Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 10.11.2018

Статья просмотрена: 777 раз

Библиографическое описание:

Попова, Е. С. Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях / Е. С. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53660/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная коррекционная методика, направленная на двигательное развитие аутичных детей.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), ребёнок, моторное развитие, дошкольный возраст, игра.

К сожалению, практически у всех детей с расстройством аутистического спектра (РАС) нарушается развитие моторной сферы. У некоторых есть особенности при выполнении произвольных движений, видна недостаточность координации движений, неловкость при ходьбе.

Расстройство моторного формирования вызвано значительным уровнем тревоги аутичного ребёнка, недостаточным постижением происходящих событий, страхами. Ребёнок не совершенствуется, а впадает в защитные стереотипные формы поведения (однообразные, повторяющиеся ритмичные движения — бег по кругу, раскачивание, взмахи, манипуляции с мелкими предметами), следовательно, моторная сфера искажена и формируется весьма медлительно (Э. В. Плаксунова).

В нашем исследовании мы проводили диагностику моторной сферы детей с РАС с помощью методики Э. В. Пласкуновой (2008) [5]. Методика дает возможность оценить двигательные умения детей с аутизмом в соответствии с уровнями построения движений, описанными Н. А. Бернштейном. Оценка происходит по следующим областям диагностики:

1) сформированность умений, позволяющих ориентироваться и двигаться во внешнем пространственном поле;

2) наличие умений выполнять точные прицельные действия с предметами;

3) сформированность действий, требующих ориентировки в пространстве собственного тела. [6]

В экспериментальную группу вошли 12 дошкольников: 8 детей четырехлетнего возраста и 4 ребёнка пятилетнего возраста. Все дети имели диагноз «расстройство аутистического спектра». Дети пользовались и понимали речь, выполняли простую инструкцию.

Также мы сформировали контрольную группу, в которую вошли 12 детей: 5 детей четырехлетнего возраста и 7 детей пятилетнего возраста не имеющих проблем здоровья.

Диагностика моторной сферы показала основательные проблемы у детей с РАС по сравнению с нормотипичными детьми контрольной группы в ориентировке и организации движений во внешнем пространстве, в движениях, требующих ориентации в пространстве собственного тела, а также в выполнении прицельных действий с предметами. По данным результатам мы можем говорить о потребности специальной работы по формированию двигательной сферы детей с РАС.

Разработанная нами программа коррекционной работы, направленная на развитие двигательной сферы дошкольников с РАС, была создана из трёх блоков.

Занимались с детьми полгода, два раза в неделю по 30–40 минут.

1 блок — умение выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела, состоит из игр:

Улыбка; Тень; Повтори за мной; Ладушки, ладушки; Шофёр.

2 блок — формирование умений ориентировать двигательные действия во внешнем пространственном поле, состоит из игр:

Попади на тот берег; Кенгуру; Прыг-скок; Весёлые ребята; Зайка по лесу бежит.

3 блок — развитие умений выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами, состоит из игр:

Попади в цель; Футбол; Круговорот; Послушный мячик; Поймай мяч.

По первому блоку оценки — «ориентировка и движения во внешнем пространственном поле» — в группе детей с РАС самый высокий результат был представлен в балльном выражении 41 балла (50 максимально), самый низкий — 28. По результатам первичной диагностики 34 балла был самый высокий, самый низкий — 17. То есть результаты всех детей при выполнении упражнений существенно улучшились.

По блоку «перемещение во внешнем пространственном поле» максимальный результат у детей с РАС выражался в 25 баллах (максимально можно было набрать 32), минимальный — 17 баллов. По результатам первичной диагностики 17 балла был самый высокий, самый низкий — 8. Таким образом, способности детей экспериментальной группы к координированному перемещению во внешнем пространственном поле после проведенных занятий заметно возросли.

Третий блок диагностики позволял оценить «прицельные действия в пространственном поле с предметами». Самый высокий результат — 10 баллов, самый низкий — 7. По результатам первичной диагностики максимальным был результат 10 баллов, самым низким — 4 балла. Поэтому мы можем заключить, что видим положительную динамику у детей экспериментальной группы и в возможностях выполнения прицельных действий с предметами.

Таким образом, по результатам эксперимента мы можем увидеть, что разработанная нами программа хорошо повлияла на детей с расстройством аутистического спектра.

Литература:

  1. Аутизм / Под.ред. проф. Э. Г. Улумбекова. — М.: Гэотар-мед, 2002.
  2. Богдашина О. Б. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма / О. Б. Богдашина. — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. — 248 с.
  3. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Теревинф, 2000. — 336 с.
  4. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком / С. Ньюмен. — М., Теревинф, 2009. — 240 с.
  5. Плаксунова Э. В. «Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии». М.,2011.
  6. Плаксунова Э. В. Использование программы «Моторная азбука» в процессе коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Детский аутизм: исследования и практика. С. 302–312.
  7. Шипицына Л. М. Детский аутизм / Л. М. Шипицына. — М.: Дидактика Плюс, 2001. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внешний пространственный пол, балл, действие, моторная сфера, первичная диагностика, РАСА, экспериментальная группа, контрольная группа, пространственный пол.


Похожие статьи

Оценка уровня сформированности пространственных...

Затрагиваются вопросы диагностики пространственных функций как пропедевтики нарушений речи у детей школьного возраста, а также как базиса для

Бурачевская О. В. Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Так, показатели экспериментальной группы первичной и повторной диагностик в сравнении выглядят таким образом: зрительное восприятие — 67 % и 51 %, фонематические процессы — 51 % и 9 %, пространственно-временные параметры — 53 % и 40 %, моторная сфера — 58...

Педагогические условия формирования полоролевой...

Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей.

контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок...

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь. Особенности состояния функционального базиса письменной речи... К вопросу о диагностике...

Фоpмиpование пpостpанственных пpедставлений...

После выявления уровня сформированности пространственных представлений, можно

Ход игры: Педагог кладет на пол в середину красный круг и по четырем направлениям

Таким образом, формирование у ребёнка пространственных представлений, является одной из...

Пространственно-временные представления и особенности их...

Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста.

По данным педагога-методиста А. А. Столяра из трех парных групп основных направлений, соответствующих основным осям человеческого тела, фронтальной...

Изучение формирования полоролевой идентичности подростков из...

В неполной семье, при несовпадении пола между родителем и ребенком, у ребенка создается искаженная модель собственного поведения как

Экспериментальной базой исследования формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей послужило МОУ...

Особенности логопедической работы по развитию психомоторики...

Для исследования психомоторной сферы дошкольников экспериментальных и контрольной групп, были подобраны и апробированы следующие методики: «шкала моторной одаренности» Н. И. Озерецкого, представляющая собой набор двигательных тестов для исследования...

Содержание коррекционно-логопедической работы по...

У воспитанников логопедических групп отмечаются трудности зрительно-пространственного

Цель: на основе теоретического анализа научной литературы и экспериментального

Вторая методика посвящена диагностике пространственных представлений — Тест диагностики...

Похожие статьи

Оценка уровня сформированности пространственных...

Затрагиваются вопросы диагностики пространственных функций как пропедевтики нарушений речи у детей школьного возраста, а также как базиса для

Бурачевская О. В. Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Так, показатели экспериментальной группы первичной и повторной диагностик в сравнении выглядят таким образом: зрительное восприятие — 67 % и 51 %, фонематические процессы — 51 % и 9 %, пространственно-временные параметры — 53 % и 40 %, моторная сфера — 58...

Педагогические условия формирования полоролевой...

Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей.

контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок...

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь. Особенности состояния функционального базиса письменной речи... К вопросу о диагностике...

Фоpмиpование пpостpанственных пpедставлений...

После выявления уровня сформированности пространственных представлений, можно

Ход игры: Педагог кладет на пол в середину красный круг и по четырем направлениям

Таким образом, формирование у ребёнка пространственных представлений, является одной из...

Пространственно-временные представления и особенности их...

Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста.

По данным педагога-методиста А. А. Столяра из трех парных групп основных направлений, соответствующих основным осям человеческого тела, фронтальной...

Изучение формирования полоролевой идентичности подростков из...

В неполной семье, при несовпадении пола между родителем и ребенком, у ребенка создается искаженная модель собственного поведения как

Экспериментальной базой исследования формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей послужило МОУ...

Особенности логопедической работы по развитию психомоторики...

Для исследования психомоторной сферы дошкольников экспериментальных и контрольной групп, были подобраны и апробированы следующие методики: «шкала моторной одаренности» Н. И. Озерецкого, представляющая собой набор двигательных тестов для исследования...

Содержание коррекционно-логопедической работы по...

У воспитанников логопедических групп отмечаются трудности зрительно-пространственного

Цель: на основе теоретического анализа научной литературы и экспериментального

Вторая методика посвящена диагностике пространственных представлений — Тест диагностики...

Задать вопрос