Совершенствование специальной выносливости квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 24.05.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Жаворонков, С. В. Совершенствование специальной выносливости квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле / С. В. Жаворонков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103124/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор описывает методику и результаты педагогического эксперимента по воспитанию специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле.

Ключевые слова: специальная выносливость, мини-лапта, соревновательная деятельность

Оптимизация всех видов подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта и, в частности, в мини-лапте является одной из проблемных задач теории и методики тренировки [2,3].

Изучение особенностей тренировочного процесса в командах квалифицированных спортсменов по мини-лапте, выявило отсутствие научно обоснованной системы взглядов на тренировочный процесс как явление, зависимое от особенностей соревновательной деятельности.

Анализ соревновательной деятельности сильнейших команд показал, что игра становится более интенсивной и динамичной [2]. Выполнение двигательных действий максимальной интенсивности неуклонно влечет за собой снижение уровня работоспособности и накоплению усталости. Вследствие чего нарушаются координационные способности, что влечет за собой увеличение количества ошибок в выполнении технико-тактических действий, совершаемых отдельными игроками, и, как следствие, снижение эффективности игры команды [5].

Опыт показал, что повышение уровня специальной физической подготовленности игроков значительно влияет на эффективность соревновательной деятельности [5]. Одним из резервов повышения результатов соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки игроков в мини-лапту, и в особенности специальной выносливости [4,6].

Цель исследования состояла в выявлении эффективности экспериментальной методики совершенствования специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле. Высказана гипотеза, что совершенствование специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту повлияет на объем выполняемых перебежек, что отразится на результате соревновательной деятельности.

Эксперимент проводился в предсоревновательном мезоцикле, в период подготовки игроков к чемпионату России по мини-лапте среди мужских и женских команд (апрель 2023 г.). В эксперименте участвовали две мужские команды численностью по 10 человек каждая. Уровень подготовленности 18 спортсменов соответствовал спортивному разряду кандидата в мастера спорта (КМС), 2 спортсмена имели звание мастера спорта (МС) России.

Педагогический эксперимент строился на шестинедельном предсоревновательном мезоцикле по методу интервальной тренировки. Предсоревновательный мезоцикл включал в себя 2 серии из 2 ударных микроциклов. После завершения каждой серии включались восстановительные микроциклы.

В ударных микроциклах условной единицей нагрузки служило упражнение — пробегание максимально быстро без остановки 2-х отрезков по 35 м (полная перебежка из «дома» в «кон» и обратно). В восстановительных микроциклах — пробегание отрезка 40 м в максимально возможном темпе.

Целью тренировочных нагрузок ударных микроциклов являлось максимально возможное увеличение мощности и емкости анаэробно-гликолитических механизмов энергообеспечения мышечной деятельности спортсменов, восстановительных — креатинфосфатных.

Во время выполнения тренировочной нагрузки в ударных микроциклах в ЭГ (экспериментальной группе) выполнялось 10 беговых отрезков 35+35 м с максимальной интенсивностью с 20 секундными (минимакс) интервалами отдыха. Контрольная группа выполняла 12 беговых отрезков 35+35 м без остановки с максимальной интенсивностью с 60 секундными интервалами отдыха. В восстановительные микроциклы в ЭГ и КГ включались 10 беговых отрезков по 40 м с интервалами отдыха 2 минуты.

Тренировочная нагрузка экспериментальной методики выполнялась в конце основной части тренировочного занятия в ударных микроциклах и в начале основной части, непосредственно после разминки, в восстановительных микроциклах.

Таблица 1

Объем выполненной работы (м) по совершенствованию специальной выносливости в ЭГ и КГ в ударных и восстановительных микроциклах

Группа/

микроцикл

1 м-ц (м)

2 м-ц

(м)

3 м-ц

(м)

4 м-ц (м)

5 м-ц (м)

6 м-ц (м)

Всего (м)

ЭГ

2100

2100

(1200)

2100

2100

(1200)

8400+(2400)

КГ

2520

1680

2520

1680

8400+(2400)

На начальном этапе педагогического эксперимента, для оценки исходного уровня специальной выносливости, в КГ и ЭГ группах было проведено контрольное испытание «Бег 6х40 м через 10 секунд отдыха» (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ динамики результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп

Статистические показатели

Изменения между тестированиями

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Начальное тестирование

Итоговое тестирование

Начальное тестирование

Итоговое тестирование

Ср. арифметическое

6,87±0,05

5,58±0,03

6,65±0,05

6,08±0,06

Прирост от начального уровня

15,5 %

8,9 %

t

20,54

13,48

P

<0,01

<0,01

Сравнительный анализ исходных данных, полученных в результате тестирования ЭГ и КГ групп показывает, что результаты практически одинаковы.

Проверка результатов с помощью t-критерия Стьюдента показала, что различия в ЭГ и КГ группах, в контрольном испытании, отражающем уровень специальной выносливости, являются статистически достоверными (t=3,06; P<0,01).

По завершению педагогического эксперимента нами было проведено контрольное тестирование уровня специальной выносливости (см. табл. 2).

Анализ полученных данных показал, что среднегрупповое время выполнения упражнения изменилось как в ЭГ, так и в КГ группах. В процентном отношении в ЭГ произошел 15,5 %, а в КГ 8,9 % прирост показателей скоростной выносливости. Статистический анализ результатов выполнения контрольного упражнения выявил достоверное (t=2,96; P<0,01) улучшение среднегруппового времени выполнения упражнения.

Мы исходили из предположения, что совершенствование специальной выносливости повлияет на объем выполняемых перебежек (технико-тактических действий), что отразится на результате соревновательной деятельности. В рамках педагогического эксперимента было проведено две товарищеские игры, в ходе которых фиксировалось количество перебежек в минуту игрового времени (табл. 3).

Таблица 3

Количество значимых ТТД (перебежек), выполняемых ЭГ и КГ в ходе соревновательной деятельности в единицу игрового времени

Группа

Количество перебежек в минуту игрового времени (переб./мин)

До эксперимента

После эксперимента

ЭГ

1,01

1,33

КГ

1,06

1,13

Счет в матче

49:52 (в пользу КГ)

68:56 (в пользу ЭГ)

Полученные данные позволяют нам утверждать, что изменение уровня специальной выносливости в результате применения разработанной нами экспериментальной методики повлияло на количество технико-тактических действий (перебежек), определяющих наиболее значимый вклад в результативность игры команды.

Таким образом, увеличение количества действий игроков ЭГ свидетельствует о более эффективной игре команды [1], что находит подтверждение в результатах товарищеских игр.

Выводы

  1. Применение минимакс интервалов отдыха в ударных микроциклах более эффективно для совершенствования скоростной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле, чем напряженных (неполных).
  2. Повышение уровня специальной выносливости влияет на увеличение объема перебежек, выполняемых в ходе соревновательного поединка.

Литература:

  1. Германов, Г. Н. Анализ состязательной нагрузки и структуры соревновательных действий юных и квалифицированных игроков в русскую лапту / Г. Н. Германов, Е. В. Готовцев // Теория и практика физ. культуры. — 2003. — № 9. — С. 50–54.
  2. Костарев, А. Ю. Временные характеристики технико-тактических действий в русской лапте / А. Ю. Костарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — № 2. — С. 28–30.
  3. Костарев, А. Ю. Русская лапта: техника и тактика игры: учеб.-метод. по­собие / рец. Р. М. Валиахметов, С. В. Павлов. — Уфа, 2003. — 46 с.
  4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л. П. Матвеев. — 3-е изд.–СПб.: Лань, 2003.–160 с.
  5. Рудов, В. М. Методические рекомендации по организации и управлению учебно-тренировочным процессом в спортивной тренировке / В. М. Рудов. — Строитель, 2008. — 109 с.
  6. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2008. — 480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): специальная выносливость, соревновательная деятельность, педагогический эксперимент, микроцикл, игровое время, контрольная группа, максимальная интенсивность, итоговое тестирование, контрольное испытание, начальное тестирование.


Похожие статьи

Развитие скоростно-силовой выносливости у нахимовцев...

Ключевые слова: скоростно-силовая выносливость, начальная подготовка.

В течение 3 месяцев в контрольной группе учебно-тренировочные занятия проходили по общепризнанной методике, а в

Результаты нахимовцев, занимающихся лыжным спортом в начале эксперимента.

Испытания. Результаты. Достоверность различий. Контрольная группа.

Основные средства тестирования специальной выносливости...

Ключевые слова: тестирование, контроль, волейбол, специальная выносливость

Во время теста измеряются эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения нагрузки) и

Самыми популярными тестами данной группы являются: 30-секундный тест Уингейта, тест Новакки

игровая выносливость — способность вести игру в высоким темпе без снижения...

Сравнительный анализ специально-технической...

За две-три недели до соревнований наиболее важным являются модельно-контрольные микроциклы.

Интенсивность работы колеблется в пределах 8,65±1,5 эл. в подход. Параметры тренировочной нагрузки соревновательного микроцикла зависят от его ранга и уровня

Существенно сокращается время тренировок, до 150–180 мин. за день (на 48,5 %).

Развитие навыков юных футболистов | Статья в журнале...

2. На игру отводится минимальное количество времени. Игровые упражнения не обладают разнообразием.

Ориентироваться ли на контрольные нормативы по технической подготовке как критерия усвоении

Пятилетний эксперимент выявил преимущество ситуационного, игрового метода.

2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение.

Экспериментальное обоснование программы годичной подготовки...

(«Норматив I» придуман нами с целью проверки уровня специальной физической подготовки начинающих гиревиков.

В группе юношей также наблюдается прирост показателей от 17 до 30 повторов.

Уже на начальном этапе учебно-тренировочного процесса учёт данных о.

Для определения уровня специальной силовой выносливости весовая нагрузка, время и...

Характеристика и содержание предсоревновательной подготовки...

«Ударные» нагрузки определяются большим объемом и максимальной интенсивностью

Объем и интенсивность тренировочной нагрузки возрастают и приближаются к «потолку»

Структура и содержание соревновательного микроцикла зависит от его ранга и уровня

Время тренировок существенно сокращается (1,5 - 2,5 ч.), снижается объем нагрузки (200,6±50...

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков...

На первом этапе эксперимента нами были изучены показатели тестов по прыгучести, общей силе и

(«Норматив I» придуман нами с целью проверки уровня специальной физической подготовки

- исходя из полученных результатов тестирования разработаны специальные комплексы

5. Пальцев, В. М. Совершенствование подготовки гиревиков на этапе начальной...

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов...

Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований [9;10]. Тест — неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным (соревновательным) упражнением или двигательным качеством.

Развитие скоростно-силовых качеств у студентов...

Восьмидневный развивающий микроцикл предусматривал проведение 18 практических занятий за 8

Первый день микроцикла считается после игровым, поэтому утренняя и дневная нагрузки

В последний день микроцикла днем проводится педагогическое тестирование

Таблица 1. Изменение показателей скоростно-силовых качеств уфутболистов контрольной...

Похожие статьи

Развитие скоростно-силовой выносливости у нахимовцев...

Ключевые слова: скоростно-силовая выносливость, начальная подготовка.

В течение 3 месяцев в контрольной группе учебно-тренировочные занятия проходили по общепризнанной методике, а в

Результаты нахимовцев, занимающихся лыжным спортом в начале эксперимента.

Испытания. Результаты. Достоверность различий. Контрольная группа.

Основные средства тестирования специальной выносливости...

Ключевые слова: тестирование, контроль, волейбол, специальная выносливость

Во время теста измеряются эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения нагрузки) и

Самыми популярными тестами данной группы являются: 30-секундный тест Уингейта, тест Новакки

игровая выносливость — способность вести игру в высоким темпе без снижения...

Сравнительный анализ специально-технической...

За две-три недели до соревнований наиболее важным являются модельно-контрольные микроциклы.

Интенсивность работы колеблется в пределах 8,65±1,5 эл. в подход. Параметры тренировочной нагрузки соревновательного микроцикла зависят от его ранга и уровня

Существенно сокращается время тренировок, до 150–180 мин. за день (на 48,5 %).

Развитие навыков юных футболистов | Статья в журнале...

2. На игру отводится минимальное количество времени. Игровые упражнения не обладают разнообразием.

Ориентироваться ли на контрольные нормативы по технической подготовке как критерия усвоении

Пятилетний эксперимент выявил преимущество ситуационного, игрового метода.

2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение.

Экспериментальное обоснование программы годичной подготовки...

(«Норматив I» придуман нами с целью проверки уровня специальной физической подготовки начинающих гиревиков.

В группе юношей также наблюдается прирост показателей от 17 до 30 повторов.

Уже на начальном этапе учебно-тренировочного процесса учёт данных о.

Для определения уровня специальной силовой выносливости весовая нагрузка, время и...

Характеристика и содержание предсоревновательной подготовки...

«Ударные» нагрузки определяются большим объемом и максимальной интенсивностью

Объем и интенсивность тренировочной нагрузки возрастают и приближаются к «потолку»

Структура и содержание соревновательного микроцикла зависит от его ранга и уровня

Время тренировок существенно сокращается (1,5 - 2,5 ч.), снижается объем нагрузки (200,6±50...

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков...

На первом этапе эксперимента нами были изучены показатели тестов по прыгучести, общей силе и

(«Норматив I» придуман нами с целью проверки уровня специальной физической подготовки

- исходя из полученных результатов тестирования разработаны специальные комплексы

5. Пальцев, В. М. Совершенствование подготовки гиревиков на этапе начальной...

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов...

Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований [9;10]. Тест — неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным (соревновательным) упражнением или двигательным качеством.

Развитие скоростно-силовых качеств у студентов...

Восьмидневный развивающий микроцикл предусматривал проведение 18 практических занятий за 8

Первый день микроцикла считается после игровым, поэтому утренняя и дневная нагрузки

В последний день микроцикла днем проводится педагогическое тестирование

Таблица 1. Изменение показателей скоростно-силовых качеств уфутболистов контрольной...

Задать вопрос