Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 07.04.2017

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Платунова Е. В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 645-647. — URL https://moluch.ru/archive/148/41549/ (дата обращения: 28.05.2018).



Особенностью содержания современного образования является формирование универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах, что обеспечивает способность обучающегося к организации самостоятельной учебной деятельности. Согласно п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основная образовательная программа должна реализоваться через организацию урочной и внеурочной занятости в начальной школе. Внеурочная деятельность обучающихся организуется в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Таким образом, благодаря разнообразию форм организации, внеурочная деятельность играет особую роль в формировании УУД обучающихся.

Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности является экскурсия. Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю [6]. Таким образом, экскурсия развивает эмоционально-чувственную сферу, способствует повышению образовательного и культурного уровня, воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности, прививает навыки исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов об изучаемом объекте.

Сегодня, в связи с активным внедрением во все сферы нашей жизни информационно-коммуникационных технологий, все большую популярность приобретают нетрадиционные формы экскурсий, а именно — виртуальные. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова дает определение понятию «виртуальный» — это несуществующий, но возможный [3].Т. Ф. Ефремова в «Новом словаре русского языка» предлагает следующую трактовку данного термина: такой, который может или должен проявиться, возникнуть и т. п. при определенных условиях, возможный [2].Виртуальной экскурсию делает интерактивный способ ее просмотра: посетители данной экскурсии могут «попасть» в соответствующее место, самостоятельно выбирая последовательность и точки осмотра, а также различную дополнительную информацию (фотографии, тексты, звук или видео по теме экскурсии).Также к виртуальным можно отнести экскурсии по объектам, ныне не существующим (например, в ходе виртуальной экскурсии «Старинные улицы Вятки» обучающиеся знакомятся с тем, как выглядел наш город в начале-середине ХХ века). Виртуальные экскурсии — это эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого объекта. Таким образом, виртуальная экскурсия позволяет обучающимся побывать в новых местах, получить информацию об объекте экскурсии удаленно, в том числе и на уроке. В то же время виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ: создаваемая модель позволяет осуществлять перемещения по виртуальному объекту, вращение объекта, размещение интерактивных элементов, т. е. эффект присутствия ощущается здесь наиболее полно. Виртуальные экскурсии расширяют возможности внеурочной деятельности, ведь отличительной чертой данного вида экскурсий являются доступность, возможность осмотра объекта в любое удобное время.

Одной из интереснейших виртуальных экскурсий является экскурсия в Кремль (проект «Открытие Кремля») [1]. Экскурсия позволяет не только увидеть Московский Кремль с высоты птичьего полета, побывать на улицах и площадях Кремля, посетить залы Большого Кремлевского дворца, но и «посидеть» за рабочим столом Президента в его кабинете, побывать в Президентской библиотеке, а также других помещениях Сенатского дворца. В дополнение, экскурсант может познакомиться с часовым механизмом и музыкальным барабаном Курантов. Так говорят об этом проекте его авторы: «Сенатский дворец и Большой Кремлевский дворец предстанут перед Вами во всех мелочах — вплоть до надписей на корешках книг, стоящих в шкафах Президентской библиотеки, и едва заметных деталей древних росписей Грановитой палаты. Вы рассмотрите каждый камень, каждый предмет интерьера, каждый вензель на высоких потолках, каждый листок в кремлевских садах так, как если бы Вы находились в непосредственной близости к ним» [1]. Данная экскурсия является интерактивной в полной мере: можно самостоятельно определить последовательность и точки осмотра, приблизить объект, прослушать информацию об истории сооружения. Как видим, возможности данного интернет-ресурса позволяют не только проведение данной экскурсии педагогом, но и самостоятельное знакомство обучающихся с Кремлём. Материал экскурсии способствует развитию познавательного интереса обучающихся, способствует формированию у обучающихся основ гражданской идентичности, является основой для организации проектной или исследовательской деятельности школьников.

Возможности виртуальных экскурсий в формировании универсальных учебных действий обучающихся обобщим в виде таблицы (на примере виртуальной экскурсии в Кремль).

Таблица 1

Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных УУД обучающихся

п/п

Формируемое УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общеучебные универсальные действия

1.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Предлагает обучающимся самостоятельно определить тему и цель экскурсии.

Знакомясь со стартовой страницей экскурсии, выдвигают предположения по теме экскурсии, самостоятельно, либо с помощью наводящих вопросов учителя, формулируют цель экскурсии.

2.

Поиск и выделение необходимой информации.

Рассказывает об объекте.

Соотносят информацию, полученную на слух с той, которую восприняли зрительно.

Организует работу с письменными источниками, относящимися к теме экскурсии.

Рассматривают предмет в реальном времени, а затем сравнивают с данными письменных источников. Дают полную характеристику объекта.

Организует самостоятельную работу с сайтом экскурсии (индивидуальную или групповую).

Самостоятельно работают с интернет-ресурсом, навигацией сайта, выполняют поиск необходимого объекта, изучают его.

3.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Задает вопросы по содержанию экскурсии.

Отвечают на вопросы по теме экскурсии, описывают увиденное.

4.

Знаково-символические действия (моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта).

Предлагает построить модель / подготовить схему изученного объекта, используя полученную в ходе экскурсии информацию.

Строят модель / готовят схему изученного объекта.

Логические универсальные действия

5.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Зависит от темы и целей экскурсии. Задает вопросы по изученному материалу, требующие изучения составных частей объекта с целью выявления сущности. Пример вопросов: Почему Кремль является защитным сооружением? К каким историческим эпохам относятся постройки ансамбля Московского Кремля? Проанализируйте, какие традиции русской живописи нашли отражение в росписи Грановитой палаты.

Анализируют объект и полученную о нем информацию. Отвечают на вопросы.

6.

Построение логической цепочки рассуждений.

Постановка и решение проблемы

7.

Формулирование проблемы.

Предлагает выполнить проект или провести исследовательскую работу по теме экскурсии.

Готовят проект / исследовательскую работу.

8.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Для организации виртуальной экскурсии можно использовать различные технические средства, например, мультимедийный кабинет.«Использование мультимедийного лингафонного кабинета позволяет повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, развить информационно-коммуникативные умения, реализовать системно-деятельностный подход» [5, с.1519].

В процессе интерактивного занятия — виртуальной экскурсии учитель организует наблюдения обучающихся и их самостоятельную работу, консультирует, создает условия для формирования универсальных учебных действий. «Категория «УУД» предопределена логикой развития в общем образовании положений и идей компетентностного подхода» [4, с. 88].

Литература:

1. Виртуальная экскурсия «Открытие Кремля» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5

2. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.efremova.info/

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Оникс, 2010. — 736 с.

4. Полушкина Г. Ф. Универсальные учебные действия: история и перспективы / Г. Ф. Полушкина // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 19 (61). С. 86–88.

5. Полушкина Г. Ф. Организация научно-методического сопровождения обучения педагогов при работе с мультимедийным кабинетом // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1518–1521.

6. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экскурсия, виртуальная экскурсия, внеурочная деятельность, Грановитая палата, исследовательская работа, Кремлевский дворец, Президентская библиотека, русский язык, Сенатский дворец, Московский Кремль.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос