Работа по развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших интеллектуально-речевых умений, имеющих большое значение на дальнейшее развитие социально-активной личности.
Ключевые слова: развитие речи, текст, изложение, сочинение, смысловое восприятие текстов.
Уже в раннем дошкольном возрасте дети отвечают на вопросы по содержанию доступных их пониманию сказок, рассказов, басен, могут определить о чём или о ком говорится в прочитанном произведении, прекрасно воспринимают то настроение, которым проникнуты стихотворения, сказки, рассказы, сочувствуют обиженным, грустят или смеются. Дети умеют отличить сказку от рассказа, стихотворение от прозы.
К этому возрасту дети обладают высоким уровнем речевой деятельности, которая связана со смысловым восприятием речи и вполне способны создать повествование, а также элементарные описания и рассуждения.
На момент поступления в школу к 7 годам многое из того, что требует создание текста, дети усвоили на интуитивном уровне путём подражания.
Речь детей этого возраста во многом ситуативна, носит сбивчивый характер изложения, а для, более развернутых по объему, описаний и рассуждений необходимо поставить дополнительные вопросы — стимулы.
Возраст первоклассника 6–7 лет приходится на период интенсивного развития связной речи и с первых дней обучения детей в школе необходимо воспользоваться природной способностью детей.
В методики развития речи младших школьников неизменно входят занятия по развитию речи, обучению грамоте, грамматике, правописанию и чтению. Неотъемлемой частью занятий является работа над словом (словарная работа), словосочетанием, предложением, связной речью. Для предупреждения речевых ошибок, а также для обогащения речи учащихся проводятся разнообразные упражнения с использованием наглядности, карточек, слайдов и презентаций.
Задачам развития связной речи служат такие виды работ, как изложения (пересказы) и сочинения различных видов. Работа по развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших интеллектуально — речевых умений, имеющих большое значение на дальнейшее развитие социально-активной личности.
На уроках чтения, когда ученики делятся своими впечатлениями о прочитанном произведении, оценивают поступки героев, они пользуются разговорной речью, включая в свои высказывания образно-выразительные средства, заимствованные из художественных произведений или созданные по их типу (соавторские слова). В разговорном стиле, когда школьники устно рассказывают или пишут о себе, о том, что они пережили летом, видели на прогулке и т. д., они создают монологические высказывания. Этим же стилем речи они пользуются, когда пересказывают содержание текстов разговорного стиля. Нередко стиль исходного текста, т. е. текста, который предлагается для изложения, в результате его адаптации теряет свои стилевые черты. Изложения и сочинения некоторых школьников представляют собой речевые произведения неопределенного стиля, так как дети подражают стилю текстов, написанных в учебнике русского языка, беря их за образец.
В своих изложениях и сочинениях ученики не всегда уместно используют образно–выразительные средства художественной речи наряду с языковыми средствами разговорной и деловой речи. Отсутствие специальной системы работы по развитию того непринуждённого устного монолога разговорно-обиходного стиля, которым дети овладевают до школы, приводит к тому, что к окончанию начальной школы некоторые из детей утрачивают способность достаточно живо, свободно, раскованно рассказать о том, что с ними произошло, что они увидели. Немалую роль в этом играет привычка детей пользоваться в устных высказываниях предложениями сходных с теми, которые они составляют на уроке русского языка. У многих детей ослабевает желание выступить перед классом с устным рассказом.
На уроках развития речи, а затем и русского языка, математики и других первоклассники, усваивая элементарные понятия и представления, а также знания о способах деятельности, овладевают учебно-научной разновидностью книжного типа речи. Так, на уроках русского языка в 1 классе в связи с повторением звуков и букв ученики, отвечая на вопросы или объясняя выполненное задание, должны пользоваться такими наименованиями терминологического характера, как: «разные звуки», «разные буквы», «гласные буквы», «согласные буквы», «гласные в первом слоги», «гласные в словах первого предложения», «слоги с буквами я, ю, е, ё», «согласная перед буквами е, ё». При этом, отвечая на вопросы в заданиях, в упражнениях, ученики конструируют предложения книжного стиля, пользуясь введенными терминологическими наименованиями.
Если учесть большой объем специальной лексики, которую дети усваивают на уроках математики (не менее 40 слов терминологического характера), станет очевидным, что, усваивая язык того или иного учебного предмета, дети усваивают не только нормы и особенности употребления специальных слов, но и учебно-научную разновидность книжного стиля речи в целом.
И хотя в начальных классах чаще используется беседа, всё же в это время закладываются основы устной учебно-научной монологической речи. Следовательно, обучение детей в начальных классах поднимает их на новую ступень — на ступень овладения книжной речью. Для более успешного развития речи необходима четкая, целенаправленная, согласованная во всех её звеньях работа на межпредметном уровне по обучению детей смысловому восприятию текстов учебно-научного стиля и по созданию высказываний.
Литература:
- Донская, Т. К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку / Т. К. Донская // Совершенствование работы по развитию речи школьников: Межвузовский сборник научных трудов. — СПб.: СПбГПИ имени А. И. Герцена, 2007. — 146–150 с.
- Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся/ Т. А. Ладыженская. — М.: Просвещение, 2005. — 256 с.