Совершенствование специальной выносливости квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 24.05.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Жаворонков, С. В. Совершенствование специальной выносливости квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле / С. В. Жаворонков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103124/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор описывает методику и результаты педагогического эксперимента по воспитанию специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле.

Ключевые слова: специальная выносливость, мини-лапта, соревновательная деятельность

Оптимизация всех видов подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта и, в частности, в мини-лапте является одной из проблемных задач теории и методики тренировки [2,3].

Изучение особенностей тренировочного процесса в командах квалифицированных спортсменов по мини-лапте, выявило отсутствие научно обоснованной системы взглядов на тренировочный процесс как явление, зависимое от особенностей соревновательной деятельности.

Анализ соревновательной деятельности сильнейших команд показал, что игра становится более интенсивной и динамичной [2]. Выполнение двигательных действий максимальной интенсивности неуклонно влечет за собой снижение уровня работоспособности и накоплению усталости. Вследствие чего нарушаются координационные способности, что влечет за собой увеличение количества ошибок в выполнении технико-тактических действий, совершаемых отдельными игроками, и, как следствие, снижение эффективности игры команды [5].

Опыт показал, что повышение уровня специальной физической подготовленности игроков значительно влияет на эффективность соревновательной деятельности [5]. Одним из резервов повышения результатов соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки игроков в мини-лапту, и в особенности специальной выносливости [4,6].

Цель исследования состояла в выявлении эффективности экспериментальной методики совершенствования специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле. Высказана гипотеза, что совершенствование специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту повлияет на объем выполняемых перебежек, что отразится на результате соревновательной деятельности.

Эксперимент проводился в предсоревновательном мезоцикле, в период подготовки игроков к чемпионату России по мини-лапте среди мужских и женских команд (апрель 2023 г.). В эксперименте участвовали две мужские команды численностью по 10 человек каждая. Уровень подготовленности 18 спортсменов соответствовал спортивному разряду кандидата в мастера спорта (КМС), 2 спортсмена имели звание мастера спорта (МС) России.

Педагогический эксперимент строился на шестинедельном предсоревновательном мезоцикле по методу интервальной тренировки. Предсоревновательный мезоцикл включал в себя 2 серии из 2 ударных микроциклов. После завершения каждой серии включались восстановительные микроциклы.

В ударных микроциклах условной единицей нагрузки служило упражнение — пробегание максимально быстро без остановки 2-х отрезков по 35 м (полная перебежка из «дома» в «кон» и обратно). В восстановительных микроциклах — пробегание отрезка 40 м в максимально возможном темпе.

Целью тренировочных нагрузок ударных микроциклов являлось максимально возможное увеличение мощности и емкости анаэробно-гликолитических механизмов энергообеспечения мышечной деятельности спортсменов, восстановительных — креатинфосфатных.

Во время выполнения тренировочной нагрузки в ударных микроциклах в ЭГ (экспериментальной группе) выполнялось 10 беговых отрезков 35+35 м с максимальной интенсивностью с 20 секундными (минимакс) интервалами отдыха. Контрольная группа выполняла 12 беговых отрезков 35+35 м без остановки с максимальной интенсивностью с 60 секундными интервалами отдыха. В восстановительные микроциклы в ЭГ и КГ включались 10 беговых отрезков по 40 м с интервалами отдыха 2 минуты.

Тренировочная нагрузка экспериментальной методики выполнялась в конце основной части тренировочного занятия в ударных микроциклах и в начале основной части, непосредственно после разминки, в восстановительных микроциклах.

Таблица 1

Объем выполненной работы (м) по совершенствованию специальной выносливости в ЭГ и КГ в ударных и восстановительных микроциклах

Группа/

микроцикл

1 м-ц (м)

2 м-ц

(м)

3 м-ц

(м)

4 м-ц (м)

5 м-ц (м)

6 м-ц (м)

Всего (м)

ЭГ

2100

2100

(1200)

2100

2100

(1200)

8400+(2400)

КГ

2520

1680

2520

1680

8400+(2400)

На начальном этапе педагогического эксперимента, для оценки исходного уровня специальной выносливости, в КГ и ЭГ группах было проведено контрольное испытание «Бег 6х40 м через 10 секунд отдыха» (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ динамики результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп

Статистические показатели

Изменения между тестированиями

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Начальное тестирование

Итоговое тестирование

Начальное тестирование

Итоговое тестирование

Ср. арифметическое

6,87±0,05

5,58±0,03

6,65±0,05

6,08±0,06

Прирост от начального уровня

15,5 %

8,9 %

t

20,54

13,48

P

<0,01

<0,01

Сравнительный анализ исходных данных, полученных в результате тестирования ЭГ и КГ групп показывает, что результаты практически одинаковы.

Проверка результатов с помощью t-критерия Стьюдента показала, что различия в ЭГ и КГ группах, в контрольном испытании, отражающем уровень специальной выносливости, являются статистически достоверными (t=3,06; P<0,01).

По завершению педагогического эксперимента нами было проведено контрольное тестирование уровня специальной выносливости (см. табл. 2).

Анализ полученных данных показал, что среднегрупповое время выполнения упражнения изменилось как в ЭГ, так и в КГ группах. В процентном отношении в ЭГ произошел 15,5 %, а в КГ 8,9 % прирост показателей скоростной выносливости. Статистический анализ результатов выполнения контрольного упражнения выявил достоверное (t=2,96; P<0,01) улучшение среднегруппового времени выполнения упражнения.

Мы исходили из предположения, что совершенствование специальной выносливости повлияет на объем выполняемых перебежек (технико-тактических действий), что отразится на результате соревновательной деятельности. В рамках педагогического эксперимента было проведено две товарищеские игры, в ходе которых фиксировалось количество перебежек в минуту игрового времени (табл. 3).

Таблица 3

Количество значимых ТТД (перебежек), выполняемых ЭГ и КГ в ходе соревновательной деятельности в единицу игрового времени

Группа

Количество перебежек в минуту игрового времени (переб./мин)

До эксперимента

После эксперимента

ЭГ

1,01

1,33

КГ

1,06

1,13

Счет в матче

49:52 (в пользу КГ)

68:56 (в пользу ЭГ)

Полученные данные позволяют нам утверждать, что изменение уровня специальной выносливости в результате применения разработанной нами экспериментальной методики повлияло на количество технико-тактических действий (перебежек), определяющих наиболее значимый вклад в результативность игры команды.

Таким образом, увеличение количества действий игроков ЭГ свидетельствует о более эффективной игре команды [1], что находит подтверждение в результатах товарищеских игр.

Выводы

  1. Применение минимакс интервалов отдыха в ударных микроциклах более эффективно для совершенствования скоростной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле, чем напряженных (неполных).
  2. Повышение уровня специальной выносливости влияет на увеличение объема перебежек, выполняемых в ходе соревновательного поединка.

Литература:

  1. Германов, Г. Н. Анализ состязательной нагрузки и структуры соревновательных действий юных и квалифицированных игроков в русскую лапту / Г. Н. Германов, Е. В. Готовцев // Теория и практика физ. культуры. — 2003. — № 9. — С. 50–54.
  2. Костарев, А. Ю. Временные характеристики технико-тактических действий в русской лапте / А. Ю. Костарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — № 2. — С. 28–30.
  3. Костарев, А. Ю. Русская лапта: техника и тактика игры: учеб.-метод. по­собие / рец. Р. М. Валиахметов, С. В. Павлов. — Уфа, 2003. — 46 с.
  4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л. П. Матвеев. — 3-е изд.–СПб.: Лань, 2003.–160 с.
  5. Рудов, В. М. Методические рекомендации по организации и управлению учебно-тренировочным процессом в спортивной тренировке / В. М. Рудов. — Строитель, 2008. — 109 с.
  6. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2008. — 480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): специальная выносливость, соревновательная деятельность, педагогический эксперимент, микроцикл, игровое время, контрольная группа, максимальная интенсивность, итоговое тестирование, контрольное испытание, начальное тестирование.


Похожие статьи

Эффективность использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при подготовке спортсменов высокой квалификации

В статье представлено обоснование эффективности использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при под-готовке спортсменов высокой квалификации. Эффективность исследована на основе анализа научно-методической литературы и пед...

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Эффективность аутогенной тренировки на ранних этапах подготовки спортсменов-стрелков

В статье автор проводит анализ тестирования спортсменов-стрелков, обучающихся в МБУ «Спортивная школа № 5» городского округа «Город Чита», по методике оценки психоэмоциональной устойчивости на базе личностного опросника Г. Айзенка (EPI/EPQ). Оценивая...

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма. Предполагается, что программа ...

Методика, направленная на воспитание специальной выносливости у хоккеистов 15–16 лет

Автором впервые проведено исследование, направленное на обоснование методики, направленной на воспитание специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет.

Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на собственно-силовые способности юношей в неспецифических упражнениях

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом юношей занимающихся пауэрлифтингом на собственно-силовые способности в неспецифических упражнениях с учетом биологического ...

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма, результаты исследования програ...

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Учебно-тренировочное занятие на развитие командного позиционного блока в мини-футболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Похожие статьи

Эффективность использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при подготовке спортсменов высокой квалификации

В статье представлено обоснование эффективности использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при под-готовке спортсменов высокой квалификации. Эффективность исследована на основе анализа научно-методической литературы и пед...

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Эффективность аутогенной тренировки на ранних этапах подготовки спортсменов-стрелков

В статье автор проводит анализ тестирования спортсменов-стрелков, обучающихся в МБУ «Спортивная школа № 5» городского округа «Город Чита», по методике оценки психоэмоциональной устойчивости на базе личностного опросника Г. Айзенка (EPI/EPQ). Оценивая...

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма. Предполагается, что программа ...

Методика, направленная на воспитание специальной выносливости у хоккеистов 15–16 лет

Автором впервые проведено исследование, направленное на обоснование методики, направленной на воспитание специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет.

Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на собственно-силовые способности юношей в неспецифических упражнениях

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом юношей занимающихся пауэрлифтингом на собственно-силовые способности в неспецифических упражнениях с учетом биологического ...

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма, результаты исследования програ...

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Учебно-тренировочное занятие на развитие командного позиционного блока в мини-футболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Задать вопрос