В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с незаконным оборотом оружия,его основных частей и боеприпасов.
Ключевые слова: незаконный оборот оружия, проблемы квалификации
Согласно конституционным положениям, граждане могут защищать свои права и свободы любыми законными способами, в том числе посредством приобретения и использования оружия для личных нужд, что соответствует ст. 55 Основного Закона [1]. Вместе с тем, массовое вооружение граждан не способствует установлению порядка в обществе, а приводит к криминализации общества, часто бесконтрольному применению оружия физическими лицами в обыденной жизни далеко не всегда с мирными целями.
Криминальный (преступный) оборот оружия предусматривает привлечение виновных лиц к уголовной ответственности по ст. ст. 222, 222.2, 223, 224, 226, 226.1 УК РФ [2]. Согласно данным Центра статистической информации ГИАЦ МВД России, по состоянию на конец 2022 г. на территории Российской Федерации на списочный учет в органах внутренних дел Российской Федерации поставлены 3633400 граждан, имеющих в личном пользовании зарегистрированное в установленном законом порядке огнестрельное и газовое оружие. Статистика показывает только число официально зарегистрированных владельцев оружия, а то, сколько граждан в Российской Федерации имеют незарегистрированное оружие, не поддается подсчету.
Анализ понятия и содержания правовой реформы оборота оружия, проводимой путем внесения изменений в редакцию ФЗ «Об оружии» № 638-ФЗ от 29 декабря 2022 года, показывает существенное ограничение возможностей физических лиц, прежде всего, по приобретению и оформлению оружия . Однако если гражданин Российской Федерации хочет иметь оружие, он готов на все, даже не осознавая, что за это может быть привлечен к административной ответственности или уголовной ответственности, согласно действующему законодательству . Приобретая оружие и храня его у себя незаконно, гражданин не осознает, что в отношении него может быть совершено преступление (например, квартирная кража, предусмотренная ч. 3 ст. 158 УК РФ), и тогда оружие, которое он приобрел незаконно, может попасть в руки лица, которое использует его в последующем в противоправных целях. А ведь лицо, которое незаконно приобрело оружие, опасаясь привлечения к ответственности, будет скрывать данный факт и таким образом может определенным образом способствовать совершению тяжкого преступления.
По данным судебной статистики Российской Федерации в 2022 году по статьям 222–226.1 УК РФ было осуждено 6 886 человек, из них за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему (ч.7 ст. 222 УК РФ) — 303 человека, за хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 226 УК РФ) — 241 человек [6]. Всего за указанный период было выявлено 22206 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия [7].
Объектом вышеуказанных преступлений является общественная безопасность в сфере оборота оружия и боеприпасов. Объективная сторона преступлений характеризуется совершением хотя бы одного из перечисленных в диспозициях статей действий, связанных с незаконным оборотом оружия, в том числе: незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия; хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов. Так, Владимирцев С. Н., находясь на берегу реки, незаконно, умышленно, без цели сбыта, с целью личного использования, не имея соответствующего разрешения, путем присвоения найденного, приобрел патроны кольцевого воспламенения отечественного производства в количестве <данные изъяты> штук, а также путем покупки приобрел у неустановленного лица охотничье гладкоствольное огнестрельное оружие модели <данные изъяты>, которое, находясь по месту своего проживания, незаконно, умышленно, не имея соответствующей лицензии, с помощью болгарки самодельным способом переделал в обрез путем укорачивания стволов и незаконно, умышленно, без цели сбыта, с целью личного использования, не имея соответствующего разрешения, стал хранить вышеуказанные патроны в пакете и обрез охотничьего гладкоствольного огнестрельного оружия третьем ящике серванта в зале по месту своего проживания [4].
Изучение элементов норм права в вышеуказанных статьях показывает, что в них, также, как и в нормах административного права, использован такой способ (описания) преступного деяния, который для правильной квалификации требует обращения к различным нормативно-правовым актам. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 года № 5, «правила оборота каждого вида оружия и боеприпасов определены помимо закона соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами» [3]. Данное положение несколько затрудняет работу сотрудников правоохранительных органов.
Субъектом преступлений является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, исключение составляет преступление, предусмотренное ст. 226 УК РФ, субъектом совершения которого является физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Субъективная сторона преступлений характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что совершает незаконные действия с огнестрельным оружием, его основными частями и боеприпасами к нему, и желает осуществить эти действия.Исключение составляетсубъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 224 УК РФ, которая характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.
Как показывает изучение уголовных дел, использование оружия для самозащиты, самое распространенное объяснение большинства владельцев оружия. Но бывают и такие случаи, когда лицо берет в руки оружие, считая, что он имеет право вершить суд, убирать «ненужных», по его мнению, людей, живущих на земле. Так, в 2022 году гр. Д., владеющий на законных основаниях гладкоствольным охотничьем ружьем, проживая в общежитии, и не имея возможности, по его мнению, нормально отдыхать из-за постоянно пьянствующих, и ведущих паразитический образ жизни соседей, зашел к ним в комнату и произвел 2 выстрела из огнестрельного оружия, причинив смерть одному из находящихся в комнате жильцов. Таким образом, как пояснил Д., он избавил всех соседей от нарушителя их спокойствия. Получается, что, защищая себя, лицо причиняет вред здоровью другого человека, порой не соразмеряя, какова может быть степень тяжести причиненного вреда.
Анализ практики применения рассматриваемых статей также показал, что существуют проблемы при квалификации этих преступлений. Так, Г. А. Караваев и Н. А. Васильев отмечают, что «при дифференциации ответственности за совершение действий, указанных в диспозициях ст. 222 УК РФ, остается без внимания количественный признак предметов вооружения. Законодателем предусмотрена одна и та же санкция за незаконные действия как с единицей любого из предметов вооружения, так и с крупным количеством предметов вооружения» [5]. Данные авторы, поддерживая позицию А. Ф. Соколова, предлагают «В качестве квалифицирующего признака предусмотреть совершение деяний в крупном размере (превышающем пять единиц оружия), особо квалифицирующего — совершение преступления в особо крупном размере (более 15 единиц оружия). При этом количественные характеристики крупного и особо крупного размера указать в Примечании» [5].
Литература:
- Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, включающая новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область] // Официальный интернет-портал правовой информации (http: www.pravo.gov.ru), 6.10.2022., № 0001202210060013.
- Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ [ред. от 03.04.2023] // СЗ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2002 № 5 [ред. от 11.06.2019] // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации — 2002 — май — № 5.
- ПриговорЦентрального районного суда г. Оренбурга от 08.12.2017 по уголовному делу № 1–415/2017 // Судебная практика — URL: http://sud-praktika.ru/ precedent/ (дата обращения: 10.04.2023).
- Караваев Г. А., Васильев Н. А. Незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств: некоторые проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. ст. 222, 222.1 УК РФ // Вопросы российской юстиции. — 2021 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nezakonnyy-oborot-oruzhiya-vzryvchatyh-veschestv-i-vzryvnyh-ustroystv-nekotorye-problemy-kvalifikatsii-prestupleniy-predusmotrennyh (дата обращения 12.04.2023)
- Судебная статистика Российской Федерации // Агентство правовой информации — URL: https://sudstat.ru/ (дата обращения: 10.04.2023).
- Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации — URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 10.04.2023).