Актуальность развития ловкости детей 6-го года жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 12.05.2014

Статья просмотрена: 522 раза

Библиографическое описание:

Иванова Л. Ю. Актуальность развития ловкости детей 6-го года жизни // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 506-507. — URL https://moluch.ru/archive/66/10977/ (дата обращения: 13.12.2018).

Дети с рождения стремятся к движению. Огромную потребность в нем, как правило, дети стремятся удовлетворить через игру. В дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, образуя фундамент для дальнейшего развития; создается основа двигательного опыта, происходит освоение движений, из которых впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Ускоренный темп современной жизни требует проявления находчивости, воли, способности к быстрому освоению в меняющихся условиях, переключению и концентрации внимания на наиболее важных для человека ситуациях.

Вышеописанные качества физического воспитания можно объединить в одно понятие — «ловкость». Именно она отвечает за точность и согласованность движений в меняющихся условиях, способность быстро и эффективно овладеть новыми движениями. [1; 16].

Показателем ловкости считается координационная сложность движений. Немаловажным показателем считается время, затраченное на овладение сложными движениями и степень готовности, достигаемая в данном упражнении после проведённых занятий.

Развитие ловкости — важнейший педагогический процесс, который необходимо осуществлять уже на первой ступени образования — в дошкольном возрасте.

Показатели физического развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствуют о низком уровне двигательного развития примерно у 30 % дошкольников. Недостаток движения оказывает влияние на здоровье, развитие и получение знаний. В дошкольных учреждениях вопрос здоровья детей является главным, а приоритетным направлением является физическое развитие. Поэтому вышеприведенная статистика требует к себе особого внимания и принятия мер по исправлению ситуации.

Ловкость развивается медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений у детей наблюдаются в возрасте от 7 до 12–13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками. Следовательно, старший дошкольный возраст — это сенситивный период для создания предпосылок развития ловкости детей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Дети очень легко осваивают технику сложных физических упражнений.

О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.

Развитию ловкости способствует систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение улучшает координацию движений, повышает пластичность нервной системы и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Также, развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Например, в подвижных играх детям необходимо постоянно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро решать сложные двигательные задачи, требуемые игровой ситуацией.

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами — передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры [2; 54].

Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь присутствия всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) [3; 29].

Игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств ребенка. Они развивают ориентировку в пространстве, регулируют точность и силу броска, развивают ловкость, глазомер, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно как для гипервозбудимых, так и малоподвижных детей. Кроме этого, игры и упражнения с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма — сердца, легких, улучшают обмен веществ.

Игры с мячом укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. Игры с мячом развивают сообразительность, быстроту мышления, повышают умственную активность и ориентировку в пространстве. Ребенок, играя в команде, учится согласовывать свои действия с действиями товарищей, при этом, у него воспитывается ответственность, сдержанность, решительность, самообладание и воля, обогащается его сенсомоторный опыт [4; 56].

Игры подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, склонностей и интересов ребенка. В таких играх используются некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.

Таким образом, работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ловкости может успешно проводиться посредством сᴨециально подобранных игр и упражнений с мячом.

Вопрос развития ловкости у детей 6-го года жизни наряду со снижением двигательной активности дошкольников весьма актуален сейчас. И от того, насколько серьезно к нему отнесутся дошкольные педагоги, будет зависеть развитие и благополучие ребенка в постоянно меняющемся современном мире, где требуются проявление воли и находчивости. «Двигательная ловкость — это своего рода двигательная находчивость», — писал Н. А. Бернштейн. [5; 27].

Литература:

1.         Антропова М., Кольцова М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. — М.: Медицина. ‒ 1983. — 320 с.

2.         Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. ‒ М.: Владос. ‒ 2000. ‒ 262 с.

3.         Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение. ‒ 1985. — 160 с.

4.         Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р. М. Миронова. ‒ Минск: Нарасвета. ‒ 1989. ‒ 176 с.

5.         Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с. с ил.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие ловкости, игра, дошкольный возраст, ребенок, упражнение, ловкость, старший дошкольный возраст, мяч, координация движений, выполнение упражнений.


Похожие статьи

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего...

Показатели физического развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствуют о низком уровне двигательного развития примерно у 30- 40 % дошкольников.

Развитие координации у детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности. Постановка проблемы: Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества.

Формирование координационных способностей детей...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время термины «ловкость» и «координационные способности» не отождествляют, но до сих пор нет...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

дошкольный возраст, способность, ребенок, педагогическое условие развития координации движений, развитие координации движений детей, непосредственная образовательная деятельность, игровой метод, старший...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, старший дошкольный возраст, элемент спорта, занятие, мяч, основная часть

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности.

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития...

старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, ритмическая гимнастика, ребенок, способность, движение, развитие, правильное выполнение упражнений, музыкальное сопровождение...

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты...

ребенок, игра, подвижная игра, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, движение, качество, ловкость, дошкольное образование, гармоничное физическое развитие.

Значение подвижных игр в жизни маленького дошкольника

физическое воспитание, игра, умственная деятельность, ребенок, подвижная игра, ловкость, дошкольный возраст, движение, дошкольное детство, физическая культура.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения, направленности интересов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего...

Показатели физического развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствуют о низком уровне двигательного развития примерно у 30- 40 % дошкольников.

Развитие координации у детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности. Постановка проблемы: Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества.

Формирование координационных способностей детей...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время термины «ловкость» и «координационные способности» не отождествляют, но до сих пор нет...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

дошкольный возраст, способность, ребенок, педагогическое условие развития координации движений, развитие координации движений детей, непосредственная образовательная деятельность, игровой метод, старший...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, старший дошкольный возраст, элемент спорта, занятие, мяч, основная часть

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности.

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития...

старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, ритмическая гимнастика, ребенок, способность, движение, развитие, правильное выполнение упражнений, музыкальное сопровождение...

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты...

ребенок, игра, подвижная игра, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, движение, качество, ловкость, дошкольное образование, гармоничное физическое развитие.

Значение подвижных игр в жизни маленького дошкольника

физическое воспитание, игра, умственная деятельность, ребенок, подвижная игра, ловкость, дошкольный возраст, движение, дошкольное детство, физическая культура.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения, направленности интересов.

Задать вопрос