Оффшорный бизнес в России и проблемы его контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Илюхина, Э. В. Оффшорный бизнес в России и проблемы его контроля / Э. В. Илюхина, А. М. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5924/ (дата обращения: 23.12.2024).

Прежде всего, стоит отметить, что оффшоры это законный и в то же время один из наиболее результативных способов приведения системы налоговых выплат к наилучшему и наиболее оптимальному механизму. С английского языка оффшор («off-shore») может быть интерпретировано как словосочетание «вне границ». Оффшоры являются компаниями, действующими в странах, на территории которых принято особое налоговое законодательство. Основополагающей чертой оффшорных стран является тот факт, что компании-нерезиденты, имеющие регистрацию на территории данной страны, полностью или частично освобождаются от налоговых выплат.

В некотором отношении оффшорные зоны являются важным элементом экономической деятельности. Например, они необходимы крупным компаниям, ориентирующим свой бизнес на внешний рынок, поскольку способствуют решению проблем привлечения иностранных кредитов и инвестиций, и помогают решать вопросы относительно создания наиболее эффективных юридических баз по разрешению споров. Кроме того, при определенных условиях невозможно произвести реализацию крупных международных проектов без использования компаний – оффшоров (например, экспортные газопроводы «Северный поток» или «Голубой поток»). В определенных рамках оправдывается привлечение оффшорных компаний при осуществлении сделок по слиянию или поглощению, или в связи с проведением IPO на иностранных финансовых рынках, в целях сведения к минимуму рисков в правовой сфере и рисков неполучения платежей.

Итак, в российской предпринимательской деятельности активно практикуется использование оффшорных юрисдикций, что, в свою очередь, имеет свои достоинства и недостатки. Что касается плюсов, то тут играют важную роль следующие факторы:

  1. Снижение налоговых выплат. Данный фактор выражает самый существенный аргумент «за» формирование оффшорной компании. При этом можно не просто сократить выплаты по налогам, но и получить реальные налоговые освобождения при верном выборе из существующих оффшорных стран или зон.

  2. Коммерческая информация не подлежит огласке или распространению, что обеспечивается несколькими причинами. Основным фактором является принцип закрытости сведений о реальных собственниках компаний для третьих лиц, действующий в странах-оффшорах. Кроме этого, зачастую в роли владельца фирмы значится подставной человек, а на истинного собственника подписана генеральная доверенность, которая позволяет производить торговые, финансовые, хозяйственные и другие типы операций от имени компании. Следовательно, подобные меры позволяют обеспечить как бы двойную засекреченность внутренней информации предприятия.

  3. Вероятность использования дополнительных возможностей коммерческой деятельности. Гибкое законодательство оффшорных стран предоставляет собственникам оффшорных компаний широкий спектр действий на мировых финансовых рынках: заключение кредита в любом банке мира, возможность нетрадиционной формы ведения бизнеса, закрытой или отсутствующей на внутреннем рынке страны.

Неблагоприятные же факторы определяются возникновением ряда проблем, связанных с практикой использования Россией оффшоров:

  1. Зачастую чиновники воспринимают создание оффшорной фирмы как способ сведения налоговых выплат к нулю. Даже при условии чистоты сделки в юридическом плане, существует возможность развития сложностей при ведении бизнеса. В данном случае это может означать увеличение затрат на подкупы и т.п.

  2. Налоговое законодательство на территории оффшорных зон подвержено быстрому изменению. Из-за непредсказуемой смены политики на территории оффшора можно даже лишиться оффшорной компании.

  3. Оффшоры не имеют права размещения своих акций в России, и на многих важных биржах за границей, поэтому им гораздо труднее привлекать капитал.

  4. Многие зарубежные предприятия предпочитают брать себе в партнеры «обычные» фирмы, нежели сомнительные оффшоры, воспринимающиеся ими в качестве худших партнеров в бизнесе.

Другой проблемой является тот факт, что на территории Российской Федерации правомочия оффшоров формируют совокупность нестыковок между интересами частных фирм и интересами государства. Что касается бизнеса, то смысл и мотивации применения возможностей оффшоров различными организациями в нашей стране значимо выделяется на фоне мировой практики использования оффшоров, что проявляется в следующем:

  1. Для Российских компаний основным мотивирующим фактором является не снижение налоговых выплат, а возможность защиты бизнеса и прав собственности от чиновничьего и криминального рейдерства. Главным образом подобные проблемы касаются регионального бизнеса. Поэтому популярность оффшорных зон растет среди представителей российского бизнеса. При этом выбор обычно падает на такие оффшоры, которые работают на базе английского права, поскольку их юрисдикция дает возможность организовывать сложные сделки и обеспечивает контролирование российской собственности.

  2. Доля стран-оффшоров в импорте и экспорте прямых инвестиций по сравнению с другими государствами в десятки раз больше. Так, во Франции и Германии доля оффшоров в накоплении прямых инвестиций заграницей насчитывает 2,3% и 1,9% соответственно. Доля Кипра в РФ в экспорте прямых инвестиций составляет более 40%, других оффшорных зон – от 15% до 20%. Подобное положение дел обстоит и по притоку прямых зарубежных инвестиций. Это означает, что согласно статистике, зачастую участие РФ в международном обмене прямыми инвестициями реализовывается главным образом за счет денег российского происхождения.

  3. Важно отметить, что значительная доля металлов, нефти, удобрений и леса экспортируется так же с использованием оффшоров. Бесспорно, большая часть экспортеров сырья предпочитают использовать именно международных трейдеров как посредников. Но в России подобная проблема, образовавшаяся еще в 1990 годы, особенно обострена. Если сопоставить статистические данные импортеров и внешнеторговой статистики РФ, то ощутится значительное различие между объемами, географией торговых потоков, удельной стоимостью сырья на границе РФ, и границах конечных потребителей российской продукции. Подобное различие может указать на применение двойных экспортных контрактов вследствие использования оффшоров.

Для установления роли оффшорных зон в экономике России, достаточно лишь приведения размеров их удельного веса в глобальном богатстве. Так, на данном этапе положения дел, можно сказать, что Россия теряет экономику. Наша страна терпит существенные убытки в налоговой сфере и риски утратить контроль над стратегическими активами, поскольку 70% бизнеса страны управляется из-за границы. Согласно данным ЦБ РФ в период первого полугодия 2012 года бегство капитала из России увеличилось на 60%. Эта проблема является прямым следствием оффшоризации нашей экономики. Кроме того, вместе с издержками увеличивающейся оффшоризации российского бизнеса, существуют и другие угрозы:

  • потеря контроля над стратегическими активами в металлургической промышленности, оборонных производствах и машиностроении;

  • утрата контролируемости экономики;

  • регулируемость платежных балансов;

  • координированность инвестиционных процессов.

Поэтому на данный момент ситуация такова, что в ближайшее время необходимо принять меры на законодательном уровне, поскольку выведение денежных средств в оффшоры усиливает зависимость экономики России от сырьевых отраслей. Собственники оффшорных предприятий не нуждаются в модернизации – только старые, сомнительные коммерческие схемы позволяют им получить максимальный доход, что часто и является целью совершения подобных сделок.

К наиболее действенным мерам для вывода экономики страны из «оффшорной тени» можно отнести следующие методы:

  1. Внесение изменений в российское законодательство в связи с регулированием оффшоров, учитывая меры, принятые в последнее время в мире.

  2. Подписание договоров об обмене налоговой информацией с оффшорными юрисдикциями, поскольку в соответствии с мировой практикой подобный метод стал действенным способом вывода из «оффшорной тени» деятельности компаний. Существование данного договора даст возможность создать соответствующую действительному состоянию картину оффшорной деятельности предприятий России. Иначе, предпринимаемые правительством России антиоффшорные меры не будут отличаться эффективностью. Затем необходимо предоставить компаниям возможность переводить свои активы в оффшорные зоны, с которыми состоялось подписание подобного договора, по модели траспарентности, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития.

  3. Необходимо распространять контроль государства на предприятия местного происхождения, организованные в оффшорных юрисдикциях. Иными словами, в российское законодательство необходимо ввести элемент экстерриториальности. Тогда оффшорная компания российского происхождения будет обязана исполнять требования законодательства РФ по предъявлению информации об участниках предприятия и выдаче отчетности при условии соответствия одному из факторов: ведение деятельности в России, образование согласно законам России или же если Россия является местом расположения предприятия.

  4. Сотрудничество России с другими странами с целью повышения прозрачности оффшоров. Такое взаимодействие также будет объединено с обязательством со стороны России раскрывать информацию о крупных местных компаниях.

  5. Создание «черного списка» иностранных банков, участвующих в непрозрачных финансовых схемах с Российскими фирмами и банками. Подобная мера также будет соответствовать мировой практике.

  6. Необходимо издание закона, обязывающего производителей товаров или услуг совершать налоговые выплаты согласно месту их производства.

  7. Учитывая бегство капитала, необходимо введение пошлины на вывоз капитала, которая бы оплачивалась только сверх тех инвестиций, которые были вложены в России.

  8. Необходима отмена любых налоговых льгот относительно предприятий, владельцы которых имеют регистрацию в оффшорах.

  9. Необходимо создать собственную международную оффшорную зону (в настоящее время осуществляются переговоры о создании подобной зоны в Калининградской области).

  10. Вовлечение различных форм бизнеса в рассмотрение возможных методик по выведению экономики РФ из «оффшорной тени».

Таким образом, основополагающая роль в устранении негатива, появившегося в связи с оффшоризацией, должна состоять в значительном улучшении условий предпринимательства в России, поскольку фокусирование на установлении жестких рамок в отношении оффшорной политики РФ, в настоящий момент, не дает желаемого результата. Подобные запретительные меры в условиях существующего порядка движения капиталов могут только усилить нелегальную утечку капиталов и увеличить риски при вложении иностранных инвестиций в России. Демонстрация предельного контролирования оффшоров имеет все шансы подрыва конкурентных позиций РФ. Поэтому в целях избежания чрезмерных издержек и рисков, в деятельности оффшоров необходимо вводить не запрещающие меры, а повышать прозрачность их деятельности.

Иными словами, поскольку в настоящий момент, несмотря на меры, принимаемые Минфином, Минюстом, Центральным Банком России и другими уполномоченными структурами, бизнес РФ активно использует оффшоры для целей снижения налогообложения своих дивидендов, представляется очевидным, что для решения проблемы оффшоризации российской экономики запретительные меры не подходят. Соответственно, для этого необходимо производить тщательную работу российским регуляторам с оффшорными зонами по аналогии с другими странами, необходимо совершенствовать федеральное законодательство и создавать экономический климат, направленный на минимизацию мотивации российских бизнесменов к использованию оффшоров. В то же время, законопослушный бизнес не должен пострадать от антиоффшорной кампании правительства. А значит, целесообразность использования оффшоров должна вытекать из бизнес-структуры, а не по предписанию регулирующего органа, не отвечающего за результаты ее работы.


Литература:

  1. Оффшорная экономика / URL: http://www.vzsar.ru/blogs/811
  2. Актуальные проблемы России / URL: http://www.modern-rf.ru/actual/actual_4.html
  3. Оффшорные территории и экономическая преступность /URL: http://newasp.omskreg.ru/bekryash/ch5p9.htm



Основные термины (генерируются автоматически): Россия, зона, использование оффшоров, мера, оффшор, оффшорная компания, главный образ, мировая практика, российский бизнес, российское законодательство.


Задать вопрос