Автор: Неводова Дарья Павловна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 08.12.2016

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Неводова Д. П. Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 137-141.



Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Неводова Дарья Павловна, студент

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики [1, с.324].

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача — воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, поэтому очень важно с ранних лет формировать у детей коммуникативную культуру и навыки общения [2].

Коммуникативная культура — это совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств [5, с.636].

Систематизация и обобщение материала, раскрывающего формы, методы и средства формирования коммуникативной культуры младших школьников в образовательном процессе стали целью нашего исследования. В своем исследовании мы руководствовались следующей рабочей гипотезой: систематически проводимая учителем работа по формированию коммуникативных умений будет способствовать повышению уровня коммуникативной культуры младших школьников.

Для достижения цели в соответствии со сформулированной гипотезой потребовалось решить следующие задачи:

– изучить работу учителя по формированию коммуникативной культуры младших школьников;

– провести диагностику развития коммуникативных умений младших школьников;

– описать систему работы учителя по формированию коммуникативной культуры младших школьников.

С целью проверки нашей гипотезы мы провели опытническо-экспериментальную работу, включающую 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В эксперименте участвовало 25 учащихся 4 «А» класса. Базовой школой для эксперимента была Перевозская СОШ № 1 Нижегородской области.

В качестве констатирующего эксперимента мы разработали опросник оценки уровня общительности. Учащимся предлагалось ответить на вопросы, результаты опросника представлены в таблице 1.

Таблица 1

Опросник оценки уровня общительности (констатирующий этап)

Вопрос

Ответы

Количество людей в%

Тебе предстоит важная встреча. Волнуешься ли ты перед ней?

да

56 %

нет

15 %

иногда

39 %

Испытываешь ли ты неудобство, когда отвечаешь у доски?

да

73 %

нет

6 %

иногда

21 %

Любишь ли ты делиться своими переживаниями с другими людьми?

да

78 %

нет

8 %

иногда

14 %

Раздражаешься ли ты, если на улице незнакомый человек спросит тебя о чем-либо?

да

6 %

нет

85 %

иногда

9 %

Веришь ли ты в то, что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

да

45 %

нет

46 %

иногда

9 %

Постесняешься ли ты напомнить знакомому, что он забыл вернуть тебе вещь, которую взял давно?

да

51 %

нет

43 %

иногда

6 %

В столовой тебе подали подгорелую еду. Ты промолчишь об этом?

да

67 %

нет

16 %

иногда

17 %

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, ты вступишь первым в беседу?

да

12 %

нет

80 %

иногда

8 %

Боишься ли ты попасть в конфликтную ситуацию?

да

84 %

нет

8 %

иногда

8 %

С радостью ли ты соглашаешься с чужим мнением?

да

4 %

нет

91 %

иногда

5 %

Обработка результатов:

«Да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется средний балл, который указывает, к какой категории людей принадлежит данная группа.

Было выявлено, что у большей части детского коллектива преобладает средний уровень коммуникативных умений.

Таким образом, можно констатировать, что многие дети общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя более менее уверенно. Новые проблемы их почти не пугают. И все же с новыми людьми они осторожны, в спорах участвуют неохотно.

Для установления системы работы по формированию коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста нами был разработан тематический план проведения мероприятий, классных часов и бесед с детьми, представленный в таблице 2.

Таблица 2

Тематический план проведения мероприятий, классных часов ибесед сучащимися

Блоки

Месяцы

Темы занятий

Задачи

Самопознание

Октябрь

«Общение в жизни человека», «Ищу друга», «Я глазами других»

– выработка соответствующих навыков культурного общения;- выработка умения пользоваться вежливыми словами;

– соблюдение правила этикета на примере образов литературных героев;

– обобщение знаний о дружбе;

Проблемы общения

Ноябрь

«Вежливость», «Учимся слушать друг друга», «Пойми меня»

– формирование привычки помогать друг другу;

– формирование умения договариваться;

– стимулирование положительных форм общения и торможение негативных.

– укрепление дружеских отношений.

Позитивное общение

Декабрь

«Культура общения», «Зачем нужен этикет?»,

«Предотвращение конфликтов»

– формирование привычки дружно играть и трудиться сообща;

– расширить кругозор обучающихся;

– воспитание доброжелательных отношений;

– формирование навыков выхода из конфликтных ситуаций.

На формирующем этапе опытническо-экспериментальной работы учитель начальных классов проводил мероприятия и классные часы по указанному плану. В качестве примера приведем фрагмент внеклассного мероприятия «Культура общения».

Внеклассное мероприятие «Культура общения».

Цель: формировать знания о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.

Задачи:

Образовательная: знакомство детей с нормами и правилами общения с взрослыми и сверстниками;

Развивающая: развитие коммуникативных навыков, речи;

Воспитательная: воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.

Ход урока

Учитель. А что значит быть культурным человеком?

Дети отвечают на вопросы.

Учитель. Я с вами согласна. Хотите ли вы быть культурными людьми?

Ответы детей.

Учитель. У людей существуют Правила:

  1. Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях — это взаимно.
  2. Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
  3. Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
  4. Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

Учитель. Нам надо из двух частей составить пословицы о культуре поведения:

Левый столбик: Правый столбик:

У себя как хочешь, по делам гляди.

О пустяках спорить — молчание — золото.

По одежде не суди, а в гостях — как велят.

Слово — серебро, а гостям рад.

Хоть не богат, дело упустить.

Учитель. Уважение к окружающим — это закон для культурного человека. А всегда ли мы выполняем этот закон? Будем ли мы стараться выполнять этот закон?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Контрольный этап предполагал проведение анкетирования учащихся с теми же вопросами, что и наконстатирующем. Результаты контрольного этапа представлены в таблице 3.

Таблица 3

Опросник оценки уровня общительности (контрольный этап)

Вопрос

Ответы

Количество людей в%

Тебе предстоит важная встреча. Волнуешься ли ты перед ней?

да

43 %

нет

20 %

иногда

37 %

Испытываешь ли ты неудобство, когда отвечаешь у доски?

да

59 %

нет

11 %

иногда

30 %

Любишь ли ты делиться своими переживаниями с другими людьми?

да

82 %

нет

6 %

иногда

12 %

Раздражаешься ли ты, если на улице незнакомый человек спросит тебя о чем-либо?

да

5 %

нет

89 %

иногда

6 %

Веришь ли ты в то, что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

да

37 %

нет

59 %

иногда

4 %

Постесняешься ли ты напомнить знакомому, что он забыл вернуть тебе вещь, которую взял давно?

да

45 %

нет

49 %

иногда

6 %

В столовой тебе подали подгорелую еду. Ты промолчишь об этом?

да

60 %

нет

28 %

иногда

12 %

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, ты вступишь первым в беседу?

да

36 %

нет

54 %

иногда

10 %

Боишься ли ты попасть в конфликтную ситуацию?

да

62 %

нет

29 %

иногда

9 %

С радостью ли ты соглашаешься с чужим мнением?

да

0 %

нет

95 %

иногда

5 %

Таким образом, результаты исследования показывают, что у детей наблюдается повышение уровня коммуникативности. Дети с большим интересом слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми.

Из этого следует, что учителю необходима систематическая и целенаправленная работа с младшими школьниками, чтобы наладить между ними отношения и обеспечить в дальнейшем хороший фундамент для построения культуры общения.

Литература:

  1. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития //Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. — C.485
  2. Бодалев А. А. Психология общения. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж.: Издательство НПО " МОДЭК», 2002. — C.320
  3. Бордовская Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан — М.: Питер,2000. — C.304
  4. Михайлова И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И. М. Михайлова — М.: Псков. ПГПУ, 2005. — C.188
  5. Рохлина Е. А. Исследование формирования коммуникативной культуры младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 636–639.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативной культуры, коммуникативной культуры младших, культуры младших школьников, формированию коммуникативной культуры, формирования коммуникативной культуры, воспитания коммуникативной культуры, коммуникативных умений, коммуникативной культуры личности, уровня коммуникативной культуры, коммуникативной культуры детей, Проблема воспитания коммуникативной, средства формирования коммуникативной, формированию коммуникативных умений, умений младших школьников, Исследование формирования коммуникативной, уровень коммуникативных умений, построения культуры общения, новыми людьми, личностных коммуникативных качеств, контексте культуры мира.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос