Влияние игр с мячом на психофизическое развитие ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Вдовина, А. С. Влияние игр с мячом на психофизическое развитие ребенка / А. С. Вдовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103661/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассматриваются понятие движения, обосновывается необходимость использования мяча в жизни детей дошкольного возраста, для формирования психофизического развития, в условиях обучения в дошкольном образовательном учреждении и в домашних условиях.

Ключевые слова: игры с мячом, физическое воспитание, дошкольный возраст, влияние мяча, мяч.

Дошкольный возраст — важный период в формировании двигательной активности. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.

«Движение — это жизнь, — писал Аристотель. — Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Для детей существует множество форм работы по физическому воспитанию. Но среди всех подвижных игр, особое место занимают игры с мячом. В своей статье я попытаюсь показать его большую значимость в психофизическом развитии детей.

Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а, следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дают действия с мячом.

Ребенок, знакомясь с мячом и его свойствами, выполняя различные упражнения (катание, хватание, удерживание, бросание и др.), получает нагрузку на все группы мышц, у него активизируется весь организм. Даже простое упражнение, как подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что хорошо воздействует на его осанку.

Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.

Логопеды в своей практике активно используют игры с мячом, считая его отличным коррекционным инструментом. Так как игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Центр развития ребёнка — детский сад 38 “Золотой ключик” ЕМР РТ города Елабуга с детьми двух подготовительных групп: группы № 7 — контрольной и группы № 5 — экспериментальной, в сентябре 2022 года. В исследовании выносливости приняло участие 32 ребенка: 18 мальчиков и 14 девочек 6–7-летнего возраста.

При изучении физического развития детей нами были получены следующие результаты:

В контрольной группе

Высокий уровень физического развития имеют 3 человека (15 %)

Уровень выше среднего имеют 9 человек (60 %)

Средний уровень физического развития отмечается у 4 человек (35 %)

В экспериментальной группе

Высокий уровень физического развития имеют 4 человека (18 %)

Уровень выше среднего — 5 человек (35 %)

Средний уровень отмечает у 7 человек (47 %)

Таким образом, из теста видно, что группы имеют ориентировочно приближенный уровень физического развития.

Исследование ловкости рук проводилось по методике М. А. Руновой и включало тесты на установление уровня развития ловкости и координации движений:

1) Челночный бег 3*10 метров

2) Отбивание мяча от пола.

3) Подбрасывание и ловля мяча.

По итогам проверки мы получили следующие результаты от двух групп:

Высокий уровень — 6 %

Средний уровень — 50 %

Низкий уровень — 44 %

В целом необходимо заметить, что более 40 % детей, участвовавших в диагностике, имеют средний и низкий уровни сформированности ручной ловкости.

Главной причиной низких показателей является, по нашему мнению, отсутствие целенаправленной работы по развитию ловкости, некоторые дети лишены интереса к физкультурным занятиям.

Следовательно, существует необходимость создания конкретной системы работы по развитию ловкости старших дошкольников, подбор наиболее результативных средств и методов, методическое просвещение педагогов и родителей.

Поэтому мы считаем необходимым с детьми экспериментальной группы организовать дополнительные занятия «Школа мяча» и главным направлением его работы выбрать развитие ручной и телесной ловкости.

Деятельность кружка осуществлялась так, что каждое занятие строилось согласно традиционной структуре: вводная, основная, а также заключительная часть.

В вводной части ребятам предоставлялись различные упражнения для рук и ног с целью разогрева и подготовки для последующей деятельность конкретных групп мышц (в частности, мышц рук и плечевого пояса).

Главный элемент содержала общеразвивающие упражнения с мячом, а вдобавок упражнения, нацеленные на формирование умения работать с мячом: отбивание, ведение мяча, передача друг другу мяча в парах различными методами, броски мяча в корзину и тому подобное.

В заключительной части занятия с ребенком велись игры с мячом различной физической активности: огромный и малой. Любая игра разучивалась вместе с ребенком, закреплялась и улучшалась.

После проведения систематических занятий кружка, направленных на развитие ручной ловкости детей экспериментальной группы, в мае 2023 года нами было проведено повторное тестирование.

В среднем по всем параметрам в экспериментальной группе были получены следующие результаты:

Высокий уровень — 55 %

Средний уровень — 40 %

Низкий уровень — 5 %

Повторная диагностика позволила выявить следующие изменения уровня развития ловкости у детей данной группы:

Высокий уровень увеличился на 40 %

Средний уровень уменьшился на 25 %

Низкий уровень уменьшился на 35 %

В среднем по всем параметрам в контрольной группе были получены следующие результаты:

Высокий уровень — 18 %

Средний уровень — 45 %

Низкий уровень — 37 %

Повторная диагностика в контрольной группе позволяет сделать следующие выводы:

Высокий уровень остался неизменным

Средний уровень увеличился на 10 %

Низкий уровень уменьшился на 10 %

Более результативным способом в оценке формирования психофизических качеств, в том числе выносливости, служит рост показателей за момент подготовки в течение учебного года. Он демонстрирует перемены в физиологической подготовленности детей под воздействием физкультурно-оздоровительных мероприятий и проявляется в разнице между исходными показателями первоначального тестирования (в сентябре) и приобретенными в конце года (в мае).

В ходе работы нами было установлено, то что формирование ручной ловкости у ребенка старшего дошкольного возраста обусловливается типом темперамента. Таким образом, уравновешенные дети продемонстрировали значительную трудоспособность при выполнении беговых упражнений и подвижных игр с мячом. У таких детей высокий прирост в развитии физической ловкости. Ребята свободно возбудимые успешнее и охотнее осуществляли разнообразные упражнения с мячом на скорость, с наслаждением принимали участие эстафетах, у них большие показатели в развитии ручной ловкости.

Таким образом, игры и упражнения с мячом играют огромную роль в психофизическом развитии ребенка. Мяч способствует развитию не только физических, но и психических способностей детей. Поэтому не стоит использовать мяч только как средство для развития физических умений (ловкость, сила, координация и др.).

Литература:

  1. Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. — М.: Аркти, 2000.
  2. Бальсевич В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев, 1987.
  3. Буцикина Т. П., Вартапетова Г. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. — 2005. № 3.- с.84–94.
  4. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. — М.: Терра-Спорт, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень, мяч, ребенок, уровень, игра, физическое развитие, дошкольный возраст, ручная ловкость, экспериментальная группа, контрольная группа.


Похожие статьи

Экспериментальная работа по формированию координационных...

В эксперименте участвовало 50 детей среднего дошкольного возраста 2 группы, 4 воспитателя

Высокий уровень — все элементы ребенок выполняет в полном соответствии с

– Начальный уровень — упражнение практически не выполнено, однако ребенок делает

Большинство детей (53 %) находятся на среднем уровне развития, выполняют требуемые...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством...

В экспериментальную группу вошли 12 дошкольников: 8 детей четырехлетнего возраста и 4

Также мы сформировали контрольную группу, в которую вошли 12 детей: 5 детей

По результатам первичной диагностики 34 балла был самый высокий, самый низкий — 17.

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие...

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего...

[2;16]. Показатели физического развития детей дошкольного возраста в последние годы

о низком уровне двигательного развития примерно у 30- 40 % дошкольников.

Игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств ребенка.

Таким образом, работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ловкости может успешно...

Актуальность развития ловкости детей 6-го года жизни

Показатели физического развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствуют о низком уровне двигательного развития примерно у 30 % дошкольников.

Также, развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях.

Игры с мячом развивают сообразительность, быстроту мышления, повышают умственную...

Педагогические условия формирования внимания у старших...

...40 детей в возрасте 6–7 лет — по 20 детей в экспериментальной и контрольной группах.

Аналогичное диагностическое исследование было проведено в контрольной группе детей.

Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы).

уровень развития внимания, игра, дошкольный возраст, высокий уровень развития внимания...

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Библиографическое описание: Валова, Н. В. Подвижная игра как средство физического

- Повысить уровень своих знаний о подвижных играх и методике их проведения.

Активность детей в играх зависит от содержания подвижных игр, характера интенсивности движений в

3. Индивидуальный подход. Подвижные игры организую со всей группой или подгруппами.

Подвижная игра — основное средство и метод воспитания...

Дети экспериментальной группы достигли оптимального уровня развития двигательных навыков.

игра, старший дошкольный возраст, ребенок, детский сад, физическое воспитание детей, физическая

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника.

В подготовительной части занятий, в группах детей 5–6 лет использовались...

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты...

...ловкости на достигнутом уровне, но не её дальнейшему эффективному развитию.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей

Подвижные игры создают благоприятный фон для развития быстроты и ловкости, — что, при

4. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста.

Развитие интереса к физкультурным занятиям у дошкольников...

В экспериментальной группе высокий уровень интереса показали 33 % детей

Начальный уровень развития интереса детей, который имели некоторые дети (13 %) в начале

Динамика развития интереса дошкольников контрольной группы по всем критериям представлена на рис. 2.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка.

Похожие статьи

Экспериментальная работа по формированию координационных...

В эксперименте участвовало 50 детей среднего дошкольного возраста 2 группы, 4 воспитателя

Высокий уровень — все элементы ребенок выполняет в полном соответствии с

– Начальный уровень — упражнение практически не выполнено, однако ребенок делает

Большинство детей (53 %) находятся на среднем уровне развития, выполняют требуемые...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством...

В экспериментальную группу вошли 12 дошкольников: 8 детей четырехлетнего возраста и 4

Также мы сформировали контрольную группу, в которую вошли 12 детей: 5 детей

По результатам первичной диагностики 34 балла был самый высокий, самый низкий — 17.

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие...

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего...

[2;16]. Показатели физического развития детей дошкольного возраста в последние годы

о низком уровне двигательного развития примерно у 30- 40 % дошкольников.

Игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств ребенка.

Таким образом, работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ловкости может успешно...

Актуальность развития ловкости детей 6-го года жизни

Показатели физического развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствуют о низком уровне двигательного развития примерно у 30 % дошкольников.

Также, развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях.

Игры с мячом развивают сообразительность, быстроту мышления, повышают умственную...

Педагогические условия формирования внимания у старших...

...40 детей в возрасте 6–7 лет — по 20 детей в экспериментальной и контрольной группах.

Аналогичное диагностическое исследование было проведено в контрольной группе детей.

Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы).

уровень развития внимания, игра, дошкольный возраст, высокий уровень развития внимания...

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Библиографическое описание: Валова, Н. В. Подвижная игра как средство физического

- Повысить уровень своих знаний о подвижных играх и методике их проведения.

Активность детей в играх зависит от содержания подвижных игр, характера интенсивности движений в

3. Индивидуальный подход. Подвижные игры организую со всей группой или подгруппами.

Подвижная игра — основное средство и метод воспитания...

Дети экспериментальной группы достигли оптимального уровня развития двигательных навыков.

игра, старший дошкольный возраст, ребенок, детский сад, физическое воспитание детей, физическая

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника.

В подготовительной части занятий, в группах детей 5–6 лет использовались...

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты...

...ловкости на достигнутом уровне, но не её дальнейшему эффективному развитию.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей

Подвижные игры создают благоприятный фон для развития быстроты и ловкости, — что, при

4. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста.

Развитие интереса к физкультурным занятиям у дошкольников...

В экспериментальной группе высокий уровень интереса показали 33 % детей

Начальный уровень развития интереса детей, который имели некоторые дети (13 %) в начале

Динамика развития интереса дошкольников контрольной группы по всем критериям представлена на рис. 2.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка.

Задать вопрос