Автор: Ержанов Руслан Амангельдыевич

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.10.2014

Статья просмотрена: 913 раз

Библиографическое описание:

Ержанов Р. А. Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 71-74.

 

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования комплексной оценки спортивной деятельности студентов-мини-футболистов. Автором разработана система комплексной оценки, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах различных показателей деятельности игрока (тренировочной, соревновательной, психической деятельности)

Ключевые слова: комплексная оценка, рейтинг, спортивная подготовленность, тест, комплексная оценка игрока (КОИ)

 

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на достижение лучшего результата спортсменов, не существует без планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, профессионально подготовленных тренеров и хорошего отбора в виды спорта. Также важным компонентом системы подготовки в спорте является наличие высококвалифицированных кадров, к которым современная практика предъявляет новые требования [5;7]. Но для более точной информации о спортсмене, о его подготовленности к соревнованиям используют комплексную оценку спортивной подготовленности [1;2;8;9]. На основе комплексной оценки можно грамотно оценить эффективность тренировки, узнать сильные и слабые стороны подготовленности занимающихся, внести коррективы в систему тренировки, оценить эффективность выбранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера [9].

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием методов и приёмов комплексной оценки как средство управления, позволяющего реализовать обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе улучшать уровень задач при подготовке спортсменов. Важным критерием оценки подготовленности футболистов является результативность технико-тактических действий. Для управления тренировочным процессом тренеру необходимо иметь данные, характеризующие степень реализации функциональных и технико-тактических возможностей игроков, поскольку счет матча не всегда отражает истинный уровень индивидуальной и командной подготовленности [2;8;9;10].

Это выявило проблему нашего исследования, которая заключается в выявлении и разработке комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс студентов, занимающихся мини-футболом.

Предмет исследования: методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование методики комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

Задачи исследования:

1.      Изучить и проанализировать теоретические аспекты и подходы к комплексной оценки спортивной подготовленности в игровых видах спорта.

2.      Определить эффективность существующих подходов к комплексной оценке спортивной подготовленности игровиков.

3.      Разработать и теоретически обосновать методику комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, на основе анализа их тренировочной и соревновательной деятельности

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом повысит результативность соревновательной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования — может заключаться в теоретическом и практическом использовании результатов исследования тренеров по мини-футболу.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; контрольные испытания; констатирующий этап педагогического эксперимента; математико-статистические методы обработки данных.

База исследования: исследование проводилось на базе студенческой мини-футбольной команды ИГПИ им. П. П. Ершова в составе 12 игроков.

Спортивная подготовленность — это комплексный результат физической (степени развития физических качеств), технической (уровня совершенствования двигательных навыков), тактической (степени развития тактического мышления), психической (уровня совершенствования моральных и волевых качеств) подготовок.

Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований [9;10].

Тест — неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным (соревновательным) упражнением или двигательным качеством. Процедура выполнения теста называется тестированием, результатом которого является численное значение, полученное в ходе измерений. Правильное определение цели тестирования содействует правильному подбору тестов. Как правило, для оценки подготовленности спортсмена используется несколько тестов.

Комплексная оценка подготовленности спортсмена предусматривает оценку:

-        специальной физической подготовленности;

-        технико-тактической подготовленности;

-        психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам.

Оценка технической подготовленности заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнения соревновательных и тренировочных упражнений. Контроль техники осуществляется визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники (число действий), разносторонность техники (степень разнообразия двигательных действий) и эффективность (спортивный результат). Так, например, в плавании, гребле, лыжном и конькобежном спорте эффективность техники может оцениваться по расстоянию, преодолеваемому за гребок (шаг). В спортивных играх техническую подготовленность можно оценивать по количеству точных нападающих или защитных действий, приемов из определенного числа попыток. Например, подача мяча (волана) в определенную зону игровой площади из 5 или 10 попыток; количество реализованных бросков в кольцо с линии штрафного броска из 5 попыток; количество точных передач в волейболе из определенного заранее числа попыток и многое другое; количество эффективно принятых (отраженных) нападающих ударов и т. п. На определенном этапе совершенствования техники движений необходимо контролировать ее освоенность. Стабильность результатов и значений основных биомеханических характеристик упражнения будет свидетельствовать об их освоенности [9].

Оценка тактической подготовленности — это оценка целесообразности действий спортсмена, направленных на достижение успехов в соревнованиях. Она предусматривает контроль за тактическим мышлением, тактическими действиями.

Оценка психологического состояния — это оценка психической готовности к соревнованиям (настойчивость, упорство, целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность).

Исходя из всего выше сказанного, наиболее подходящей для комплексной оценки деятельности мини-футболиста может стать балльно-рейтинговая система, обладающая гибкостью и вариативностью [4;6]. К тому же, возможна организация ее электронного сопровождения, что упростит оперативный подсчет и ведение статистика действий игроков во время игры [3;6;10].

Нами экспериментально разрабатывается комплексная оценки деятельности спортсмена, включающая рассмотренные ране 3 компонента — специальной физической и технико-тактическая подготовленность; психологического состояния и поведения на соревнованиях; показатели соревновательной деятельности. Далее показатели по всем компонентам связываются в единую формулу посредством весовых коэффициентов, характеризующих значимость того или иного фактора и его влияние на спортивный результат.

В ходе педагогических наблюдений определяются стабильность и эффективность применения игровых действий в нападении и защите (удары, потери мяча, успешные обводки, удары в створ, кол-во голов, отборы и т. п.), которые затем переводятся в условные баллы и единый рейтинговый балл (таблица):

Таблица 1

Оценка эффективности соревновательных ТТД мини-футболистов

п/п

Ф.И. игрока

Удары

Удары в створ ворот

% точных передач

Эффективные обводки

Голевые передачи

Отборы

Потери

Рейтинг

Всего

Балл

Всего

Балл

Всего

Балл

Всего

Балл

Всего

Балл

Всего

Балл

Всего

Балл

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для выявления физической и технической подготовленности проводятся контрольные испытания (тесты), результаты которых также переводятся в условные баллы и образуют свой единый показатель эффективности тренировочной деятельности В эти тесты входили следующие нормативы: бег 6 метров, бег 20 метров, челнок 2 по 40 сек., 4-кратная обводка 4 стоек на расстоянии 3 м (4х9 м).

Для оценки психологического состояния мы предлагаем использовать анкетирование с помощью опросника Стреляу, выявляющего свойства нервной системы (подвижность-инертность, сила-слабость, уравновешенность-неуравновешенность), сочетания которых дают определенный балл в комплексную оценку деятельности мини-футболиста. В данном случае больший балл будет иметь сочетание сильной и подвижной нервной системы, которая наиболее характерна для игровой деятельности в мини-футболе.

Таким образом, мы можем предложить комплексную оценку деятельности игрока (КОИ), которую можно выразить следующей формулой:

КОИ= Стр,

где: Уд — удары; УдвСт — удары в створ ворот; ПрП — процент точных передач; ЭО — эффективные обводки; ГП — голевые передачи; От — отборы; Пот — потери мяча; ВрИ — время игрока в игре; 6м — бег 6 м; 20м — бег 20 м; 2по40 — челночный бег 2 серии по 40 сек (площадка 42 м) с 1 минутой отдыха между сериями; СЛ — слалом с ведением и обводкой фишек 4х9 м; Стр — балл за результаты опросника Стреляу (сочетание свойств нервной системы).

Мы считаем, что данный подход позволит системно и объективно проводит комплексную оценку спортивной деятельности в мини-футболе, давать объективные данные о готовности того или иного мини-футболиста на различных этапах подготовки.

На данном этапе идет уточнение весовых коэффициентов, входящих в данную формулу, соответствие результатов и нормативов определенным рейтинговым баллам, а далее данная система комплексной оценки будет апробирована в тренировочно-соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов.

По результатам исследования, мы можем сформулировать следующие предварительные выводы:

-        на основе комплексной оценки можно грамотно оценивать эффективность тренировки, узнать сильные и слабые стороны подготовленности занимающихся, внести коррективы в систему тренировки, оценить эффективность соревновательной деятельности;

-        в различных игровых видах спорта достаточно широко используются различные подходы к комплексной оценке деятельности спортсменов (баскетбол, футбол, волейбол), однако, в мини-футболе такая оценка не разработана и экспериментально не обоснована;

-        нами разработана и теоретически обоснована комплексная оценка деятельности мини-футболистов, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах за 3 вида деятельности игрока — показателей соревновательной деятельности, показателей тренировочной деятельности (физическая и технико-тактическая подготовка), индивидуально-психологических особенностей свойств нервной системы игрока.

 

Литература:

 

1.         Головков В. В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук/ В. В. Головков. — СПб., 2002–24 с.

2.         Лукин Ю. К., Кашичин А. И., Герасименко А. П. Методика оценки эффективности технико-тактических действий футболистов в процессе соревнований [Текст]: Помехоустойчивость движений спортсмена / Ю. К. Лукин. — Волгоград, 1981. — С. 75–78.

3.         Парняков, Д. М. О возможностях применения автоматизированных систем учета показателей физической подготовленности и физического развития учащихся старших классов на базе программ Microsoft Office [Текст] / Д. М. Парняков // Наука и современность. — 2013. — № 26–1. — С. 144–148.

4.         Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.

5.         Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.

6.         Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.

7.         Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.

8.         Шестаков М. М. Футбол. Структура соревновательной деятельности и критерии ее эффективности в футболе [Текст]: Учеб.-метод. пособие / М. М. Шестаков. — Краснодар, 1993. — 28 с.

9.         Современная система спортивной подготовки [текст] / под ред. В. Л. Сыча, Ф. Л. Суслова, Б. Н. Шустина. — М.: Физкультура и спорт, 1995. — 320 с.

10.     Фисунов, А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта [Текст] / А. В. Фисунов // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 3 (21). — С. 113–118.

Основные термины (генерируются автоматически): комплексной оценки, комплексной оценки спортивной, оценки спортивной подготовленности, спортивной подготовленности студентов, соревновательной деятельности, методика комплексной оценки, система комплексной оценки, основе комплексной оценки, подготовленности спортсмена, оценки подготовленности, оценки спортивной деятельности, комплексную оценку спортивной, показателей соревновательной деятельности, комплексной оценки деятельности, оценки подготовленности спортсмена, оценки деятельности спортсмена, и слабые стороны подготовленности, оценку спортивной подготовленности, оценка спортивной подготовленности, комплексная оценка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос