Особенности овладения ребенком высказываниями описательного типа речи в разные периоды детства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 17.05.2023

Статья просмотрена: 295 раз

Библиографическое описание:

Калашникова, А. А. Особенности овладения ребенком высказываниями описательного типа речи в разные периоды детства / А. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102836/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье автор пытается установить особенности, присущие каждому возрастному этапу развития ребенка, в овладении им высказываниями описательного типа ввиду необходимости учета таких особенностей при обучении детей как дошкольного, так и школьного возраста.

Ключевые слова: высказывания описательного типа, монологические высказывания, описательная речь, формирование детской речи.

Описательный тип речи рассматривается исследователями и педагогами как модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющую для этого определенную языковую структуру [5].

Поскольку описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, педагогам и родителям важно уделять внимание развитию такого навыка у детей начиная с младшего дошкольного возраста. В дальнейшем обучении это будет большим подспорьем при составлении сюжетных рассказов, развитии умения употреблять в своей речи образные выражения. При этом на различных возрастных этапах овладение ребенком высказываниями описательного типа имеет свои особенности.

Опираясь на концепцию «речевого онтогенеза» А. Н. Леонтьева [3] и исследования А. В. Гвоздева [1], А. Г. Тамбовцевой-Арушановой [9] можно отметить, что уже в преддошкольный этап формирования детской речи (от 2,5 лет до 3,5–4 лет), когда начинается накопление первичного словаря лексики, возникают самые первые предпосылки для формирования у детей высказываний по типу описания. Пока что это примитивные фразы, состоящие из трех-четырех слов, и, как правило, это ответы на вопросы взрослых (диалог).

Например, пришедший в семью гость задает вопрос при встрече с трехлетним ребенком:

Чья это у нас тут девочка такая красивая?

— Это мамина и папина девочка.

— Какое красивое платьице у тебя!

— У меня еще ботиночки красненькие (ребенок эмоционально откликается на дружелюбный комплимент в свой адрес и описывает свою одежду).

В описательной речи используются в основном имена прилагательные. А. В. Гвоздев при этом отмечает, что в речи детей прилагательные появляются позже, когда ребенком уже усвоены в большом количестве существительные и глаголы. По данным многих исследователей детской речи, первыми в речи детей около 2 лет появляются именно притяжательные прилагательные с суффиксом -ин-, характеризующие принадлежность вещей окружающим людям ( мамина чашка, мамина и папина девочка ).

Позднее, примерно к 3–4 годам, в речи детей появляются качественные прилагательные, с помощью которых дети строят высказывания описательного типа ( каша сладкая, тарелка грязная, ботиночки красные и др. ).

Для становления монологической описательной речи ученые и педагоги подчеркивают особую значимость старшего дошкольного возраста.

Именно в возрасте 5–7 лет с появлением рассуждающего, логического мышления и расширением сферы общения ребенка происходит усложнение его речи, изменяется ее строение (предложения строятся в соответствии с характером описываемых явлений).

Н. М. Юрьева, автор доклада «Синтаксические особенности детских описаний», размещенного в сборнике РГПУ им. А. И. Герцена с материалами международной научной конференции 26–29 июня 2013 г., анализируя синтаксическое строение описаний 6-летними детьми картинки с изображением сказочного героя или игрушки, отмечает, в 55 % случаев в их описательных высказываниях употребляются словосочетания «существительное + существительное с предлогом» ( кофта в полосочку, девочка в платье ); 42 % детей, участвующих в исследовании, используют словосочетания «прилагательное + прилагательное с предлогом» ( серое с белым платье ). Только 3 % детей использовали в описании наречия ( бегает быстро, сидит ровно ).

При создании описательного текста, как указывает Н. М. Юрьева, дети 6 лет используют простые предложения с однородными членами ( на столе лежали тетради, ручки, карандаши и альбом для рисования ). Дети склонны к описанию игрушек, животных с помощью однородных сказуемых ( автомобиль вращается и светит, кошка свернулась калачиком и мурчит) . Реже используются однородные подлежащие ( у куклы голубые глаза и черные ресницы; мне нравятся у него глаза и брови ) [5].

Отмечается, однако, что старшие дошкольники, не владея пока необходимыми языковыми средствами, часто нарушают структуру речи, ее последовательность, не могут связывать предложения и отдельные части высказывания и при описании компенсируют это с помощью жестов ( например, демонстрируя такие признаки, как размер, высота предметов ).

В речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно взаимодействует. В целом, объект описания у детей старшего дошкольного возраста — это наглядный материал. Без наглядной опоры им достаточно сложно составить описание.

Таким образом, дошкольники имеют некоторые навыки построения текстов описательного типа, хотя их речеязыковой опыт еще и недостаточен.

Так как специально их этому не обучают, дети на интуитивном уровне отбирают синтаксические единицы, которые позволяют им построить описательный текст [5]. Дальнейшее развитие речи описательного типа происходит в школьном возрасте.

Одна из важнейших задач обучения в начальных классах — развитие связной речи учащихся, ее обогащение, в том числе повышение ее образности.Весь этот период связная речь детей совершенствуется, а также формируется письменная речь. Дети учатся художественному описанию предметов.

Как указывает в своей научной статье Е. А. Жесткова описательный тип речи частично вводится уже в первом классе, где дети впервые знакомятся с сочинением-описанием. Автор статьи делится личным опытом и указывает, что элементы художественного и эмоционального текста-описания первоначально состоят из двух-трех предложений. Под руководством учителя в начале работы дети учатся составлять короткие устные и письменные зарисовки внешности человека, известных явлений природы и предметов [2].

В первом классе педагоги используют устные обучающие упражнения: устные ответы на вопросы, объединенные общей темой ( моя любимая игрушка, березка осенью ), составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному. Выполняя эти упражнения, младшие школьники учатся строить последовательные высказывания описательного типа речи.

Со второго полугодия 1-го класса детям уже предлагается работа над письменным сочинением-описанием с примерной тематикой «Одуванчик», «Зацвела черемуха», «Школьный двор». Такое сочинение может состоять из трех-четырех предложений, например: « Пришла весна. В парке зацвели одуванчики. Они желтые, яркие и веселые. Они похожи на солнышко » [2].

Во втором классе дети уже учатся составлять небольшие по объему сюжетные рассказы как в письменной, так и в устной форме. Как правило, такие рассказы (сочинения) составляют по фрагментам изучаемых ими художественных произведений или на основе личного жизненного опыта [2]. Объем таких сюжетных текстов-описаний увеличивается до 7–10 предложений и 40–55 слов ( В нашем доме живет котенок. Его зовут Дымок. У него серая спинка, белые лапки и белое пятнышко на лбу. Он очень мягкий и пушистый. Дымок любит пить молочко. Я люблю с ним играть. Он высоко прыгает и умеет забираться по шторам под самый потолок. Мама иногда нас за это ругает. Я очень люблю своего Дымка ).

В третьем и четвертом классах дети уже пишут сочинения-описания по картинам. Картины развивают их воображение и наблюдательность.

В художественном описании детьми 9–10 лет используются не только прилагательные, но и глаголы, существительные, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов и т. д., то есть средства, помогающие словами изображать предмет. Объем текстов описательного типа достигает к концу обучения в начальной школе 11–12 предложений (70–80 слов).

В средней школе описание используется как в устной, так и в письменной речи следующих видов: художественное, образное и деловое, строгое, научное и т. п. Описания могут создаваться по памяти, на основе специальных наблюдений, по картинам, по художественным произведениям, научным текстам, по воображению детей, на основе изученного материала.

Подводя итог, отметим, что описательный тип речи представляет собой особый вид монологического высказывания, который является моделью сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта. Этот вид высказывания отличается от других типов речи тем, что в описательном рассказе отсутствует динамика, характерна перечислительная интонация, использование определенной лексики.

Исследования многих педагогов доказывают, что дети уже в дошкольном возрасте способны овладеть таким типом связного высказывания, как описание. К возрасту 6–7 лет связная речь ребенка достаточно сформирована, так как в речи можно наблюдать различные конструкции, накоплен достаточный словарный запас.

В течение всего школьного возраста этот навык совершенствуется и развивается. В процессе составления описательных рассказов дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, осмысливают их соотношение с другими предметами. В результате у детей развивается наблюдательность, умение анализировать и сравнивать. При этом каждый возрастной этап имеет определенные особенности развития связного высказывания описательного типа речи, что необходимо учитывать при обучении детей.

Литература:

  1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  2. Жесткова, Е. А. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания / Е. А. Жесткова, К. Н. Стрижева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — с. 173–176. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13870/
  3. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
  4. Нечаева, О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) [Текст]: / О. А. Нечаева, — Улан- Удэ, 2007. — 407 с.
  5. Проблемы онтолингвистики — 2013: Материалы международной научной конференции 26–29 июня 2013 г., Санкт-Петербург — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 528 с.
  6. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000.
  7. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
  8. https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-na-temu-osobenosti-razvitija-svjaznoi-opisatelnoi-rechi-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  9. https://moluch.ru/archive/80/13870/
  10. https://www.obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/tambovceva-a-g-formirovanie-sposobov-slovoobrazovaniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-detskom-sadu.html
Основные термины (генерируются автоматически): описательный тип, ребенок, описательный тип речи, детская речь, описательная речь, речь детей, школьный возраст, описательный текст, папина девочка, письменная речь.


Ключевые слова

высказывания описательного типа, монологические высказывания, описательная речь, формирование детской речи

Похожие статьи

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Развитие речи в разных видах детской деятельности

В исследовании проанализирована проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. Приведены критерии и уровни, по которым диагностировался уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста. Предложены рек...

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством

В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...

Формирование грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня

В статье автор рассматривает современный подход к развитию грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи: социальный аспект

В данной статье рассмотрены аспекты лингвокогнетивного моделирования и перевода детской речи. С этих позиций характеризуется феномен мотивационной рефлексии, проявляющий стремление ребенка к «прояснению» внутренней формы наименования. Детская речь, а...

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены проблемы, проявляющиеся непосредственно в процессе развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Для решения этих проблем предпринята попытка использования пересказа сказок.

Направления работы учителя-дефектолога по развитию связной диалогической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной диалогической речью детьми с нарушениями интеллекта, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития де...

Похожие статьи

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Развитие речи в разных видах детской деятельности

В исследовании проанализирована проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. Приведены критерии и уровни, по которым диагностировался уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста. Предложены рек...

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством

В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...

Формирование грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня

В статье автор рассматривает современный подход к развитию грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи: социальный аспект

В данной статье рассмотрены аспекты лингвокогнетивного моделирования и перевода детской речи. С этих позиций характеризуется феномен мотивационной рефлексии, проявляющий стремление ребенка к «прояснению» внутренней формы наименования. Детская речь, а...

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены проблемы, проявляющиеся непосредственно в процессе развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Для решения этих проблем предпринята попытка использования пересказа сказок.

Направления работы учителя-дефектолога по развитию связной диалогической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной диалогической речью детьми с нарушениями интеллекта, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития де...

Задать вопрос