Развитие скоростно-силовых качеств у студентов в учебно-тренировочной группе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 22.02.2017

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Дачев О. В., Нигманов Б. Б. Развитие скоростно-силовых качеств у студентов в учебно-тренировочной группе // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 195-197. — URL https://moluch.ru/archive/141/39392/ (дата обращения: 19.02.2020).



В статье показана эффективность проведения тренировочной работы в учебно-тренировочной группе футболистов методом микроцикла преимущественно скоростно-силовой направленности.

Ключевые слова: футбол, студенты, скоростно-силовые качества, учебно-тренировочный процесс

Современный футбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков, которая носит преимущественно динамический характер и отличается неравномерностью физических нагрузок и аритмичным чередованием работы и отдыха. Среди них основными являются действия с мячом и передвижения по полю (бег, ходьба). И от того, насколько футболист хорошо владеет своим двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависят быстрота, точность и своевременность выполнения конкретной тактической задачи. Быстрота футболиста выступает при этом фактором, определяющим результативность соревновательной деятельности.

Интенсификация соревновательной деятельности часто приводит к тому, что увеличение объёма перемещений и технико-тактических действий не сопровождается повышением их эффективности. Связано это с недостаточной устойчивостью двигательных навыков, и особенно тех, что выполняются в скоростно-силовом режиме.

Ряд авторов увязывают дальнейший прогресс спортивных достижений с необходимостью совершенствовать все многообразие сторон систему подготовки спортсмена. Принципиально значимое место в данной системе занимает специальная физическая подготовка, которая во многом определяет реальные двигательные возможности спортсмена [1].

В настоящее время указанная подготовка становится все более конкретной и целеустремленной. В работах [2,3] многих других исследователей убедительно показано, что в ряде видов спорта специальная физическая подготовленность спортсмена определяется уровнем развития его скоростно-силовых качеств, а средства и методы повышения этого уровня занимают одно из центральных мест.

Содержание этапа целенаправленной индивидуализированной скоростной подготовки юных футболистов следует подчинять:

‒ главному принципу — адаптации и совершенствованию индивидуальных особенностей структуры скоростных качеств футболиста в игровой деятельности оптимального соответствующего амплуа;

‒ основным положениям функций и подготовки игроков разных амплуа;

‒ общим возрастным особенностям занимающихся.

На основании эксперимента принимали участие 20 студентов 18–21 года: 10 из них составили экспериментальную группу, 10 — контрольную. Основной принцип построения занятий для экспериментальной группы — это тренировочные микроциклы преимущественной скоростно-силовой направленности.

Восьмидневный развивающий микроцикл предусматривал проведение 18 практических занятий за 8 тренировочных дней. При этом в последний день каждого микроцикла проводится игра, продолжительность которой вместе с разминкой составляет 120 мин.

Первый день микроцикла считается после игровым, поэтому утренняя и дневная нагрузки выполнятся с преимущественной аэробной направленностью. Главная задача этого занятия — усилить восстановительные процессы функциональных систем организма.

Со второго дня начинается целенаправленное воздействие на развитие скоростно-силовых качеств. В утреннем занятии в течение 20 мин футболисты выполняют прыжковые упражнения. После выполнения серии из двух 10-кратных повторении даётся пауза 10 мин, в течение которой спортсмены совершенствуют технику владения мячом (жонглирование и передача в парах).

Вечернее занятие начинается с работы скоростно-силовой направленности, но с применением изометрических упражнений. Продолжительность комплекса с учетом последовательной смены работы в парах составляет 30 мин. Этот комплекс применяется также в утреннем занятии следующего дня, но его продолжительность сокращается до 10 мин.

Применяется еще один комплекс нетрадиционных средств: беговые упражнения «в гору» и под уклон (3–5°). Бег в гору применяется для того, чтобы научить футболистов повыше выносить бедро при беге и развивать при этом силу мышц передней поверхности бедра. Бег под уклон способствует развитию частоты движения ног при беге, что для футболиста имеет существенное значение.

В последний день микроцикла днем проводится педагогическое тестирование продолжительностью один час, а вечером — тренировочная игра. Эффективность построения тренировочного процесса юных футболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положено предположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов у юных футболистов может начаться снижение уровня подготовленности или возникнуть относительная стабилизация в развитии двигательных качеств.

Выявление эффективности проведения тренировочной работы, описанной выше, производилось на основе сравнения данных, полученных экспериментальным путём на начало и конец работы (Таблица 1).

Таблица 1

Изменение показателей скоростно-силовых качеств уфутболистов контрольной иэкспериментальной групп вначале иконце эксперимента

Показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Начало

Конец

Прирост

Начало

Конец

Прирост

Скорость 15 м со старта (м/с)

5.30

5.36

0.06

(1.2 %)

5.30

5.50

0.20

(4.20 %)

Скорость 30 м со старта (м/с)

5.70

5.85

0.08

(1.52 %)

5.90

6.00

0.12

(2.32 %)

Прыжок в длину (см)

190

195

2

(1.05 %)

190

200

10

(5.26 %)

Тройной прыжок (см)

5.73

5.75

2.0

(0.35 %)

5.77

5.93

16

(2.77 %)

На основании исследования скоростных и скоростно-силовых качеств у футболистов в конце эксперимента было выявлено, что в значительной степени возросли показатели скорости бега на 15 м со старта у футболистов экспериментальной группы. Прирост составил 4.20 %. У футболистов же контрольной группы скорость бега возросла всего на 1.2 %.

Прирост показателей скорости бега на 30 м со старта в экспериментальной группе был также выше, чем у футболистов контрольной группы; соответственно — 2.32 % и 1.52 %. В тренировочном процессе во время эксперимента по существу не применялись упражнения, в которых приходилось бы производить рывки на 30 м, что и не привело к положительным сдвигам скорости бега на этой дистанции.

Как показали исследования, результаты в прыжках в длину с места и в тройном прыжке значительно увеличились к концу эксперимента у футболистов экспериментальной группы по сравнению с футболистами контрольной группы.

Основной принцип построения занятий, который был выбран нами — это тренировочные микроциклы преимущественной скоростно-силовой направленности. Восьмидневный развивающий микроцикл предусматривал проведение 18 практических занятий за 8 тренировочных дней. Эффективность построения тренировочного процесса футболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положено предположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов у юных футболистов может начаться снижение уровня подготовленности или возникнуть относительная стабилизация в развитии двигательных качеств.

В результате тестирования в начале эксперимента было выявлено, что различий скоростных и скоростно-силовых качеств у футболистов контрольной и экспериментальной групп не наблюдается. На основании исследования скоростных и скоростно-силовых качеств у футболистов в конце эксперимента было выявлено, что в значительной степени возросли все скоростно-силовые показатели у футболистов экспериментальной группы по сравнению с футболистами контрольной группы, что и подтверждает эффективность построения тренировочного процесса по данной методике.

Литература:

  1. Айсман Х. И. Взгляд врача на правильное построение процесса подготовки юных футболистов // Зарубежные научные исследования. Отбор и юношеский спорт. Вып. I. — М.: ФиС, 1992.
  2. Ионов С. Ф. Рекомендации по физической подготовке борцов // Спортивная борьба. — М.; Физкультура и спорт, 1978. — С. 21–26.
  3. Бабанин В. Ф. Экспериментальное обоснование средств и методов силовой и скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных метателей — М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, футболист, контрольная группа, эффективность построения, качество, конец эксперимента, тренировочный процесс, педагогический эксперимент, относительная стабилизация, восьмидневный развивающий микроцикл.


Похожие статьи

Специфические и неспецифические нагрузки в педагогическом...

Специфические и неспецифические нагрузки в педагогическом процессе подготовительного периода футболистов.

Лалаков Г. С. Построения тренировочных микроциклов в подготовительном периоде футболистов 17–19 лет.

Развитие навыков юных футболистов | Статья в журнале...

Эффективность построения тренировочного процесса юных футболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положено предположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов ("7Р»...

Экспериментальное изучение эффективности модели...

Результат констатирующего эксперимента показал, родители как экспериментальной, так и контрольной группы на предварительном этапе демонстрируют довольно низкие результаты по всем компонентам ответственного родительства.

Интерпретация параметров сравнительного педагогического...

физическое развитие, контрольная группа, экспериментальная группа, окончание эксперимента, длина тела, бег, масса тела, специальная физическая подготовленность, сравнительный педагогический эксперимент...

Сравнительный анализ специально-технической подготовленности...

Рис. 4. Показателя интенсивности (эл. в подход) и коэффициента «надежности» выполняемых комбинаций в недельных микроциклах юных гимнасток экспериментальной и контрольной группы. Таким образом, материалы педагогического эксперимента и результаты...

Оптимизация воспитательного процесса для сохранения...

ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, спортивная школа, занятие, тренер, воспитательная работа, педагогический эксперимент, спортивная борьба, спортивная подготовка.

Развитие силовых способностей с помощью применения...

Эксперимент длился в течение семестра в группе силовой подготовки (пауэрлифтинг). Было проведено 32 учебно-тренировочных занятий. Студенты контрольной группы (8 человек) выполняли тренировочные нагрузки по общепринятой схеме.

Экспериментальная работа по формированию...

Заключительной частью экспериментального исследования явился контрольный эксперимент, проходивший с марта по май 2016 г., целью которого была оценка эффективности апробированых педагогических условий...

Построение педагогического эксперимента по формированию...

3. Выявить экспериментальную и контрольную группу для педагогического эксперимента. 4. Применить экспериментальную методику в процессе обучения учащихся

Похожие статьи

Специфические и неспецифические нагрузки в педагогическом...

Специфические и неспецифические нагрузки в педагогическом процессе подготовительного периода футболистов.

Лалаков Г. С. Построения тренировочных микроциклов в подготовительном периоде футболистов 17–19 лет.

Развитие навыков юных футболистов | Статья в журнале...

Эффективность построения тренировочного процесса юных футболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положено предположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов ("7Р»...

Экспериментальное изучение эффективности модели...

Результат констатирующего эксперимента показал, родители как экспериментальной, так и контрольной группы на предварительном этапе демонстрируют довольно низкие результаты по всем компонентам ответственного родительства.

Интерпретация параметров сравнительного педагогического...

физическое развитие, контрольная группа, экспериментальная группа, окончание эксперимента, длина тела, бег, масса тела, специальная физическая подготовленность, сравнительный педагогический эксперимент...

Сравнительный анализ специально-технической подготовленности...

Рис. 4. Показателя интенсивности (эл. в подход) и коэффициента «надежности» выполняемых комбинаций в недельных микроциклах юных гимнасток экспериментальной и контрольной группы. Таким образом, материалы педагогического эксперимента и результаты...

Оптимизация воспитательного процесса для сохранения...

ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, спортивная школа, занятие, тренер, воспитательная работа, педагогический эксперимент, спортивная борьба, спортивная подготовка.

Развитие силовых способностей с помощью применения...

Эксперимент длился в течение семестра в группе силовой подготовки (пауэрлифтинг). Было проведено 32 учебно-тренировочных занятий. Студенты контрольной группы (8 человек) выполняли тренировочные нагрузки по общепринятой схеме.

Экспериментальная работа по формированию...

Заключительной частью экспериментального исследования явился контрольный эксперимент, проходивший с марта по май 2016 г., целью которого была оценка эффективности апробированых педагогических условий...

Построение педагогического эксперимента по формированию...

3. Выявить экспериментальную и контрольную группу для педагогического эксперимента. 4. Применить экспериментальную методику в процессе обучения учащихся

Задать вопрос