В статье авторы пытаются экспериментально методику, направленную на совершенствование техники броска шайбы у хоккеистов 16–17 лет с учетом моторной асимметрии.
Ключевые слова: хоккей, бросок шайбы, моторная асимметрия.
Актуальность данного исследования связана прежде с тем, что в ходе учебно-тренировочного процесса не учитываются морфологические и физиологические особенности организма, предпринимаются попытки заменить качественное построение учебно-тренировочного процесса чрезмерным объемом нагрузки на занятиях. Фундамент спортивного мастерства может быть заложен только в том случае, если на начальном этапе обучения будет вестись целенаправленная всесторонняя подготовка по изучению техники броска шайбы. Арсенал технических приемов современных хоккеистов должен отличаться целесообразностью, рациональностью, эффективностью и надежностью. Специальная физическая подготовка, а также техническая подготовка являются основной составляющей в подготовке хоккеистов. Таким образом, актуальность работы обусловлена наличием высоких современных требований, предъявляемых к технике броска шайбы хоккеистов и отсутствием современных методик по обучению, с учетом физиологических особенностей детского организма.
Цель исследования — проанализировать проблему обучения технике броска шайбы у хоккеистов 16–17 лет и выявить моторную асимметрию, разработать комплекс упражнений, направленный на сглаживание моторной асимметрии, а также на совершенствование техники броска шайбы у хоккеистов 16–17 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. Для исследования темы обучения техники броска шайбы у хоккеистов, перед нами стояло 3 задачи:
- Проанализировать научно-методическую литературу по хоккею и выявить проблему техники броска шайбы у хоккеистов 16–17 лет
- Определить исходный уровень моторной асимметрии хоккеистов 16–17 лет.
- Разработать методику совершенствования техники броска шайбы хоккеистов 16–17 лет, с учетом моторной асимметрии и экспериментально проверить её эффективность
Для того, чтобы решить эти задачи мы протестировали хоккеистов до начала эксперимента и после по 3 показателям: точность броска с удобной и неудобной стороны (процентное соотношение точного попадания в мишень), дальность броска (среднее значение), дальность броска с стороны (среднее значение).
Мы разделили группу хоккеистов 16–17 лет на 2: контрольную и экспериментальную. В каждой группе было по 10 хоккеистов.
Для выявления точности броска до начала эксперимента каждый хоккеист сделал по 10 бросков в мишень. Засчитывалось только точное попадание, далее было высчитано среднее значение группы в процентном соотношении. (Таблица 1)
Также мы протестировали дальность броска шайбы с удобной и не удобной руки, результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты тестирований контрольной и экспериментальной группы хоккеистов до эксперимента 10–11 лет. ( n =10 человек)
Тест |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
p |
Точность броска (процентное соотношение точного попадания в мишень с удобной и неудобной стороны) |
15 % |
20 % |
≥0.05 |
Дальность броска с удобной руки (среднее значение) |
4,5м |
4,3м |
≥0.05 |
Дальность броска с не удобной руки (процентное соотношение) |
2,3м |
2,6м |
≥0.05 |
Мы видим, что различия между контрольной и экспериментальной группой статистически незначимы, отличаются незначительно, значит группы равномерны.
Во всех тестах мы наблюдаем довольно низкие показатели у обеих групп, что говорит о проблеме в обучении технике броска шайбы. В среднем хоккеист из 10 бросков попадал 2 раза точно в мишень.
В тесте дальность броска с не удобной руки показатель намного ниже, чем с удобной, это свидетельствует о неравномерности нагрузки.
Далее мы разработали и внедрили в тренировочный процесс экспериментальной группы комплекс упражнений, направленный на совершенствование техники броска шайбы у хоккеистов 16–17 лет, в него вошли следующие упражнения:
- Имитация броска с резиной как с удобной стороны так и с неудобной. (один конец резины привязывается к воротам, второй на крюк клюшки)
- Имитация броска в положении стоя на двух коленях с разных позиций. (с удобной и не удобной стороны)
- Имитация броска в положении стоя на правой ноге, колено левой ноги находится на возвышенности, например, тумба. (с удобной и не удобной стороны)
- Имитация броска в положении стоя на левой ноге, колено правой ноги находится на возвышенности, например, тумба. (с удобной и не удобной стороны)
- Имитация броска шайбы с грузом на крюке. (не более 300грамм).
Уникальность данного комплекса состоит в том, что на начальном этапе обучения техники броска мы предлагаем имитировать упражнения, для более детального разбора.
Данный комплекс выполнялся в основной части занятия и длился н более 30 мин, по 6 мин на каждое упражнение.
Данный эксперимент проводился на протяжении 3 месяцев, контрольная группа занималась по своей стандартной программе ДЮСШ.
На следующем этапе мы провели повторное тестирование у хоккеистов двух групп, после проведенного эксперимента, результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты тестирований контрольной и экспериментальной группы хоккеистов после эксперимента 16–17 лет. ( n =10 человек)
Тест |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
p |
Точность броска (процентное соотношение точного попадания в мишень) |
21 % |
40 % |
≤0.01 |
Дальность броска с удобной руки (среднее значение) |
5,1м |
6,9м |
≤0.01 |
Дальность броска с не удобной руки (процентное соотношение) |
3,2м |
5,5м |
≤0.01 |
В данной таблице мы видим, что результаты контрольной и экспериментальных групп, юношей 16–17 лет, занимающихся хоккеем, существенно отличаются. Такое различие между группами произошло благодаря внедренному комплексу упражнений в тренировочный процесс. Различие между результатами «до» и «после» произошло и в контрольной группе, которая занималась по своей стандартной программе, но все-таки больший скачок произошел в экспериментальной группе и различия между двумя группами имеют статистически значимые отличия по всем 3 показателям.
Заключение. На сегодняшний день существует проблема при совершенствование броска шайбы у хоккеистов, современные комплексы недостаточно разнообразны и эффективны. Для совершенствования техники броска шайбы с учетом моторной асимметрии следует применять технические, силовые, сложнокоординационные упражнения с одинаковой нагрузкой на левую и правую части тела. В ходе нашего эксперимента, мы доказали эффективность данного комплекса упражнений, направленного на совершенствования техники броска шайбы с учетом моторной асимметрии, стоит продолжать тренировочные занятия с внедрением нашего комплекса упражнений, что позволит существенно улучшить показатели техники броска шайбы у хоккеистов 16–17 лет.
Литература:
1. Абрамов, А. А. Методика подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А. А. Абрамов — текст: непосредственный // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 5 (75). –С. 6.
2. Букатин, А. Ю. Контроль за подготовленностью хоккеистов разных возрастных групп: методические рекомендации / А. Ю. Букатин. — М.:Физкультура и спорт, 2012. — 5 с. — ISBN 978–5–00063–032–7. — Текст: непосредственный
3. Букатин, А. Ю. Построение эффективной программы подготовки хоккеистов / А. Ю. Букатин — текст: непосредственный// Сборник научных трудов по зимним видам спорта. — М., 2006. — С. 12.