Развитие познавательной активности обучающихся посредством учебной экскурсии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 24.02.2021

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Сутулина, А. А. Развитие познавательной активности обучающихся посредством учебной экскурсии / А. А. Сутулина, Н. И. Тригуб. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78786/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются теоретические подходы к понятиям «активность», «познавательная активность»; раскрывается роль учебной экскурсии в развитии познавательной активности обучающихся

Ключевые слова: активность, познавательная активность, экскурсия.

The article discusses theoretical approaches to the concepts of «activity», «cognitive activity»; reveals the role of an educational excursion in the development of cognitive activity of students.

Keywords: activity, cognitive activity, excursion.

Ситуация, сложившаяся в современном биологическом образовании, требует активизации познавательной деятельности обучающихся. Потеря интереса к учебе резко снижает качество образования. Одним из способов решения проблемы видится поиск действенных способов повышения эффективности познавательного процесса, например, проведение биологических экскурсий.

Возникшие вначале как необязательные формы внеклассной и внешкольной работы, биологические экскурсии постепенно стали включаться в процесс обучения в качестве непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную форму организации учебно-воспитательного процесса.

Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательной организации, который приобрел бы не только запас теоретических знаний, но и научился использовать полученные знания в ходе активной деятельности. Многие педагогические исследования показывают, что познавательная деятельность оказывает большое влияние на качество мыслительной активности и усвоение знаний, которые способствует совершенствованию способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности.

Прежде чем перейти к рассмотрению значимости экскурсий в познавательной деятельности обучающихся, рассмотрим понятие «активность» с биологической точки зрения: изучение активности связано с исследованием взаимодействия человека со средой. В отличие от животного, у человека она принимает форму деятельности, позволяющая перейти от приспособления к ее преобразованию, в соответствии с собственными целями, имеющими собственно-историческое происхождение [5]. Познавательная активность способствует развитию коммуникативных качеств человека, формирует отношения к окружающей действительности [3]. Обучающийся, в результате познавательной деятельности, ставит самостоятельно цели, определяет пути, методы для решения определенных задач, тем самым удовлетворяя свои интересы и потребности [4].

Одним из эффектных средств, способствующих развитию познавательной активности, считается экскурсия. В педагогическом процессе экскурсия возникла как метод еще ХVIII веке. На протяжении всего развития экскурсионного дела, ученые и практики пытались осмыслить значение и место экскурсии в воспитании человека, ее содержание, эффективность [2].

Современная трактовка понятия «экскурсия» подразумевает, что это методически продуманная демонстрация различных предметов, мест, в основе которой лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о явлениях и процессах. Проводится как экскурсоводом, так и педагогом [5].

По мнению многих педагогов, экскурсия обеспечивает формирование конкретных представлений и впечатлений об окружающей среде у обучающихся. Выполнение заданий, применение различных методов и методик, обеспечивает яркие, конкретные и эмоциональные представления о наблюдаемых объектах. Учебная экскурсия повышает познавательную активность на уроке, способствует лучшему выполнению групповых заданий, и тем самым повышает качество знаний по предмету [2].

Для развития познавательной активности обучающихся с помощью экскурсионного метода познания действительности необходимы следующие педагогические условия:

− природа является образовательной средой, обладающей сильнейшим образовательным, воспитательным и развивающим эффектом;

− выход на экскурсию в природу меняет привычную для ученика обстановку, что приводит к изменению его эмоционального фона и становится средой развития эмоциональной сферы;

− экскурсия является активной формой познания и оценки окружающего мира;

− каждая экскурсия должна быть подготовлена определённым образом, в подготовке принимают участие и учитель, и ученики;

− преобладающую роль в обучении играют практические методы, существенной частью экскурсии являются самостоятельные наблюдения каждого обучающегося, методы проведения экскурсии позволяют обучающимся овладеть навыками элементарного исследования природы;

− собранный на экскурсии природный материал используется на последующих уроках в качестве дидактического и иллюстративного материала [5].

Таким образом, учебная экскурсия, организованная для обучающихся, позволяет педагогу охватить образовательный и воспитательный аспект, нравственное-патриотическое, экологическое воспитание, развить эстетически качества обучающихся. Экскурсионная деятельность способствует повышению интереса к предмету и окружающей среде, а, следовательно, и развитию познавательной активности обучающихся.

Литература:

  1. Бабенко, В.Г., Зайцева, Е.Ю., Пахневич, А.В., Савинов, И. А. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. / В. Г. Бабенко, Е. Ю. Зайцева, А. В. Пахневич, И. А. Савинов М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. — 288 с. -(Портфель учителя)
  2. Байбородова, Т. В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя / Т. В. Байбородова, Т. В. Лаптева. М.: Гуманист, издательский центр ВЛАДОС, 2003. — 176 с
  3. Бакулин В. М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. — № 5. — С.12–17
  4. Барабанова Н. А. Пешеходная экскурсия как образовательное путешествие в рамках Фестиваля «Новое поколение экскурсоводов» // Научная интеграция. Секция 1. Материалы по итогам международного конкурса «Лучшая научно-исследовательская работа 2015». –М.: Издательство «Перо», 2016. –С. 40–47
  5. Баранов В. И., Какорина Г. А. Методика изучения растительности в ходе полевых экологических исследований школьников // Биология в школе. — 2011. — № 2, С. 46–54
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, экскурсия, познавательная активность обучающихся, учебная экскурсия, обучающийся, окружающая среда, познавательная деятельность, познавательная деятельность обучающихся, развитие.


Похожие статьи

Виртуальные экскурсии как средство формирования...

Возможности виртуальных экскурсий в формировании универсальных учебных действий обучающихся обобщим в виде таблицы (на примере виртуальной экскурсии в Кремль). Таблица 1. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных УУД...

Развитие познавательной активности младших школьников по...

Познавательная активность является одним из самых важных мотивов учебной деятельности школьников. При условии, что познавательная активность, с помощью учителя, организована на высоком уровне, ученики, имеющие проблемы в обучении могут выйти на новый уровень...

Познавательная активность учащихся как инструмент обучения...

Рассматривая познавательную деятельность как основу развития учащегося в образовательном процессе, следует выделить развитие познавательной активности учащихся в роли основного инструмента в достижении образовательных целей.

Формирование познавательных интересов обучающихся

 Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений развития школы нашего времени. Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов...

О сущности познавательного интереса и его роли в обучении

Важным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках являются нестандартные формы уроков.

Формирование познавательных интересов обучающихся.

познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные учебные действия.

Экскурсия как форма исследовательской деятельности...

Экскурсия — это одна из форм организации учебной деятельности, которая может быть

При формировании и развитии у обучающихся навыков исследовательской необходимо

При соблюдении этих принципов в процессе организации экскурсионной деятельности...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности...

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по

На экскурсиях мы наблюдаем за природой, вместе с ребятами стараемся изучить незнакомые...

Повышение познавательной активности учащихся начальных...

 Идея опыта по теме «Повышение познавательной активности учащихся начальных классов через

Обзорная экскурсия по городу, экскурсия «Старый

Познавательная деятельностьдеятельность, в ходе которой учащиеся осознают воспринимаемые предметы и явления...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач...

Похожие статьи

Виртуальные экскурсии как средство формирования...

Возможности виртуальных экскурсий в формировании универсальных учебных действий обучающихся обобщим в виде таблицы (на примере виртуальной экскурсии в Кремль). Таблица 1. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных УУД...

Развитие познавательной активности младших школьников по...

Познавательная активность является одним из самых важных мотивов учебной деятельности школьников. При условии, что познавательная активность, с помощью учителя, организована на высоком уровне, ученики, имеющие проблемы в обучении могут выйти на новый уровень...

Познавательная активность учащихся как инструмент обучения...

Рассматривая познавательную деятельность как основу развития учащегося в образовательном процессе, следует выделить развитие познавательной активности учащихся в роли основного инструмента в достижении образовательных целей.

Формирование познавательных интересов обучающихся

 Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений развития школы нашего времени. Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов...

О сущности познавательного интереса и его роли в обучении

Важным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках являются нестандартные формы уроков.

Формирование познавательных интересов обучающихся.

познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные учебные действия.

Экскурсия как форма исследовательской деятельности...

Экскурсия — это одна из форм организации учебной деятельности, которая может быть

При формировании и развитии у обучающихся навыков исследовательской необходимо

При соблюдении этих принципов в процессе организации экскурсионной деятельности...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности...

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по

На экскурсиях мы наблюдаем за природой, вместе с ребятами стараемся изучить незнакомые...

Повышение познавательной активности учащихся начальных...

 Идея опыта по теме «Повышение познавательной активности учащихся начальных классов через

Обзорная экскурсия по городу, экскурсия «Старый

Познавательная деятельностьдеятельность, в ходе которой учащиеся осознают воспринимаемые предметы и явления...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач...

Задать вопрос