Речевое развитие младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 17.11.2019

Статья просмотрена: 1194 раза

Библиографическое описание:

Фролова, О. А. Речевое развитие младших школьников / О. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 320-321. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64093/ (дата обращения: 17.12.2024).



Работа по развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших интеллектуально-речевых умений, имеющих большое значение на дальнейшее развитие социально-активной личности.

Ключевые слова: развитие речи, текст, изложение, сочинение, смысловое восприятие текстов.

Уже в раннем дошкольном возрасте дети отвечают на вопросы по содержанию доступных их пониманию сказок, рассказов, басен, могут определить о чём или о ком говорится в прочитанном произведении, прекрасно воспринимают то настроение, которым проникнуты стихотворения, сказки, рассказы, сочувствуют обиженным, грустят или смеются. Дети умеют отличить сказку от рассказа, стихотворение от прозы.

К этому возрасту дети обладают высоким уровнем речевой деятельности, которая связана со смысловым восприятием речи и вполне способны создать повествование, а также элементарные описания и рассуждения.

На момент поступления в школу к 7 годам многое из того, что требует создание текста, дети усвоили на интуитивном уровне путём подражания.

Речь детей этого возраста во многом ситуативна, носит сбивчивый характер изложения, а для, более развернутых по объему, описаний и рассуждений необходимо поставить дополнительные вопросы — стимулы.

Возраст первоклассника 6–7 лет приходится на период интенсивного развития связной речи и с первых дней обучения детей в школе необходимо воспользоваться природной способностью детей.

В методики развития речи младших школьников неизменно входят занятия по развитию речи, обучению грамоте, грамматике, правописанию и чтению. Неотъемлемой частью занятий является работа над словом (словарная работа), словосочетанием, предложением, связной речью. Для предупреждения речевых ошибок, а также для обогащения речи учащихся проводятся разнообразные упражнения с использованием наглядности, карточек, слайдов и презентаций.

Задачам развития связной речи служат такие виды работ, как изложения (пересказы) и сочинения различных видов. Работа по развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших интеллектуально — речевых умений, имеющих большое значение на дальнейшее развитие социально-активной личности.

На уроках чтения, когда ученики делятся своими впечатлениями о прочитанном произведении, оценивают поступки героев, они пользуются разговорной речью, включая в свои высказывания образно-выразительные средства, заимствованные из художественных произведений или созданные по их типу (соавторские слова). В разговорном стиле, когда школьники устно рассказывают или пишут о себе, о том, что они пережили летом, видели на прогулке и т. д., они создают монологические высказывания. Этим же стилем речи они пользуются, когда пересказывают содержание текстов разговорного стиля. Нередко стиль исходного текста, т. е. текста, который предлагается для изложения, в результате его адаптации теряет свои стилевые черты. Изложения и сочинения некоторых школьников представляют собой речевые произведения неопределенного стиля, так как дети подражают стилю текстов, написанных в учебнике русского языка, беря их за образец.

В своих изложениях и сочинениях ученики не всегда уместно используют образно–выразительные средства художественной речи наряду с языковыми средствами разговорной и деловой речи. Отсутствие специальной системы работы по развитию того непринуждённого устного монолога разговорно-обиходного стиля, которым дети овладевают до школы, приводит к тому, что к окончанию начальной школы некоторые из детей утрачивают способность достаточно живо, свободно, раскованно рассказать о том, что с ними произошло, что они увидели. Немалую роль в этом играет привычка детей пользоваться в устных высказываниях предложениями сходных с теми, которые они составляют на уроке русского языка. У многих детей ослабевает желание выступить перед классом с устным рассказом.

На уроках развития речи, а затем и русского языка, математики и других первоклассники, усваивая элементарные понятия и представления, а также знания о способах деятельности, овладевают учебно-научной разновидностью книжного типа речи. Так, на уроках русского языка в 1 классе в связи с повторением звуков и букв ученики, отвечая на вопросы или объясняя выполненное задание, должны пользоваться такими наименованиями терминологического характера, как: «разные звуки», «разные буквы», «гласные буквы», «согласные буквы», «гласные в первом слоги», «гласные в словах первого предложения», «слоги с буквами я, ю, е, ё», «согласная перед буквами е, ё». При этом, отвечая на вопросы в заданиях, в упражнениях, ученики конструируют предложения книжного стиля, пользуясь введенными терминологическими наименованиями.

Если учесть большой объем специальной лексики, которую дети усваивают на уроках математики (не менее 40 слов терминологического характера), станет очевидным, что, усваивая язык того или иного учебного предмета, дети усваивают не только нормы и особенности употребления специальных слов, но и учебно-научную разновидность книжного стиля речи в целом.

И хотя в начальных классах чаще используется беседа, всё же в это время закладываются основы устной учебно-научной монологической речи. Следовательно, обучение детей в начальных классах поднимает их на новую ступень — на ступень овладения книжной речью. Для более успешного развития речи необходима четкая, целенаправленная, согласованная во всех её звеньях работа на межпредметном уровне по обучению детей смысловому восприятию текстов учебно-научного стиля и по созданию высказываний.

Литература:

  1. Донская, Т. К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку / Т. К. Донская // Совершенствование работы по развитию речи школьников: Межвузовский сборник научных трудов. — СПб.: СПбГПИ имени А. И. Герцена, 2007. — 146–150 с.
  2. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся/ Т. А. Ладыженская. — М.: Просвещение, 2005. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, русский язык, ребенок, дальнейшее развитие, обучение детей, разговорный стиль, смысловое восприятие текстов, социально-активная личность, терминологический характер, учебно-научная разновидность.


Ключевые слова

текст, развитие речи, изложение, сочинение, смысловое восприятие текстов

Похожие статьи

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Развитие речи учащихся как важнейшее условие формирования личностных и метапредметных УУД

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами,...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Текст как основа речевого развития школьников

В данной статье выделены направления, которые являются составными компонентами процесса речевого развития, описана роль текста в развитии речи школьников.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Творческие задания как средство развития мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста посредством включения детей в процесс выполнения творческого задания. Представлены результаты программы психолого-педагогического сопровождения развития мотиваци...

Похожие статьи

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Развитие речи учащихся как важнейшее условие формирования личностных и метапредметных УУД

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами,...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Текст как основа речевого развития школьников

В данной статье выделены направления, которые являются составными компонентами процесса речевого развития, описана роль текста в развитии речи школьников.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Творческие задания как средство развития мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста посредством включения детей в процесс выполнения творческого задания. Представлены результаты программы психолого-педагогического сопровождения развития мотиваци...

Задать вопрос