Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 08.06.2023

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Семенова, Е. С. Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста / Е. С. Семенова, Р. Ф. Миннуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 559-561. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103762/ (дата обращения: 02.05.2024).



Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как они начинают осознавать окружающий мир и взаимодействовать с ним через сложные социальные отношения. Важнейшей составляющей успеха детского коллектива является взаимодействие с взрослыми, особенно со стороны педагогов и родителей. Родители и учителя создают обстановку, в которой дети могут чувствовать себя защищенными, любимыми и уважаемыми, что способствует их уверенности в себе и положительному развитию.

Ключевые слова: детский коллектив, личность, младший школьный возраст, класс, отношения, коммуникация, родители, учителя, дети.

В ходе диагностики уровня развития личности детей младшего школьного возраста посредством формирования детского коллектива было обследовано 20 детей — обучающихся 1 «А» класса (Контрольная группа) и 20 детей — обучающихся 1 «Б» класса (Экспериментальная группа) на базе МБОУ «Кватчинская СОШ», деревня Кватчи, Можгинский район, Удмуртская Республика.

Результаты входной диагностики на начало исследовательской работы показали, в основном, средние результаты, но большая часть обучающихся класса имеет низкий или близкий к низкому уровень развития компонентов социальной компетентности. Уровень сформированности коллектива класса находится на первой стадии «Песчаная россыпь» по периодизации А. Н. Лутошкина. Это говорит о том, что на данный момент в классе еще не начался процесс сплочения и даже «притирки», но предпосылки к формированию классного коллектива положительные, а соответственно и потенциал развития компонентов у детей высокий. Поэтому нами было принято решение разработать и внедрить тематический план мероприятий по формированию детского коллектива.

Цель тематического плана мероприятий по формированию детского коллектива: создание благоприятных условий в коллективе класса для успешного развития личности детей младшего школьного возраста. Содержание тематического плана мероприятий по формированию детского коллектива представлено в таблице 1:

Таблица 1

Содержание тематического плана мероприятий по формированию детского коллектива

Тема мероприятия

Краткое описание

Время проведения

Тренинг на создание эмоционально-положительного фона

Игры — упражнения такие, как «Клубочек», «Один за всех и все за одного».

Сентябрь

Классный час на тему: «Я и мой класс»

Беседа с обучающимися класса на тему их отношений между друг другом, создание общего «портрета» класса на листе А1

Октябрь

Трудовой десант

Субботник на территории школы

Ноябрь

Игра «Тайный Дед Мороз»

Традиционное чаепитие, посвященное окончанию четверти и наступлению Нового года; игра с целью обмена подарками

Декабрь

Мастер-класс «Мирись-мирись и больше не дерись

Коммуникативный мастер-класс, посвященный профилактике решения и предупреждения конфликтов в коллективе

Январь

Мероприятие, посвященное Дню защитника отечества «Наши защитники»

Проведение спортивно — соревновательного мероприятия

Февраль

Праздник 8 марта

На занятии были применены такие приемы как показывание сценок, прослушивание. Младшие школьники предварительно оформили фотостенд «Наши мамы».

Март

Классный час на тему: «Начни с себя»

Обсуждение с учениками вопроса о положительных и отрицательных качествах характера людей через жизненные примеры

Апрель

На рисунке 1 представлено сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по диагностической методике Социометрия (Дж. Морено):

Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по диагностической методике Социометрия (Дж. Морено)

Рис. 1. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по диагностической методике Социометрия (Дж. Морено)

Таким образом, полученные данные по сравнительным графикам экспериментальной и контрольной группы показывают, что все компоненты социализации младших школьников экспериментальной группы успешнее развиваются в совокупности с развитием классного коллектива.

На рисунке 2 представлено сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по методике «Какой у нас коллектив» (по А. Н. Лутошкину):

Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по методике «Какой у нас коллектив» (по А. Н. Лутошкину)

Рис. 2. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по методике «Какой у нас коллектив» (по А. Н. Лутошкину)

Из этого можно сделать вывод о том, что успешно сформированный классный коллектив младших школьников в экспериментальной группе благоприятно воздействует на социализацию детей и способствует более качественному и активному развитию личности ребенка. Это говорит о том, что в коллективе сформирован круг активных обучающихся — лидеров класса, эти дети входят в совет класса и школы, остальные обучающиеся «легки на подъём» и готовы к совместным проектам и мероприятиям.

Ребята с радостью общаются друг с другом во внеучебное время, в школе на переменах играют в совместные игры и, в целом, с радостью посещают учебное заведение, что косвенно говорит о том, как может влиять дружный классный коллектив на мотивацию к учению. Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа была успешно реализована, все цели и задачи были достигнуты.

В заключении, следует сказать, что по итогам апробации тематического плана мероприятий по формированию детского коллектива как фактора развития личности детей обучающиеся на конечном этапе находятся на достаточно высоком уровне социального развития, у большинства из них значительно развиты компоненты социализации. Дети способны понимать друг друга, слушать и слышать, помогать в нужный момент, у ребят развит высокий уровень эмпатии и толерантного отношения к людям, высокий уровень познавательной деятельности, ответственности и многого другого.

Литература:

  1. Антонова, Е. В. Влияние социокультурной среды на развитие личности ребенка / Е. В. Антонова, Е. А. Литвинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 231–233.
  2. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243–244.
  3. Архипова, Л. В. Психология управления детским музыкальным коллективом / Л. В. Архипова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 468–470.
  4. Горская, С. В. Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника / С. В. Горская, Е. А. Гринина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 444–448.
  5. Грачёва, Н. В. Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе / Н. В. Грачёва. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 306–307.
Основные термины (генерируются автоматически): детский коллектив, экспериментальная группа, тематический план мероприятий, младший школьный возраст, сравнение результатов, высокий уровень, диагностическая методика, классный коллектив, классный час, контрольная группа.


Похожие статьи

Интегрированный подход в формировании коммуникативных...

В контрольной группе уровень развития коммуникативных действий оказался выше.

Рис. 1. Сравнение результатов методики А. Карелина на этапах двух диагностик (в %).

Сытенко Т. В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная.

Способы сплочения детского коллектива обучающихся...

Статья посвящена проблеме сплочения детского коллектива младших школьников.

Представлены результаты изучения детского коллектива второклассников.

 неустойчивость дружеских групп (1–2 классы), эмоциональные связи (3–4 классы).

Для сплочения детского коллектива классный руководитель использует разные способы.

К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших...

Знание правил и норм поведения, правил работы в паре и в группе, в обществе.

Уровень социальной компетентности обучающихся 4 класса на начало исследования.

Данные методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»

Показатель сплочённости детского коллектива 4 «А» класса на начало исследования.

Исследование формирования коммуникативной культуры...

Для выявления уровня коммуникативной культуры младших школьников мы использовали следующие методики

Представим результаты констатирующего эксперимента наглядно.

20 % — высокий уровень — 10 %. Методика «Левая и правая сторона».

Экспериментальная группа. 30 % — низкий уровень импульсивности — 30 %.

Работа учителя начальных классов по формированию...

...план проведения мероприятий, классных часов и бесед с детьми, представленный в таблице 2.

Тематический план проведения мероприятий, классных часов ибесед сучащимися.

В качестве примера приведем фрагмент внеклассного мероприятия «Культура общения».

Результаты контрольного этапа представлены в таблице 3. Таблица 3.

Эмпирическое исследование межличностных отношений младших...

Возраст и сроки обучения детей обеих групп совпадали.

Для определения эмоционального климата в классе использовалась методика В. В. Бойко «Оценка отношений в коллективе».

Это говорит о том, что контрольной группе дети более дружелюбные и общительные.

Уровень межличностных отношений у младших школьников можно повысить, используя в...

Исследование социально-психологического климата в классных...

...изучить социально-психологический климат в классных коллективах младших подростков.

А в 6 «а» классе социально-психологический климат, по результатам нашего исследования, можно

Улучшить СПК можно с помощью внеклассных мероприятий и различных тренингов.

Под психологическим климатом коллектива или группы подразумевают следующее.

Методические рекомендации по формированию коллектива...

Человек — существо социальное, и, начиная с младшего школьного возраста, он должен

– работе в группах, объединяющих детей по взаимным симпатиям

– работе детей в группах по достижению общего классного результата.

Психолого-педагогическая деятельность учителя, содействующая достижению высокого уровня общения первоклассников

Теоретические аспекты формирования коллектива младших...

Ключевые слова: формирование коллектива, теоретические аспекты, коллектив.

Уровень развития личности ребенка напрямую зависит от развития коллектива школьников, структуры отношений, сложившихся в нем.

13. Рындак В. Г. Педагогика: учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 2006.

16. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.

Феномен лидерства в коллективе младших школьников

Таким образом, лидерство в детской группе считается очень важной проблемой, так как учителю при

Изучение лидерства в младшем школьном возрасте остается актуальным. В исследовании феномена лидерства в коллективе младших школьников приняли участие дети 3 «В»

В группе младших школьников иногда трудно выделить лидера, но можно увидеть...

Похожие статьи

Интегрированный подход в формировании коммуникативных...

В контрольной группе уровень развития коммуникативных действий оказался выше.

Рис. 1. Сравнение результатов методики А. Карелина на этапах двух диагностик (в %).

Сытенко Т. В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная.

Способы сплочения детского коллектива обучающихся...

Статья посвящена проблеме сплочения детского коллектива младших школьников.

Представлены результаты изучения детского коллектива второклассников.

 неустойчивость дружеских групп (1–2 классы), эмоциональные связи (3–4 классы).

Для сплочения детского коллектива классный руководитель использует разные способы.

К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших...

Знание правил и норм поведения, правил работы в паре и в группе, в обществе.

Уровень социальной компетентности обучающихся 4 класса на начало исследования.

Данные методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»

Показатель сплочённости детского коллектива 4 «А» класса на начало исследования.

Исследование формирования коммуникативной культуры...

Для выявления уровня коммуникативной культуры младших школьников мы использовали следующие методики

Представим результаты констатирующего эксперимента наглядно.

20 % — высокий уровень — 10 %. Методика «Левая и правая сторона».

Экспериментальная группа. 30 % — низкий уровень импульсивности — 30 %.

Работа учителя начальных классов по формированию...

...план проведения мероприятий, классных часов и бесед с детьми, представленный в таблице 2.

Тематический план проведения мероприятий, классных часов ибесед сучащимися.

В качестве примера приведем фрагмент внеклассного мероприятия «Культура общения».

Результаты контрольного этапа представлены в таблице 3. Таблица 3.

Эмпирическое исследование межличностных отношений младших...

Возраст и сроки обучения детей обеих групп совпадали.

Для определения эмоционального климата в классе использовалась методика В. В. Бойко «Оценка отношений в коллективе».

Это говорит о том, что контрольной группе дети более дружелюбные и общительные.

Уровень межличностных отношений у младших школьников можно повысить, используя в...

Исследование социально-психологического климата в классных...

...изучить социально-психологический климат в классных коллективах младших подростков.

А в 6 «а» классе социально-психологический климат, по результатам нашего исследования, можно

Улучшить СПК можно с помощью внеклассных мероприятий и различных тренингов.

Под психологическим климатом коллектива или группы подразумевают следующее.

Методические рекомендации по формированию коллектива...

Человек — существо социальное, и, начиная с младшего школьного возраста, он должен

– работе в группах, объединяющих детей по взаимным симпатиям

– работе детей в группах по достижению общего классного результата.

Психолого-педагогическая деятельность учителя, содействующая достижению высокого уровня общения первоклассников

Теоретические аспекты формирования коллектива младших...

Ключевые слова: формирование коллектива, теоретические аспекты, коллектив.

Уровень развития личности ребенка напрямую зависит от развития коллектива школьников, структуры отношений, сложившихся в нем.

13. Рындак В. Г. Педагогика: учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 2006.

16. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.

Феномен лидерства в коллективе младших школьников

Таким образом, лидерство в детской группе считается очень важной проблемой, так как учителю при

Изучение лидерства в младшем школьном возрасте остается актуальным. В исследовании феномена лидерства в коллективе младших школьников приняли участие дети 3 «В»

В группе младших школьников иногда трудно выделить лидера, но можно увидеть...

Задать вопрос