The article explores the age‑related characteristics of empathy — a crucial socio-personal quality in older preschoolers. The author describes the formation and manifestation of this quality in children of senior preschool age.
Keywords: socio-personal qualities, age‑related characteristics, empathy, compassion, emotional responsiveness, senior preschooler.
Проблема развития эмпатии у детей дошкольного возраста приобретает особую значимость в условиях современного общества, характеризующегося ускорением темпов жизни, увеличением информационной нагрузки и повышением требований к уровню социальной компетентности индивида. Эмпатия является основой для эффективного взаимодействия с окружающими людьми, способствует формированию положительных межличностных отношений и успешной социализации ребёнка. Понимание возрастных особенностей процесса развития эмпатии помогает своевременно диагностировать возможные проблемы и создавать условия для полноценного личностного роста и гармоничного психического развития каждого дошкольника.
Рассмотрим специфику развития эмпатии в дошкольном возрасте и динамику ее становления.
Эмпатия представляет собой способность понимать эмоциональное состояние другого человека и откликаться на него соответствующим образом. [2]. Это одно из важнейших качеств, формирующихся в детстве и оказывающих значительное влияние на дальнейшее развитие личности, успешность адаптации в обществе и качество межличностных взаимоотношений. Особенно важным становится изучение возрастных особенностей развития эмпатии именно в дошкольном периоде, поскольку именно в это время закладываются основы социального поведения, формируются базовые представления о чувствах окружающих и собственные способы реагирования на эмоции других людей. Исследования в области психологии подтверждают, что уровень развитости эмпатии в детском возрасте оказывает существенное воздействие на социальную адаптацию и поведение взрослого человека, поэтому своевременное выявление и поддержка процессов развития эмпатии являются значимой задачей для педагогов и родителей [1].
Возрастные особенности развития эмпатии у старших дошкольников характеризуются постепенным переходом от простых форм понимания эмоций («ребенок плачет, значит, ему больно») к более глубокому осознанию внутренних переживаний и мотивов поведения сверстников и взрослых. Если младшие дошкольники часто ориентируются лишь на внешние проявления чувств (слезы, улыбка), то старшие дети начинают учитывать контекст ситуации, пытаться анализировать причины появления тех или иных эмоций и предсказывать последствия собственных действий для окружающих. Таким образом, возраст 5–7 лет характеризуется значительным прогрессом в развитии когнитивной составляющей эмпатии, появлением осознанного сочувствия и стремления поддержать товарища в трудной ситуации. Важную роль здесь играет обогащение жизненного опыта, накопление представлений о нормах морали и правилах человеческого общежития, формирование самооценки и самосознания. Именно в этот период особенно эффективны целенаправленные воспитательные мероприятия, направленные на стимулирование позитивных проявлений эмпатии среди детей старшего дошкольного возраста [3].
По мнению Е. В. Тарановой, к ранним проявлениям эмпатии (около 5 лет) относят:
– простое подражательное сопереживание (ребенок повторяет выражение лица или мимику другого человека, испытывающего сильные эмоции);
– протоэмоциональную реакцию, выражающуюся в реакции беспокойства или радости на эмоциональные состояния близкого взрослого или сверстника;
– способность распознавать основные эмоции на лице собеседника (радость, грусть, злость);
– проявление заботы и желания утешить расстроившегося ребенка простым способом (например, погладить по голове или поделиться игрушкой);
– освоение понятий простейших этических норм («хорошее-плохое»), позволяющее ребенку реагировать на поступки других людей согласно усвоенному моральному опыту семьи и ближайшего окружения [4].
Таким образом, ранние формы эмпатии проявляются в форме элементарных реакций на чужие переживания, постепенно усложняясь и приобретая осознанный характер ближе к концу дошкольного периода.
Постепенно к 6–7 годам у старших дошкольников наблюдается заметное повышение уровня эмпатии. Во-первых, дети начинают понимать причины возникновения эмоций, они способны связать эмоции с ситуациями и поступками, определяющими настроение других людей. Во-вторых, возникает осознанное сочувствие, т. е. появляются попытки осмыслить внутренние переживания сверстников и близких, желание оказать поддержку, выразить заботу словами или действиями. В-третьих, развивается саморегуляция и способность ставить себя на место другого. Ребёнок учится контролировать своё собственное эмоциональное состояние, понимая, что оно влияет на окружающих. У него появляется умение представить себе мысли и чувства другого человека, что свидетельствует о прогрессе в социальном познании [5].
В результате в старшем дошкольном возрасте проявляются первые признаки альтруизма, бескорыстной помощи другим детям, стремление разделить радость или облегчить печаль ближнего.
В этот же период формируются моральные основания для эмпатии. К шести-семи годам дети активно усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, понимают значение понятий добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти знания оказывают прямое влияние на развитие эмпатической чувствительности, ребёнок научается оценивать действия и события с точки зрения морали, разделяя правильные и неправильные поступки, уважительное и грубое отношение с окружающими. Например, дети проявляют эмпатическое отношение к обиженному товарищу, стремясь защитить слабого, поделившись своими вещами или уступив любимую игру другому ребёнку [3].
Кроме того, моральная сторона эмпатии выражается в появлении способности испытывать чувство вины за нанесённый кому-то ущерб, проявлять стыдливость перед родителями или взрослыми за нежелательные поступки. Всё это укрепляет основу сознательного выбора правильного поведения, формирует гуманизм и доброту, помогающие строить доверительные и тёплые взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми.
Таким образом, исследование возрастных особенностей развития эмпатии у детей дошкольного возраста позволило сделать выводы относительно этапов формирования способности к состраданию и взаимопониманию. Установлено, что эмпатия развивается поэтапно, начиная с простого восприятия эмоций других людей и заканчивая способностью осознавать внутренний мир и мотивы поступков окружающих. Существенный скачок в развитии эмпатии происходит к старшему дошкольному возрасту, что связано с проявлением альтруистических наклонностей и развитием морального сознания. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте развитие эмпатии связано с активным освоением ребёнком сложных социально-эмоциональных навыков, обеспечивающих подготовку к школе и дальнейшему успешному функционированию в коллективе.
Литература:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Деловая книга, 2018. — 624 с.
2. Гайсин Э. Д. Ретроспективный анализ представлений об эмпатии личности в социально-гуманитарных науках // Образование: традиции и инновации. 2020. № 3 (30). С. 35–40.
3. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М.: Просвещение, 2020. — 176 с.
4. Таранова Е. В. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2003
5. Зуферова С. М. Особенности развития эмпатии в дошкольном возрасте //
6. Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2022. № 2. С. 34–43.

