Анализ рынка интернет-торговли в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 3899 раз

Библиографическое описание:

Рубцов, А. В. Анализ рынка интернет-торговли в России / А. В. Рубцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4708/ (дата обращения: 19.11.2024).

Интернет-торговля — это динамично развивающаяся отрасль во всем мире. Благодаря активному распространению широкополосного доступа к сети Интернет на быстроразвивающихся рынках, таких как страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), перед компаниями сектора розничной торговли открываются совершенно новые рынки, однако рынок интернет-торговли в России не так развит, как в странах Западной Европы или Северной Америки. [1, с.81] По данным исследования AnalyticResearchGroup, за последние 6 лет российский рынок интернет-торговли увеличился более чем в 3,5 раза, и по итогам 2010 года его общий объем достиг 180 млрд. руб., превысив на 20% показатель 2009 года (150 млрд. руб.). Средний темп роста рынка составляет 30%, и по прогнозам аналитиков, такая динамика сохранится в ближайшие 5 лет. В 2010 году в интернет-секторе России на электронную коммерцию, в том числе на оплату за пользование интернетом и покупку техники для обеспечения интернетом, пришлись 557 млрд. рублей, что составляет 1,3% от ВВП.

Интерес к интернет-торговле возрос, как ни странно, в период кризиса. Данный период поспособствовал значительному росту рынка электронной коммерции (с конца 2008 года рынок вырос на 40 %).

Свыше половины пользователей рунета в 2010 году совершали онлайн-покупки, причём суммы, которые россияне оставляют в интернете, заметно растут. Так в 2010 году только 7,8% соотечественников приобрели что-либо онлайн на сумму до 1000 рублей. Активнее шли покупки на сумму от 1000 до 3000 (11,5%), а также от 10 000 до 30 000 рублей (10,2%). [3]

Рис.1. Суммы, потраченные на покупку в интернете, % от общего числа интернет-пользователей в России

Таким образом, сегодня ни у кого нет сомнения, что интернет-торговля крайне перспективный рынок в России. Но для достижения успеха в этой сфере необходимо считаться как с некоторыми особенностями, диктуемыми интернет-пользователями, так и с внешними факторами, которые оказывают непосредственное влияние на развитие данного направления.

В первую очередь, речь идет о быстроте распространения информации в интернете, а также отсутствии каких-либо барьеров для ее получения с точки зрения интернет-пользователей. Другими словами, интернет наиболее приближен к экономической модели совершенной конкуренции, знакомой многим экономистам. Все это позволяет интернет-пользователям без особых помех легко сравнивать уровень цен, ассортимент и ряд других не менее важных характеристик интернет-магазинов. Многие владельцы «электронных витрин» считают, что пользователь, приходя за товаром, не стремиться экономить. Однако согласно статистике, более 75% интернет-пользователей, совершавших покупки он-лайн, ориентированы на приобретение товаров, цена которых ниже своих аналогов, продаваемых в оффлайне. Пока ценовой фактор играет самую значительную роль, опережая фактор удобства совершения покупок в интернете. [2]

Рис. 2. «Что в наибольшей степени привлекает Вас в покупках товаров через интернет?», % от общего числа опрошенных, совершавших покупки товаров в интернет-магазинах в 2010 и 2011 гг.


Во-вторых, необходимо выделить ряд системных проблем, к которым следует отнести опасения интернет-пользователей относительно скорости и качества доставки. Наличие заторов на дорогах, сложности контроля качества работы курьеров, слаборазвитая инфраструктура в регионах, возможность утери и хищения товаров при их отправке по почте, высокая стоимость (как и себестоимость) доставки – это то, с чем сталкиваются как сами интернет-пользователи, так и интернет-магазины.

В-третьих, существует и ряд барьеров, которые создают сами продавцы на пути потенциальных покупателей. К ним следует относить, например, предоставление неполных или недостоверных данных о товарах, представленных на «полках» интернет-магазина, неудобный интерфейс, затрудняющий процесс поиска и приобретения товаров, невозможность получить быстрый ответ на интересующий клиента вопрос (отсутствие call-центра, задержки в ответах на электронную корреспонденцию).

Рис. 2. «Укажите, пожалуйста, причины, которые удерживают Вас от покупок товаров через интернет?», % от общего числа опрошенных, совершавших покупки товаров в интернет-магазинах в 2010 и 2011 гг.

Попытки преодолеть вышеперечисленные проблемы сегодня предпринимаются многими владельцами электронных магазинов, однако наибольших успехов достиг Тони Шей, генеральный директор крупнейшего обувного магазина США Zappos.com: «Онлайн-покупка обуви многих отпугивает: люди не уверены, что туфли придутся по ноге и будут хорошо смотреться с костюмом, который они планировали с ними надеть. Поэтому мы предлагаем бесплатную доставку обуви для примерки. Кроме того, срок возврата у нас — 365 дней, а колл-центр работает круглосуточно. Склад тоже открыт 24 часа, чтобы доставлять заказы нашим покупателям как можно быстрее».

Гарант беспрепятственного возврата товара (и, соответственно, денежных средств) в течение определенного срока со дня покупки увеличит издержки, но позволит «сомневающимся» покупателям с большей вероятностью совершить покупку товара. Отметим, что этот фактор особенно актуален с учетом такого «естественного» барьера на пути интернета, как отсутствие возможности полного осмотра товара перед покупкой (тактильные ощущения, текстура, размер и т.д.). [4]

Все эти опасения, создающие психологические барьеры на пути совершения покупки, все же преодолимы. Со стороны интернет-магазинов путем ужесточения контроля качества работы курьеров, менеджеров (и иных лиц, от работы которых зависит имидж самого интернет-магазина), актуализации данных о товарах, постоянного технологического совершенствования электронной «витрины». Плюс постепенное вовлечения все большего числа россиян в процесс совершения покупок через интернет. Исследования, проведенные агентством РБК.research показывают, что респонденты, имеющие опыт покупок товаров в интернете, в меньшей степени опасаются относительно качества предлагаемых в интернете товаров, чем россияне, ни разу не совершавшие подобных покупок.

Но низкое качество организации интернет-торговли, порождающее отрицательный опыт, так, или иначе, способствует замедлению данного процесса.


Литература.

  1. Калинина А.Э. Интернет-бизнес и электронная коммерция: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004г. – 148 с.

  2. Материалы сайта «РБК. Исследование рынков» [Электронный ресурс]. – [2012] – Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/

  3. Материалы сайта «Отдел интернет-исследований МАСМИ» [Электронный ресурс]. – [2012] - Режим доступа: http://www.onlinemonitor.ru/

  4. Материалы сайта «Исследовательский холдинг Ромир» [Электронный ресурс]. – [2012] – Режим доступа: http://romir.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, интернет, Материал сайта, электронная коммерция, Электронный ресурс, общее число, покупка, покупка товаров, приобретение товаров, совершавшая покупка товаров.


Задать вопрос