Особенности развития эмпатии у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью легкой степени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Савкина, С. В. Особенности развития эмпатии у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью легкой степени / С. В. Савкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103615/ (дата обращения: 19.10.2024).



Ключевые слова: эмпатия, сопереживание, чувства, старший дошкольный возраст, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с умственной отсталостью.

Keywords: empathy, empathy, feelings, senior preschool age, children with autism spectrum disorders, children with mental retardation.

Эмпатия — это способность человека понимать и сопереживать чувствам других людей. Эти качества помогают осознавать свои и чужие эмоции, лучше взаимодействовать с окружающим миром и строить отношения с другими людьми.

Дошкольный период является особенно благоприятным для развития эмоционально-личностной сферы ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) особое внимание уделяет формированию социальных компетенций ребенка и определяет следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться учитывать интересы и чувства других детей и взрослых, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства. Таким образом, ФГОС ДО ориентирует педагогов на формирование у старших дошкольников осознанного сопереживания, сострадания ближнему, как важного компонента социализации личности в обществе.

Способность к сопереживанию и проявление эмпатии являются важным социальным навыком для любого ребенка. Однако у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) эта способность может быть нарушена или отличаться от типичного развития эмпатии у нормативно развивающихся детей.

Нами проведено экспериментальное исследование на базе дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 354 имени Д. М. Карбышева» города Москвы. Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы выявить особенности проявления эмпатии детей 5–7 лет с ОВЗ. В исследовании приняли участие 5 детей с ОВЗ, из них 2 ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) и 3 ребенка с умственной отсталостью легкой степени (УО).

Были выбраны следующие диагностические методики: «Эмоциональные лица», Н. Я. Семаго — идентификация ребенком эмоциональных состояний и придумывание своей истории по какому-либо изображению [2]; «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина –распознавание эмоциональных состояний других детей/взрослых [3]; «Определение проявления ребенком помощи (сочувствия) другому человеку», Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер — выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи [3]; опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей», А. М. Щетинина — изучить реакции на эмоциональные состоянии окружающих людей у детей проявление эмпатии [4].

Анализ полученных результатов позволил установить, что дошкольники с РАС и УО плохо справляются с идентификацией эмоций, таких как страх, приветливость, стыд, обида и удивление. Эти дети не выполняют задание даже, когда взрослый оказывает помощь, они не называют эмоцию, не могут передать его своей мимикой. У детей с РАС наблюдается слабая эмоциональная экспрессия, трудности в выражении своих собственных эмоций. Также этим детям характерно нарушение социального взаимодействия, в том числе сниженная способность понимать чужие эмоции, проявлять сочувствие и эмпатию к другим людям. Дети с УО более эмоциональны в проявлении собственных эмоций, но уровень способности распознавать эмоциональное состояние другого довольно низкий. Средний уровень понимания эмоций продемонстрировали двое детей (1 ребенок с РАС и 1 ребенок с УО), правильно воспринимая лишь основные, наиболее выраженные и интенсивные эмоции, такие как радость, грусть, злость. Низкий уровень понимания эмоций показали трое детей (1 ребенок с РАС и 2 ребенка с УО), выделяя только положительный или отрицательный спектр эмоционального состояния.

В ходе диагностического изучения проявления помощи (сочувствия) у детей старшего дошкольного возраста с РАС и УО к другому человеку было выявлено, что для этих детей характерно отсутствие стремления оказать помощь, они проявляют равнодушие к сложившейся ситуации, даже под стимулирующим воздействием взрослого: дети, увидев привлекательную для них деятельность, не принимают во внимание переживания и чувства других детей.

С целью определения формы проявления эмпатии у детей, воспитателям групп было предложено заполнить опросник А. М. Щетининой «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей». Анализ опросников показал следующие результаты, у 1 дошкольника с РАС и у 3 дошкольников с УО наблюдается смешанный тип проявления эмпатии, некоторая избирательность проявления отзывчивости. Например, дошкольник может во всем помогать лучшему другу, замечать его настроение, но при этом игнорировать переживания других детей. То есть, дети в одних ситуациях проявляют гуманистическую, а в других — эгоцентрическую эмпатию. Чаще эмоционально-действенное реагирование стимулируется извне под влиянием взрослого или сверстника, в основе эмоционального отклика лежит узколичный мотив (быть хорошим, привлечь внимание взрослого, заслужить похвалу). Низкий уровень развития эмпатии мы наблюдаем у одного ребенка с РАС. Этот ребенок не проявляет интерес к эмоциональному состоянию других и совершает эмпатийные действия только по побуждению взрослого.

Таким образом, проведенный нами анализ данных показал, что развитие эмпатии у детей с РАС и УО имеют довольно низкие показатели развития эмпатии. Дети с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью имеют некоторые особенности в проявлении эмпатии, степень выраженности тех или иных особенностей, их характер и проявления различны.

Проявление эмпатии является важным социальным навыком для любого человека, включая детей с различными образовательными возможностями. Поэтому, одной из основных задач педагогов и родителей является развитие социальных навыков и проявления эмпатии у детей с РАС и УО, формирование у них способности эмоционально откликаться на ситуацию, сопереживать и понимать чувства других.

Для этого необходимо использовать специальные игры и упражнения, которые помогут детям научиться распознавать чужие эмоции и выражать свои собственные чувства. Например, игры, направленные на обучение эмоциональной грамотности (умение распознавать свои и чужие эмоции), помогут детям лучше понять свое окружение и реагировать на социальные ситуации. Также стоит использовать игры для обучения коммуникативным навыкам, таким как слушание других людей, выражение своих мыслей и чувств. Игра «Мимика» поможет детям понимать, как правильно интерпретировать жесты и выражения лица других людей.

Также очень полезно проводить беседы о различных эмоциях и чувствах, которые могут возникнуть в различных ситуациях. При этом следует обращаться к конкретным примерам из жизни ребенка, чтобы он лучше понимал тему. Это позволит детям не только узнавать новые слова, но и анализировать свои собственные эмоции.

Использование книг для развития эмпатии и сопереживания — эффективный метод работы с дошкольниками. Книги о разных чувствах и эмоциях помогают детям лучше понимать свои и чужие чувства. Также можно использовать книги о людях с РАС, чтобы рассказать детям об этом расстройстве и помочь им понять, что каждый человек уникален.

В развитии эмпатии у дошкольников с ОВЗ помогут различные художественные материалы, такие как краски, маркеры, пластилин или глина. С их помощью ребенок может выразить свои эмоции и мысли визуально. Это может быть особенно полезным для детей с РАС или УО, которые могут испытывать трудности в устной коммуникации.

Важно помнить, что развитие эмпатии — это процесс, который требует времени и терпения. Педагоги и родители должны быть готовы к тому, что у детей с РАС и УО могут возникать затруднения в этом процессе. Однако, благодаря правильной методике работы и подходу к обучению можно добиться успеха в развитии эмпатии.

Еще один ключевой фактор, влияющий на формирование эмпатии у детей — это социальная среда. Особенно актуальна она для старших дошкольников с РАС и УО, так как эти дети часто испытывают трудности в общении и социализации. Прежде всего, родители и близкие взрослые могут оказать большое влияние на развитие эмпатии у детей. Частые проявления заботы, поддержки и понимания помогают ребенку ощущать свою значимость для окружающих и научиться отзываться на чужие потребности и эмоции.

Также важную роль играет коллективное общение в группе сверстников. В таких группах дети могут наблюдать за примером друг друга, учиться конструктивно решать конфликты и выражать свои чувства словами. Важно отметить, что социальная среда должна быть безопасной и комфортной для всех детей в группе. Педагоги могут организовать работу для детей с РАС и УО в парах или малых подгруппах, что поможет учесть индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка. Тогда дети будут чувствовать себя свободными в выражении своих мыслей и чувств, а также смогут получать поддержку от окружающих.

Таким образом, социальное взаимодействие имеет большое значение для развития эмпатии у старших дошкольников с РАС и УО. От заботливой атмосферы в семье до профессиональной работы педагогического персонала — все это способствует формированию навыков социального общения и эмпатии у детей.

Литература:

  1. Звенигородская, М. А. Значимость феномена эмпатии в современном обществе / М. А. Звенигородская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2019, № 12, с. 244–247.
  2. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
  3. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М.: Владос, 1995.
  4. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.
  5. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; под ред. А. Д. Кошелевой, — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие эмпатии, проявление эмпатии, РАСА, чувство, эмоция, дошкольник, умственная отсталость, эмоциональное состояние, дошкольное образование.


Похожие статьи

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В статье описываются особенности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и даются методические рекомендации.

Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития

В статье рассматривается, как диагностировать агрессивное поведение у детей с ТНР и ЗПР. Проанализирован уровень агрессивности младших школьников.

Исследование тревожности в старшем дошкольном возрасте

В статье представлены результаты исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста, а именно возможности выявления уровня тревожности и его понижения в случае высокой тревожности.

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Особенности развития эмоционального слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи

Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР

Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения

В статье рассматривается вопрос диагностики школьной тревожности у детей с задержкой психического развития психогенного происхождения.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Похожие статьи

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В статье описываются особенности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и даются методические рекомендации.

Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития

В статье рассматривается, как диагностировать агрессивное поведение у детей с ТНР и ЗПР. Проанализирован уровень агрессивности младших школьников.

Исследование тревожности в старшем дошкольном возрасте

В статье представлены результаты исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста, а именно возможности выявления уровня тревожности и его понижения в случае высокой тревожности.

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Особенности развития эмоционального слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи

Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР

Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения

В статье рассматривается вопрос диагностики школьной тревожности у детей с задержкой психического развития психогенного происхождения.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Задать вопрос