового внимания. Пример задания: «Даны три числа: два, один, три. От третьего числа отними первое число и прибавь к разности второе число. Быстро назови сумму». Это задание смогли выполнить дети с высоким уровнем развития когнитивных процессов.
Заключение
Когнитивные образовательные технологии формируются на основе определенных принципов и обладают рядом свойств, которые отличаются от информационных и программированных технологий. Они способствуют развитию психических познавательных процессов дошкольников, развитию творчества, регулируют поведение.
Для воспитателя использование когнитивных технологий создает определенные трудности, т. к. недостаточно хорошо развито методическое сопровождение образовательного процесса дошкольной образовательной организации, имеющийся дидактический материал необходимо обновлять, менять задания.
Когнитивные технологии предполагают использование компьютера, так как информационные технологии расширяют спектр воздействия на когнитивную зону дошкольника.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Воспитательная и коррекционно-развивающая работа в общеобразовательных школах: методические рекомендации/ — [Е. М. Беспаленко] — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. — 32 с.
- Ерофеева, Т.И.; Павлова, Л.Н.; Новикова, В. П. Математика для дошкольников Издательство: М.: Просвещение. 1992 г. 191 с.
- Малинецкий, Г.Г., Маненков С.К, Митин Н.А, Шишов В. В. Когнитивный вызов и информационные технологии. / [Текст] / Препринт ИПМ им. М. В. Келдыша № 46, 2010.
- Махина, Н. С. Окружающий мир. Краеведение. Обучающие проверочные работы за курс начальной школы [Текст] / Н. С. Махина, В. И. Прасолова. — Воронеж: [б. и.], 2017. — 103 с.
- Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова/ [Текст]/М.: ТЦ «Сфера», 1996, 148 с.
- Ожерельева, Т. А. Когнитивные особенности получения второго высшего образования / [Текст] / Перспективы науки и образования/ — 2013. -№ 3. — с 106 -111.