Зрительное восприятие и восприятие в целом – сложнейший процесс, происходящий в психике человека, тем более ребенка. Поэтому ученые всего мира, такие как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, В.И. Голод и другие, проводили и проводят различные эксперименты, исследования, чтобы максимально понять процесс восприятия и попытаться разрешить проблему его нарушения.
Изучение зрительного восприятия у нормальных детей и детей с отклонениями в развитии началось уже давно, однако, особое внимание на развитие зрительного восприятия стало уделяться относительно недавно. Но это, безусловно, важная проблема, так как необходимо исследовать, является ли восприятие окружающего мира детьми с нарушениями речи отличным от восприятия детей с нормальной речью. Будут ли дети с нарушениями речи воспринимать окружающий мир искаженно, смогут ли правильно оценивать его. Если у детей с нарушениями речи восприятие мира изменено, то им нужны особые требования к обучению и воспитанию, для полноценной адаптации в обществе. Проблема адаптации и полноценной жизни ребенка с нарушениями речи в обществе неразрывно связана с проблемами восприятия им окружающего мира, одну из первых ролей в восприятии окружающего играет зрительное восприятие. Поэтому проблема зрительного восприятия у детей с нарушениями речи становится все более и более актуальной.
Используя различные методы и подходы, ученые, педагоги, врачи изучали и изучают зрительное восприятие, а также его развитие у детей с нарушениями речи. Значение речи в развитии зрительного восприятия выявил А.Р. Лурия. Установлено, что развитие ребенка на ранних этапах происходит «вокруг» зрительного восприятия и благодаря ему. Разработаны различные методики по развитию зрительного восприятия у детей.
Одним из наименее изученных вопросов специальной психологии является проблема особенностей познавательного развития и развития зрительного восприятия у детей с нарушениями речи. Представления о системном характере нарушения при недоразвитии речи обусловили расширение сферы экспериментальных исследований этой группы детей на неязыковые процессы. Так, было обнаружено, что дети с нарушением речевого развития испытывают трудности восприятия быстро предъявляемых неречевых акустических сигналов, характеризуются рядом специфических особенностей, при решении некоторых предметно-практических задач, испытывают затруднения при переработке зрительной информации и т.п. Как правило, в подобных случаях возникает вопрос о взаимоотношении между речевым и неречевым дефектом. Однако, ответ на него целесообразнее искать, рассматривая нарушение речевого развития как одно из проявлений дефекта познавательного развития в более широком контексте.
Согласно одной из распространенных точек зрения на механизм такого когнитивного нарушения, его основу составляет дефект, или недостаточность, «всех аспектов представления», как одной из форм поведения, затрагивающей «восприятия, воображение, символическую игру, рисунок».
Несмотря на утвердившееся в общей психологии положение о взаимосвязи и взаимозависимости процессов формирования зрительного восприятия, переработки зрительной информации и процессов речевого развития, специальных исследований особенностей этих видов деятельности при нарушениях речевого развития практически не проводилось.
Для того, чтобы подробнее ознакомиться с данной проблемой, следует рассмотреть влияния нарушений речи на зрительное восприятие. Для этого было проведено экспериментальное изучение зрительного восприятия дошкольников.
Цель исследования – выявить особенности зрительного восприятия дошкольников с нарушением речи. При обследовании особенностей зрительного восприятия у дошкольников с нарушением речи были поставлены следующие задачи:
Определить влияние нарушения речи на переключаемость внимания;
Определить влияние нарушения речи на долговременную и кратковременную память;
Определить влияние нарушения речи на целостность зрительного восприятия;
Исследовать влияние нарушения речи на константность зрительного восприятия;
Исследовать влияние нарушения речи на антиципацию зрительного восприятия;
Исследовать влияние нарушения речи на апперцепцию;
Определить влияние нарушения речи на осмысленность зрительного восприятия;
Определить влияние нарушения речи на предметность зрительного восприятия;
Определить влияние нарушения речи на избирательность зрительного восприятия;
Сравнить показатели качества зрительного восприятия у детей с нормальной речью и с нарушением речи.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ д/с комбинированного вида №787 города Москвы. В экспериментальном исследовании участвовали 40 детей старшего дошкольного возраста. (От 5 до 7 лет), из которых 20 детей имели нарушение речи. Нарушения речи определялись как общее недоразвитие речи 3 уровня. Состояние зрения у детей этой группы соответствовало норме. В состоянии опорно-двигательного аппарата и психоневрологической сферы не отмечалось особенностей. 20 детей с нормальной речью составляли сравнительную группу, в которой отклонений в развитии не отмечалось. С детьми проводились групповые и индивидуальные занятия.
Методы исследования
Исследование зрительного восприятия проводилось с использованием методик Р. Тэйлора, Бурдона, А.Р. Лурии, А.Ф. Ануфриева и С.Н. Костроминой.
Использовались следующие методики:
«Тест Тэйлора» (Р. Тэйлор);
«Корректурная проба» (Бурдон);
«Зашумленные изображения» (А.Р. Лурия);
«Наложенные изображения» (А.Р. Лурия);
«Недорисованные изображения» (А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина);
«Что перепутал художник?».
«Тест Тэйлора» (Р. Тэйлор)
Цель - проверка уровня предметности восприятия, зрительного внимания и памяти дошкольников.
Содержание: Этот тест могут проходить лишь дети, достигшие 6-7 лет. Испытуемым дается фигура, предложенная Р. Тейлором. И предлагается ее скопировать на другой лист бумаги.
Инструкция: Посмотри на фигуру. Нарисуй точно такую же на втором листе бумаги.
Анализ результатов: при оценке учитывается точность и время воспроизведения фигуры. После выполнения задания результаты фиксировались, и ребенку проставлялись баллы.
1 – задание выполнено точно. Все детали фигуры точно скопированы. Время не превышает 3 минут;
0,5 – Все детали фигуры скопированы точно, но время превышает 3 минуты. Детали скопированы не все, но время не превышает 3 минут;
0 – Детали скопированы не все, и время превышает 3 минуты.
В группе детей с нарушением речи большинство детей (11) получили 0 баллов, то есть детали были скопированы не все, и время превышало 3 минуты. 1/3 детей (7) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или не все детали были скопированы верно. И только 2 детей задание выполнили точно.
В сравнительной группе большинство детей (12) выполнили задание точно, 1/3 детей (7) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или не все детали были скопированы верно. И только один ребенок не справился с заданием
Следовательно, по результатам изучения у дошкольников с нарушениями речи выявлен низкий уровень предметного восприятия, снижены зрительная память и внимание.
«Корректурная проба» (Бурдон)
Цель – проверка объема зрительного внимания и переключаемости зрительного внимания дошкольников, константность зрительного восприятия.
Содержание: обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке фигур. Исследуемый просматривает фигуры ряд за рядом и поставляет нужный знак в каждой фигуре.
Инструкция: Проставь в каждой фигурке тот знак, который указан в образце.
Анализ результатов: результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных фигур, и по времени, затраченном на выполнение задания. После выполнения задания результаты фиксировались, и ребенку проставлялись баллы.
1 – Задание выполнено хорошо. Ни одной фигуры не пропущено, время не превышает 4 минут;
0,5 – Ни одной фигуры не пропущено, но время превышает 4 минуты. Пропущено некоторое количество фигур, но время не превышает 4 минут;
0 – Некоторое количество фигур пропущено, и время превышает 4 минуты.
В группе детей с нарушением речи большинство детей (14) получили 0 баллов, то есть были пропущены фигуры, и время превышало 4 минуты. 1/4 детей (5) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или некоторые фигуры были пропущены. И только 2 детей задание выполнили точно.
В сравнительной группе большинство детей (10) выполнили задание точно, 1/3 детей (8) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или не все детали были скопированы верно. И только 2 детей не справился с заданием
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей с нарушениями речи выявлен низкий уровень зрительной памяти, а также снижена переключаемость зрительного внимания, зрительное восприятие недостаточно константно.
«Наложенные изображения» (А.Р. Лурия)
Цель – определить уровень предметности зрительного восприятия и проверить функции апперцепции.
Содержание: ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят назвать очертания всех «спрятанных» предметов.
Инструкция: Внимательно посмотри на картинку. Назови, контуры каких предметов ты видишь.
Анализ результатов: успешность выполнения задания оценивалась по двум параметрам. Правильности в назывании контуров предметов и времени, затраченном на узнавание всех предметов. После выполнения задания результаты фиксировались, и ребенку проставлялись баллы.
1 – Все изображения названы верно, и время не превышает 10 секунд;
0,5 – Все изображения названы верно, но время превышает 10 секунд. Не все изображения названы верно, но время не превышает 10 секунд;
0 – Не все изображения названы верно и время превышает 10 секунд.
В группе детей с нарушением речи половина детей (10) получили 1 балл, то есть детали все изображения были названы верно, и время превышало10 секунд. Половина детей (10) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или не все детали были скопированы верно. В сравнительной группе все дети справились с заданием.
Следовательно, по результатам проведенного изучения, можно сказать, что у детей с нарушением речи средний уровень предметность зрительного восприятия и функции апперцепции.
«Недорисованные изображения» (А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина)
Цель – определить сформированность антиципации зрительного восприятия дошкольников, целостность зрительного восприятия.
Содержание: ребенку также предлагается несколько картинок. На этих картинка изображены объекты и предметы. Но только в незаконченном виде (не дорисована часть или половина объекта или предмета). Ребенку предлагается дорисовать объект или предмет.
Инструкция: Посмотри на картинки, как ты думаешь, что хотел нарисовать художник. Помоги художнику, дорисуй оставшиеся детали картинок.
Анализ результатов: результаты оцениваются по двум параметрам. Первый – правильно ли ребенок распознал изображение. Второй – какое количество времени он на это затратил. После выполнения задания результаты фиксировались, и ребенку проставлялись баллы.
1 – Ребенок правильно распознал изображение, и ему затратил на это не более 7 минут.
0,5 – Ребенок правильно распознал изображение, но затратил на это более 7 минут. Ребенок распознал не все изображения правильно, но затратил не более 7 минут.
0 – Ребенок распознал не все изображения правильно и затратил более 7 минут.
В группе детей с нарушением речи большинство детей (14) получили 0 баллов, то есть ребенок неправильно распознал изображения, и время превышало 7 минуты. 1/4 детей (5) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или не все изображения были узнаны верно. И только 4 ребенка задание выполнили точно.
В сравнительной группе большинство детей (15) выполнили задание точно, 1/4 детей (5) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или не все изображения были скопированы верно.
Следовательно, можно заключить, что у детей с нарушением речи антиципация зрительного восприятия и его целостность находятся на низком уровне.
Высокий уровень зрительного восприятия – 4,5 – 6 баллов.
Средний уровень зрительного восприятия – 2,5 – 4 балла.
Низкий уровень зрительного восприятия – 0 – 2 балла.
Результаты обследования зрительного восприятия дошкольников
По результатам исследования зрительных свойств восприятия дошкольников с нарушением речи и сравнительной группы, было выявлено, что у детей с нарушениями речи что в 60 % случаев уровень зрительного восприятия является низким, в 30 % уровень зрительного восприятия является средним, но в 10 % уровень зрительного восприятия является высоким.
Однако, результаты исследования сравнительной группы дошкольников показали, что в 59 % зрительного восприятия находится на высоком уровне, в 40 % случаев наблюдается средний уровень зрительного восприятия, а у 1 % на низком уровне.
По результатам проведенного исследования, выявлено, что у детей с нарушением речи, а именно общим недоразвитием речи 3 уровня, наблюдается нарушение таких свойств зрительного восприятия как: переключаемость зрительного внимания, константность зрительного восприятия, целостность, антиципация, апперцепция, осмысленность, предметность и избирательность. Что диктует необходимость экспериментального обучения детей.
Литература:
Ануфриев А.Ф, Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». Москва, 2000.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Диагностика развития зрительно-вербальных функций». Москва, 2003.
Базарный В.Ф. «Зрение у детей. Проблемы развития». Новосибирск, 1991.
Ватутина Н.Д. «Ребенок поступает в детский сад». Москва, 1983.
И.В. Гребенников, Ю.Ф. Зманский «Наши дети» Москва, 1989.
Ф.Ф.Гудошников «Методика обследования детей в приемно-отборочной комиссии». Свердловск, 1974.
В.Демидов «Как мы видим то, что мы видим». Москва,1987.
Под редакцией Л.С. Волковой «Логопедия». Москва, 2007.
Под редакцией Г.Н.Годиной, Э.Г.Пилюгиной «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста». Москва, 1987.