Автор: Иванова Любовь Юрьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 13.03.2015

Библиографическое описание:

Иванова Л. Ю. Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 605-607.

Темп современной жизни требует от человека проявления воли, находчивости, способности к переключению и концентрации внимания на важнейшие для человека ситуации и быстрому освоению в меняющихся условиях.

Все вышеописанные качества физического воспитания можно объединить в одно понятие — «ловкость». Именно она отвечает за точность и согласованность движений в меняющихся условиях, способность быстро и эффективно овладевать новыми движениями [1;16]

Ловкость, с точки зрения Л. П. Матвеева — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. [2;16]

Показатели физического развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствуют о низком уровне двигательного развития примерно у 30- 40 % дошкольников. Причины этого кроются в современном образе жизни. [5; 6]

Для ребенка-дошкольника потеря в движениях — это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

Развитие ловкости — это важнейший педагогический процесс, который необходимо осуществлять уже на первой ступени образования — в дошкольном возрасте. В дошкольных учреждениях вопрос здоровья детей является главным, а приоритетным направлением является физическое развитие.

Пензулаева Л. И. считает, что двигательная активность оказывает большое влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объем двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями. [7;110]

Научное обоснование взаимодействия психики и мышечной деятельности внесли работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отражательной роли мозга. Наличие связи функционального состояния центральной нервной системы с тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры свидетельствует, что движение — конечное выражение всякого психического акта, мысль — это рефлекс, заторможенный в своей двигательной части, и что всякая мысль есть слово в состоянии начала мускульной деятельности. В работах В. М. Бехтерева и его сотрудников (Н. М. Щелованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина и др.) была подтверждена обратная зависимость двигательных и психических функций ребенка. В указанных исследованиях содержится материал, свидетельствующий о том, что, начиная от простых видов движения и заканчивая самыми сложными произвольными действиями, развитие познания и действий определяется в единстве. Благодаря системному подходу психологической науки к познанию ребенка в комплексе всех свойств и особенностей становится возможным обосновать роль самовыражения через движения в подвижной игре в психокоррекции и интеллектуальном развитии ребенка. [9; 68]

Данько Ю. И. подчёркивает, что движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. [4; 4]

В решении проблемы развития ловкости первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По мнению отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организма, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь присутствия всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) [6; 29].

Развитию ловкости способствует систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение улучшает координацию движений, повышает пластичность нервной системы и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Также, развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Например, в подвижных играх детям необходимо постоянно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро решать сложные двигательные задачи, требуемые игровой ситуацией.

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами — передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры [3; 54].

Игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств ребенка. Они развивают ориентировку в пространстве, регулируют точность и силу броска, развивают ловкость, глазомер, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно как для гипервозбудимых, так и малоподвижных детей. Кроме этого, игры и упражнения с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма — сердца, легких, улучшают обмен веществ.

Игры с мячом укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. Игры с мячом развивают сообразительность, быстроту мышления, повышают умственную активность и ориентировку в пространстве. Ребенок, играя в команде, учится согласовывать свои действия с действиями товарищей, при этом, у него воспитывается ответственность, сдержанность, решительность, самообладание и воля, обогащается его сенсомоторный опыт [8; 56].

Игры подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, склонностей и интересов ребенка. В таких играх используются некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.

Таким образом, работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ловкости может успешно проводиться посредством сᴨециально подобранных игр и упражнений с мячом.

Вопрос развития ловкости детей старшего дошкольного возраста наряду со снижением двигательной активности дошкольников весьма актуален сейчас. И от того, насколько серьезно к нему отнесутся дошкольные педагоги и родители, будет зависеть развитие и благополучие ребенка в постоянно меняющемся современном мире, где требуются проявление воли и находчивости.

 

Литература:

 

1.                  Антропова М., Кольцова М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. — М.: Медицина. ‒ 1983. — 320 с.

2.                  Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. [Текст]/ Е. Н. Вавилова. — М.: Просвещение. — 1986. — 125 с.

3.                  Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. ‒ М.: Владос. ‒ 2000. ‒ 262 с.

4.                  Данько, Ю. И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности [Текст]: //Детская спортивная медицина. Ю. И. Данько. — М.: Медицина. — 1980. — С. 12–15.

5.                  Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. [Текст] — 2007. — № 4. — С. 10–14.

6.                  Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение. ‒ 1985. — 160 с.

7.                  Мащенко М. В. Физическая культура дошкольника / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. [Текст] — Мн.: Ураджай. — 2000. — 156 с.

8.                  Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р. М. Миронова. ‒ Минск: Нарасвета. ‒ 1989. ‒ 176 с.

9.                  Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология человека. [Текст]- М.: Просвещение. — 1998. — 255 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, развития ловкости, старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, развития ловкости детей, ловкости детей старшего, детей дошкольного возраста, физического воспитания, развитию ловкости, актуальности развития ловкости, двигательная активность, физического развития, развития ловкости первостепенное, развития детей дошкольного, Игры с мячом, развития ловкости полезны, Вопрос развития ловкости, двигательного развития ребенка, учреждениях вопрос здоровья, воспитания детей дошкольного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос