Статья рассматривает проблемы, возникающие в ходе административного воздействия на правонарушителей в сфере оборота наркотиков. Рассматриваются процессуальные и организационные проблемы привлечения к административной ответственности в сфере оборота наркотиков.
Ключевые слова: административная ответственность, применение административной ответственности, оборот наркотиков, противодействие правонарушениям.
Значительную роль в сфере предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, играют меры административно-правового характера.
Однако, при применении мер административной ответственности правоохранители сталкиваются с трудностями как в толковании определённых положений КоАП, так и сложностями процессуального порядка.
Помимо этого, законодательно не урегулировано определение ряда санкций, как, например, предписания, его формы, требования по его оформлению, необходимые реквизиты, сроки исполнения, а также конкретный перечень всех должностных лиц соответствующих правоохранительных структур, которые уполномочены его составлять, сроки и порядок уведомления вынесшего предписание должностного лица.
Принятые в последние годы скоординированные меры по пресечению нарушений в сфере оборота наркотиков, работа общественных организаций и государственных структур по пропаганде здорового образа жизни значительно повлияли на существующие процессы наркотизации населения, что нашло свое отражение в состоянии обстановки с административными правонарушениями в данной сфере. Однако, участились случаи правонарушений и преступлений, так или иначе связанных с потреблением наркотиков, как например мелкие кражи, которые свершаются с целью приобретения денег для покупки наркотиков, или насильственные преступления, свершаемые на почве употребления наркотических средств.
Административные правонарушения в данной сфере целесообразно разделить на три категории:
– правонарушения, которые связаны с немедицинским потреблением наркотических средств: ст. 6.9 КоАП РФ, запрещающая употребление наркотиков и иных запрещенных законом веществ при отсутствии назначения их врачом, ч. ч. 2, 3 ст. 20.20 КоАП РФ, запрещающие употребление наркотиков, психотропных или одурманивающих препаратов, ст. 20.22 КоАП РФ, запрещающая нахождение в состоянии опьянения в общественных местах лиц, не достигших совершеннолетия, распитие ими алкоголя, либо употребление ими наркотиков, опасных психо-активных, одурманивающих и иных веществ;
– правонарушения, сопряженные с распространением наркотических средств: ст. 6.8 КоАП РФ, запрещающая незаконные оборот наркотиков и препаратов, являющихся их аналогом, а также нелегальное распространение растений, которые содержат наркотические средства, ст. 6.13 КоАП РФ, запрещающая пропаганду наркотиков, иных опасных веществ или их аналогов, а также растений, которые содержат такие вещества, ст. 6.16.1 КоАП РФ, запрещающая незаконные приобретение, а также хранение, перевозку либо производство, сбыт или же пересылку прекурсоров наркотических средств либо психотропных веществ, а также аналогичные действия в отношении растений, которые содержат прекурсоры наркотических средств или же психотропных веществ, ст. 10.5.1 КоАП РФ, запрещающая нелегальное культивирование растений, которые содержат наркотические средства, психотропные и другие опасные вещества;
– третья группа — это правонарушения юридических лиц в сфере применения специальных правил оборота наркотиков, используемых для их изготовления инструментов и установленного режима охраны посевов наркосодержащих растений (ст. ст. 10.4, 6.15, 6.16 КоАП РФ).
В последние годы торговля наркотиками приобрела ряд особенностей. К примеру, вместо крупных криминальных организаций, осуществляющих поставки наркотиков крупными партиями, и хорошо известных на международном рынке незаконного оборота наркотиков, все чаще стали появляться средние и даже мелкие организации, осуществляющие транспортировку небольших, но очень многочисленных партий наркотических средств. По статистике, представленной Всемирной таможенной организацией такие партии, ввиду своей незначительности и массовости, проникают дальше, чем крупные [4]. Анализ распространения таких партий наркотиков в настоящее является неотъемлемой составляющей современных криминологических исследований, и лежит в основе разработки адекватных мер реагирования, как уголовного, так и административного характера.
Таким образом, незначительность дозы наркотиков осложняет процедуру привлечения указанных лиц к ответственности, в связи с чем, предложения экспертов о возможности привлечения к уголовной ответственности после ряда административных правонарушений в области хранения и употребления наркотиков, считаем вполне обоснованным.
Значительное количество нормативных документов, регламентирующих данную сферу, все же, с нашей точки зрения, не освобождает правотворческие органы от необходимости их постоянного мониторинга ситуации в области незаконного оборота наркотиков, с целью более качественного регулирования отношений, возникающих при противоправных действиях с наркотиками, и проработки комплекса дополнительных мер законодательного, организационного и практического характера, связанных с противодействием данному противоправному поведению.
К примеру, для определения состояния наркотического или токсического опьянения сотрудник правоохранительных органов должен направить подозреваемого на медицинское освидетельствование. Определение данного состояния является значительной проблемой. Сам подозреваемый имеет право отказаться от медицинского освидетельствования, а также оспорить его результаты. В случае, если подозреваемое лицо- несовершеннолетний, то в соответствии с ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 54 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст. 5 приказа Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н обязательно получение информированного добровольного согласия родителей или законного представителя подростка на медицинское вмешательство, которое зачастую получить от них не удается, что не позволяет привлечь подростка к ответственности и начать медицинскую и психологическую помощь несовершеннолетнему.
К сожалению, если наркологическая служба самостоятельно выявляет лиц, употребляющих наркотики, то по запросу полиции информация, предоставляемая медицинским учреждением, зачастую содержит только количественный показатель, не указывая конкретно на лицо, употребляющее запрещенные средства. В этом случае сотрудник органа внутренних дел не имеет возможности планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании, в том числе и среди лиц, контактирующих с наркозависимыми.
Учреждения органов здравоохранения аргументируют отказ в предоставлении необходимых сведений тем, что более подробная информация является врачебной тайной, ссылаясь на ст. 9 Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» и ст. 13 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Лица, которые без назначения врача употребляют наркотические средства либо психотропные вещества, вне зависимости от возраста административной ответственности автоматически должны ставиться на профилактический учет с заведением соответствующей учетно-профилактической карточки. Так, согласно п. 49 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», такие карточки обязательно должны заводиться на подростков.
Но в случае подростков, наиболее уязвимой группы, если родители не дают информированного согласия на медицинское вмешательство, то оснований ставить на профилактический учет ребенка вроде как и нет, так же как и проводить с ним профилактическую работу.
Цель эффективного и своевременного предупреждения, выявления и пресечения фактов такого противоправного поведения, как немедицинское потребление наркотических средств и оборот их прекурсоров, требует постоянного и оперативного совершенствования административно-правовых способов и средств, которые используются в борьбе с этими явлениями.
В частности, в настоящее время назрела необходимость:
– закрепления действенного механизма осуществления обмена информацией между органами внутренних дел и учреждениями здравоохранения о состоящих на учёте в наркологических диспансерах несовершеннолетних, а также наркозависимых взрослых лицах;
– установления возможности проведения медицинского освидетельствования лиц, в отношении которых есть достаточные основания предполагать, что они находятся в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, без получения согласия самого лица или его законного представителя. В таком случае появится возможность для привлечения их к ответственности по ст. 6.9.1 КоАП РФ как уклоняющихся от диагностики, профилактики или лечения от наркомании либо медицинской, а также социальной реабилитации, связанных с употреблением наркотических средств либо психотропных веществ без назначения врачом;
– установления возможности и порядка принудительного лечения от наркотической зависимости;
– ужесточения административной и уголовной ответственности за вовлечение в употребление и незаконный оборот наркотиков, одурманивающих и психотропных веществ;
– установления обязательного срока прохождения реабилитации в специализированных центрах для лиц, страдающих наркотической зависимостью, с учетом личности, срока употребления им наркотических веществ и обстоятельств, способствовавших их употреблению.
Несмотря на снижение общего числа наркозависимых, наркомания продолжает оставаться одной из острейших социальных проблем. В этих условиях главное — не допустить прироста наркозависимых подростков за счет вовлечения новых потенциальных жертв. Ведь сегодня бесспорен тот факт, что приобщение к наркотикам населения, и главным образом за счет молодежи, стало достаточно массовым.
В настоящее время, несмотря на все предпринимаемые усилия, для современного общества остается актуальной проблема противоправного поведения.
Цель полной или хотя бы частичной нормализации криминальной ситуации может быть достигнута только при условии согласованности мер, обеспечивающих прогнозирование противоправных деяний, а также своевременной организации комплекса мероприятий со стороны органов власти, представителей общественных организаций, по профилактике, выявлению и предотвращению противоправных действий.
Наибольшая противоречивость связана с составом административных правонарушений, смежных с составами, составляющих уголовное преступление, поскольку, прежде всего, большая группа общественных отношений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ охраняется уголовным и административным законодательством. [4, С. 7]
Наметилась тенденция к декриминализации наркотиков, которые, по мнению законодателя, не представляют большой общественной опасности. Речь идет в основном о деяниях, связанных с приобретением, хранением, транспортировкой, изготовлением и некоммерческим обращением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, предусмотренных как статьей 6.8 КоАП РФ, так и статьей 228 УК РФ. При определении общего объекта посягательств на здоровье населения законодательная власть, регулирующая уголовную ответственность по критериям крупного и особо крупного размера, традиционно отказывается от необходимости уточнения формулировки соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в которой указывается, что к административной ответственности относится незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление и переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропные вещества или их аналоги в количествах, не отнесенных к более крупным. Объективной частью состава указанных административных правонарушений является совершение указанных деяний с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, количество которых не превышает размера разовой средней дозы потребления в десять и более раз.
Самая важная дискуссия заключается в том, следует ли наказывать за немедицинское употребление наркотиков в рамках уголовного преследования. Некоторые авторы предлагают полностью исключить уголовную ответственность за приобретение, изготовление, обращение и хранение наркотических средств и психотропных веществ независимо от их размера, если они совершены для личного потребления таких наркотических средств и психотропных веществ [3, С. 12]. Они утверждают, что эти незаконные действия в целом представляют собой подготовительный этап к потреблению наркотических средств и что искусственное расчленение этапов понимания и установление уголовной ответственности за каждый из них представляет собой решение законодательного органа.
Нам кажется, что такая позиция еще больше усугубит ситуацию и полностью парализует деятельность правоохранительных органов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Если законодатели имеют такую правовую позицию, то любой, кто продает наркотики, может эффективно избавить себя от уголовной ответственности, достаточно заявить, что изъятые наркотики используются для собственного потребления. На наш взгляд, необходимо применять более жесткие меры в отношении граждан, которые неоднократно привлекались к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 6.8 и 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
- Жуйков А. Нужна ли административная ответственность за распитие пива, алкогольной, спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических и психотропных веществ в общественных местах? [Электронный ресурс] ⁄ А. Жуйков, Ю. Кириллова ⁄⁄ Адвокатская практика. — 2009. — № 4. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Каминская И. А. Меры ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ [Электронный ресурс] ⁄ И. А. Каминская, Л. Г. Скрипченко ⁄⁄ Главврач. — 2012. — № 7. — Доступ из справочной правовой системы «ГАРАНТ».
- Карпов Я. Актуальные вопросы совершенствования мер ответственности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [Электронный ресурс] ⁄ Я. Карпов, М. Юхман ⁄⁄ Наркоконтроль. — 2011. — № 4. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Пашкова Е. Н. Некоторые проблемы применения административно-правовых мер, предупреждающих правонарушения, совершаемые юридическими лицами в сфере оборота наркотиков // Закон.- N 7.- 2016