Концептуальные основы программы по развитию любознательности обучающихся в условиях обучения в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 05.12.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Ерушова, Д. И. Концептуальные основы программы по развитию любознательности обучающихся в условиях обучения в начальной школе / Д. И. Ерушова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120156/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена разработке психолого-педагогической программы развития любознательности младших школьников в рамках исследовательской проектной деятельности. Обосновывается актуальность проблемы недостаточной развитости любознательности у современных младших школьников, вызывающей снижение мотивации к обучению и негативно влияющей на формирование личности. Программа, опираясь на идеи В. А. Сухомлинского о первостепенной роли любознательности в обучении, предлагает систематический и управляемый подход к развитию этого важного качества. В основе программы лежит метод проектов, обеспечивающий активный поиск и осмысление информации, а также личностно ориентированный, эвристический и деятельностный подходы к обучению. Программа включает диагностическое, развивающее и консультативное направления работы с детьми, учителями и родителями, обеспечивая комплексное психолого-педагогическое сопровождение. Создавая условия психологической безопасности и доступа к разнообразным информационным ресурсам, программа способствует формированию у младших школьников устойчивой мотивации к познанию и саморазвитию.

Ключевые слова: любознательность, познавательная активность, познавательная потребность, младшие школьники, исследовательская проектная деятельность.

Важнейшей задачей системы начального образования является развитие любознательности обучающихся младшего школьного возраста, которое предполагает высокую познавательную активность и потребность в получении, переработке и усвоении новой информации как в учебной, так и внеучебной деятельности, что закладывает основу для успешного обучения не только в начальных классах, но и в последующие годы обучения. Решение данной задачи во многом зависит от того, насколько компетентно и систематически осуществляется процесс развития любознательности обучающихся в условиях обучения в начальной школе. Однако на практике развитие любознательности осуществляется несистематически и зачастую в неподходящих условиях — условиях принуждения, а сам процесс лишен целенаправленности, что во многом обусловлено дефицитом надежных методов и средств развития, понимания важности психолого-педагогических условий, в которых данный процесс был бы интересен самому школьнику, а потому и эффективен. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является разработка и внедрение в общеобразовательные школы программы развития любознательности младших школьников, включенных в исследовательскую проектную деятельность, которая способствует переходу от пассивного восприятия информации к активному ее поиску и осмыслению.

Проектная исследовательская деятельность представляет собой комплекс наглядных средств, операций по усвоению конкретной областью прикладного или теоретического знания, это форма организованного когнитивного процесса, базирующийся на концептуальных положениях о субъектности ребенка, его способности к конструктивной активности. В образовательной среде проектная деятельность только набирает свою популярность, но, следует отметить, что уже имеются подтверждения эффективности этого метода в различных предметных и образовательных областях (Л. М. Ахмадишина [1], Л. И. Гурье [3], Н. М. Конышева [5], Н. В. Матяш [6], М. В. Ретивых [9], Е. С. Полат [8], В. Д. Симоненко [7] и др.).

Однако проектная исследовательская деятельность как целенаправленный метод развития любознательности обучающихся младшего школьного возраста используется эпизодически или не используется вовсе. Мы полагаем, что разработка и внедрение в образовательные учреждения психолого-педагогической программы развития любознательности младших школьников, включенных в исследовательскую проектную деятельность, позволит сделать этот процесс систематическим, управляемым и, главным образом, ориентированным на получение прогнозируемого результата, а сама программа может стать тем продуктом, который восполнит указанный пробел как в фундаментальном, так и прикладном аспектах.

В основу психолого-педагогической программы развития любознательности младших школьников, включенных в проектную исследовательскую деятельность, должна быть заложена идея В. А. Сухомлинского о важности развития любознательности, которая является «извечным и неискоренимым свойством человека» и «значит, на основе именно этого природного свойства и нужно строить процесс обучения» [10]. «Нужно заинтересовать ученика на начальном этапе, а дальше потребность, жажду познания будет уже не остановить. Где нет любознательности, нет школы». Если на уроке, по мнению Сухомлинского, после рассказа учителя, нет никаких вопросов и все понятно — это первый признак равнодушия, незаинтересованности в рассказанном и показанном, а есть лишь тяжелая, скучная обязанность учиться. Идея В. А. Сухомлинского о первостепенной роли любознательности в обучении приобретает особую актуальность в контексте современных вызовов. Низкая успеваемость младших школьников, часто перерастающая в деструктивное поведение в подростковом возрасте, напрямую связана с недостатком мотивации к познанию. Ученики, лишенные естественного стремления к открытию нового, воспринимают обучение как тяжкую повинность, лишенную смысла и удовольствия. Вместо активного участия в образовательном процессе, они демонстрируют апатию, пассивность и отсутствие интереса к предлагаемому материалу. Это не просто проблема неуспеваемости — это проблема формирования личности, не способной к саморазвитию и адаптации к постоянно меняющемуся миру.

В структуре развитой любознательности выделяют такие структурные компоненты, как высокая познавательная активность, высокая потребность в получении новых знаний, способность к самостоятельному поиску, переработке и усвоению новой информации как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Высокий уровень развития любознательности в соответствии с перечисленными компонентами характеризуется такими развитыми умениями, как формулировать вопросы, которые помогают глубже понять тему, активно использовать книги, интернет-ресурсы, не только для общения, но, прежде всего, для получения знаний, анализировать информацию, отличать достоверные источники от недостоверных, способность организовать свой процесс обучения, умение связывать отдельные факты в целостную картину, выявлять закономерности, использовать полученные знания для решения актуальных практических задач. Недостаточный уровень развития любознательности характеризуется отсутствием инициативы в поиске знаний, механическим запоминанием фактов без осмысления, неспособностью организовать свой учебный процесс, найти нужную информацию, структурировать ее, нежеланием узнавать что-то новое, за пределами обязательной программы, неспособностью использовать полученные знания на практике.

Процесс развития любознательности обучающихся в условиях обучения в начальной школе должен базироваться на следующих подходах:

— личностно-ориентированном, учитывающим темпы развития каждого ребенка, индивидуальные интересы и потребности, что формирует такой компонент любознательности, как познавательная потребность;

— эвристическом, предполагающим организацию учебного процесса как процесса исследования, побуждения детей к самостоятельному поиску знаний, формулированию гипотез и проверке их практически через постановку проблемных задач, стимулирующих самостоятельное мышление и поиск решений, что составляет содержание такого компонента, как познавательная активность;

— деятельностном, заключающемся в поддержании активности детей в процессе обучения через организацию различных видов деятельности, стимулирующих самостоятельную работу с информацией, когда младшие школьники не просто пассивно получают информацию, а самостоятельно ее подбирают, перерабатывает, усваивают и применяют на практике, формирующим такой компонент любознательности, как способность к самостоятельному поиску, переработке и усвоению новой информации как в учебной, так и внеучебной деятельности;

— диалогическом, основанном на эмоционально окрашенном, но при этом бесконфликтном взаимодействии учителя и учеников, обмена мнениями, коллективного поиска истины, где каждый участник может высказать свое мнение, задать вопросы и получить обратную связь. Эмоциональная окрашенность в получении новых знаний особенно важна в младшем школьном возрасте, поскольку, опираясь на труды В. А. Сухомлинского, «умственный труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться — в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой» [4]. Диалогический подход способствует формированию устойчивой мотивации к обучению.

Ведущим средством, обеспечивающим развитие любознательности обучающихся младшего школьного возраста, выступает метод проектов, а именно включение младших школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Существо метода проектов содержит формулировку проблемы, из которой вытекает определение предмета, ее задачи, решаемые в процессе совместной деятельности педагога и школьников с акцентом на самостоятельную активность детей, которая состоит из четко расписанных пошаговых операций, в ходе которых ученики познают ранее неизвестное и непонятное об окружающем мире. К достоинствам метода проектов можно отнести то обстоятельство, что дети младшего школьного возраста знакомятся с большим разнообразием фактов. В свою очередь, творческие усилия детей в ходе реализации проектов обеспечивают их мотивацию к поисковой активности, когда они обучаются умению обнаруживать, а также использовать информационные источники [2]. Самостоятельность школьников стимулирует внимательность и погружение в процесс познания нового для себя, реализацию своих интересов. Относительная независимость в когнициях, очерченный гностический мотивационный вектор значимы для профессионального самоопределения в будущем, так как не представляется возможным получить ясное представления о множестве фактов окружающего нас мира в границах жестко запрограммированного школьного (или внеурочного) учебного процесса.

Содержание процесса развития любознательности младших школьников, включенных в исследовательскую проектную деятельность, конкретизируется в авторской программе и реализуется в рамках направлений деятельности педагога-психолога:

— диагностическое направление позволяет определить индивидуальный уровень развития любознательности ребенка и предполагает инструментальную работу с диагностическими методиками, а также задействует метод наблюдения, беседы;

— развивающее направление, предполагающее создание развивающей предметно-пространственной среды: организацию исследовательских проектов на самые разнообразные области научного знания;

— консультативное направление, предполагающее работу с учителями и родителями, заключающееся в предоставлении рекомендаций по стимулированию любознательности у детей в учебном процессе и в семейной среде.

Кроме того, для успешного развития любознательности в реализации программы, важно создавать и соблюдать следующие психолого-педагогические условия:

— систематическое психолого-педагогическое сопровождение, включающее в себя мониторинг развития любознательности, идентификацию индивидуальных особенностей и потенциальных проблем, разработку индивидуальных планов развития, консультации с родителями и педагогами;

— создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающая доступ к информации из разных источников;

— использование разнообразных, интерактивных методов обучения, вовлекающих детей в активный процесс самостоятельного поиска информации (проектно-исследовательская деятельность, эксперименты, «мозговой штурм»);

— создание атмосферы психологической безопасности и доверия, основанной на уважительном отношении к каждому ученику, принятии его индивидуальных особенностей и темпа развития, условий для самовыражения и отсутствия страха перед критикой.

Таким образом, развитие любознательности младших школьников в ходе занятий исследовательской проектной деятельностью предполагает конструирование данного процесса, исходя из содержания понятия любознательность, с учетом показателей его проявлений, слагающих компоненты любознательности, подходов, на которых должен базироваться процесс развития, условий, при соблюдении которых данных процесс будет эффективным. Только единство перечисленных структурных компонентов психолого-педагогической программы развития любознательности младших школьников в процессе занятий исследовательской проектной деятельностью становится надежным механизмом реализации данного процесса.

Литература:

  1. Ахмадишина, Л. M. Об использовании метода проектов на уроках литературы в общеобразовательной школе [Текст] / Л. М. Ахмадишина, Г. А. Голикова // Наука и школа. 2007.  № 4.  С. 15–16.
  2. Гузеев В. В. Педагогические технологии в контексте образовательных технологий / В. В. Гузеев.  М.: Народное образование, 2001. 128 с.
  3. Гурье, ЛИ. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие [Текст]/ Л. И. Гурье; Федер. агентство образования, Казан. гос. технол. ун-т.  Казань: Изд-во Каз. гос. технол. ун-та, 2004.  206 с.
  4. Как воспитать настоящего человека: (Этика ком. воспитания): Пед. наследие [Текст] / В. А. Сухомлинский; [Вступ. ст. О. В. Сухомлинской].  Москва: Педагогика, 1989.  286 с.
  5. Конышева, Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии [Текст] / Н. М. Конышева.  Смоленск: Ассоц. XXI век, 2006.  47 с.
  6. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение [Текст] / Н. В. Матяш.  Москва: Академия, 2011.  139 с.
  7. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников [Текст] / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко.  Москва: Вентана-Граф, 2013.  106 с.
  8. Организация проектной деятельности обучающихся: хрестоматия / Е. С. Полат, А. М. Болдырева, Е. А. Пеньковских [и др.]; составители В. Л. Пестерева; И. Н. Власова. — Организация проектной деятельности обучающихся, 2024–07–09. — Электрон. дан. (1 файл). — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 164 с.
  9. Ретивых, М. В. Становление и развитие метода проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике [Электронный ресурс]/ М. В. Ретивых // Вестник БГУ. 2008. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-metoda-proektov-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (дата обращения: 01.11.2024).
  10. Сухомлинский, В. А. Этюды о коммунистическом воспитании. Слово учителя о воспитании нравственности /В. А. Сухомлинский // Народное образование. 2013. № 5.  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etyudy-o-kommunisticheskom-vospitanii-slovo-uchitelya-o-vospitanii-nravstvennosti (дата обращения: 27.10.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская проектная деятельность, младший школьный возраст, школьник, психолого-педагогическая программа развития любознательности, учебный процесс, внеучебная деятельность, проектная исследовательская деятельность, ребенок, усвоение новой, высокая познавательная активность.


Ключевые слова

познавательная активность, младшие школьники, любознательность, познавательная потребность, исследовательская проектная деятельность

Похожие статьи

Задать вопрос