Автором впервые проведено исследование, направленное на обоснование методики, направленной на воспитание специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет.
Ключевые слова: хоккей, скоростные качества, спорт, внимание, тренировка.
The authors conducted for the first time a study aimed at substantiating the methodology aimed at educating the special endurance of hockey players aged 15–16.
Key words: hockey, speed qualities, sport, attention, training.
Актуальность. Методика воспитания выносливости хоккеистов в возрасте 15–16 лет является важной частью тренировочного процесса в этом возрасте. В этот период развивается физическая форма спортсмена, и поэтому большое внимание уделяется тренировке выносливости.
Воспитание выносливости включает в себя развитие аэробных и анаэробных систем организма, укрепление сердечно-сосудистой системы, а также повышение общей физической выносливости. Главной целью данной методики является создание оптимальных условий для того, чтобы спортсмен мог максимально долго сохранять свою работоспособность на льду.
Программа тренировок выносливости для хоккеистов 15–16 лет может включать следующие элементы:
- Аэробная тренировка. Она выполняется с использованием кардиотренажеров, таких как беговые дорожки, эллиптические тренажеры или велотренажеры. Такие тренировки помогают укрепить сердечно-сосудистую систему, улучшить ее функционирование и повысить кислородообеспечение мышц.
- Интервальные тренировки. Они заключаются в чередовании интенсивных и спокойных периодов нагрузки. Например, спортсмен может выполнять 3–4 минуты интенсивного бега со скоростью, близкой к максимальной, а затем отдыхать 1–2 минуты. Такие тренировки развивают анаэробную выносливость и способствуют улучшению работы мышц при высоких нагрузках.
- Тренировки на велосипеде. Они могут проводиться как на уличных велодорожках, так и на стационарных велотренажерах. Такие тренировки помогают развить выносливость и силу нижних конечностей, укрепить мышцы ног и способствуют улучшению координации движений.
- Тренировки на лестницах. Это одно из самых эффективных упражнений для развития силы и выносливости нижних конечностей. Хоккеист может заниматься подъемом и спуском по лестнице, что позволит развить мощность и выносливость ног.
- Тренировки с гирей. Они выполняются с использованием гири весом 8–12 кг. Такие тренировки позволяют развить силу, выносливость и гибкость всего тела.
Однако важно помнить, что тренировка выносливости должна проводиться в сочетании с другими аспектами тренировочного процесса, такими как техника, тактика и психологическая подготовка. Все эти аспекты взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому важно организовать тренировки таким образом, чтобы они были комплексными и способствовали комплексному развитию хоккеиста.
Цель исследования — обосновать методику, направленную на воспитание специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. С целью обоснования методики, направленной на воспитание специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет нами было проведено исследование по выявлению наиболее значимых видов специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет было проведено анкетирование десяти тренеров по хоккею высшей и первой квалификационной категории, результаты которого представлены в табл.1.
Таблица 1
Результаты анкетирования тренеров по хоккею с шайбой, n=10 %
Вопрос |
Голоса тренеров |
Какие виды выносливости наиболее значимы для хоккеистов 15–16 лет в игровой деятельности? |
|
общая |
10 |
скоростная |
30 |
силовая |
20 |
координационная |
40 |
Примечания % — процент голосов экспертов; n — количество человек |
|
В ходе анкетирования тренеров по хоккею с шайбой нами выявлено, что наиболее значимыми видами выносливости для хоккеистов 15–16 лет в игровой деятельности 10 % специалистов считают общую выносливость; скоростную выносливость считают наиболее значимой большинство экспертов (30 %); силовую выносливость — 20 % и координационную выносливость — 40 %.
Установлено, что наиболее значимым видом выносливости для хоккеистов 15–16 лет в игровой деятельности является координационная выносливость.
Выявление взаимосвязи между техническими действиями и координационной выносливостью хоккеистов 15–16 лет
В ходе проведения корреляционного анализа, направленного на выявление взаимосвязи между техническими действиями и координационной выносливостью нами, были обнаружены следующие взаимосвязи, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Уровни взаимосвязи между техническими действиями и координационной выносливостью хоккеистов 15–16 лет, r
Техническое действие |
Уровень взаимосвязи (r) |
передачи |
0,94 |
броски и удары |
0,90 |
бег |
0,91 |
ведение |
0,92 |
старты |
0,75 |
обводки |
0,73 |
финты |
0,79 |
повороты |
0,49 |
торможения |
0,41 |
остановки |
0,36 |
отбор шайбы |
0,32 |
Примечания r — коэффициент корреляции |
Очень высокий уровень корреляции координационной выносливости обнаружен с техническими действиями: передачи (r=0,94, p<0,05); броски и удары (r=0,90, p<0,05); бег (r=0,91, p<0,05); ведение (r=0,92, p<0,05).
Выводы.
Таким образом, методика воспитания выносливости хоккеистов 15–16 лет включает различные тренировки, которые направлены на развитие аэробных и анаэробных систем организма, укрепление сердечно-сосудистой системы и повышение общей физической выносливости. Проведение тренировок в сочетании с другими аспектами тренировочного процесса поможет достичь лучших результатов и подготовить спортсмена к высокому уровню игры на льду.
Установлено, что наиболее значимым видом выносливости для хоккеистов 15–16 лет в игровой деятельности является координационная выносливость.
Выявлено, что очень высокий уровень корреляции координационной выносливости обнаружен с техническими действиями: передачи; броски и удары, бег; ведение.
В содержание разработанной методики, направленной на воспитание специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет необходимо большое внимание уделять развитию координационной выносливости сопряженно с техническими действиями: передачи; броски и удары, бег; ведение.
Литература:
1. Лукшин, С. Н. Особенности физической подготовки хоккеистов в 15–16 лет на этапах подготовительного периода: Автореферат дис...канд. пед. наук. 13.00.04 / Лукшин Сергей Николаевич. — М., РГУФК. 2012. — 24 с.
2. Масляков, А. В. Специфика совершенствования координационных способностей при занятиях хоккеем: / А. В. Масляков // Теория и практика физической культуры. — М.: — № 4. — 2003. — С. 33–34.
3. Николаев, В. А. Физическая подготовка хоккеистов: метод. указания / В. А. Николаев. — Смоленск: СГУФК, 2014. — 30 с.
4. Ромашов, A. B. Особенности развития двигательных способностей / А. В. Ромашов // Актуальные вопросы оптимизации тренировочного процесса в видах спорта: Межвуз. сб. науч. тр. — Смоленск, 2001. — С. 87–92.