В данной статье выделены направления, которые являются составными компонентами процесса речевого развития, описана роль текста в развитии речи школьников.
Ключевые слова: речь, речевые умения, развитие, текст, школьники, средства языка.
В настоящее время одной из важнейших задач школы стало формирование, повышение уровня речевого развития учащихся.
Современному обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.
Формирование речевых умений связано со специальными целями обучения русскому языку в школе, а именно с формированием языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Чтобы сформировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся, необходимо решить проблему соединения знаний учащихся о языковой системе и формирования речевого развития, т. е. необходима реализация языкового материала через речевую деятельность учащихся.
Для овладения в достаточном объеме речью, необходимо активизировать средства языка в различных формах их проявления, освоить механизмы речи, которые могут быть усвоены только в практической деятельности: в процессе восприятия речи, выражения своих мыслей в устной и письменной форме.
Это позволяет выделить следующие основополагающие направления, которые являются составными компонентами процесса речевого развития школьников: осознания языковых единиц, усвоения норм русского литературного языка, развитие связной устной и письменной речи.
В основе первого направления лежит отбор сквозных номинативных и коммуникативных единиц, организация обучения по их осознанию, формирование умения использовать теоретические знания в речевой деятельности (устной и письменной).
Второе направление предусматривает организацию работы по усвоению норм языка в построении и использовании языковых единиц, отбор дидактического материала, необходимого для обучения нормам употребления единиц языка, использованию синтаксических синонимов, построению моделей словосочетаний и предложений.
Третье направление работы связано с формированием умений учащихся «сознательно и целесообразно использовать языковые средства в конкретных условиях общения» [3, с.76], составлять связные высказывания как в устной, так и в письменной речи.
Многие ученые-методисты (Ф. И. Буслаев, Н. Ф. Бунаков, В. А. Добромыслов, А. М. Пешковский, Н. С. Рождественский, Л. П. Федоренко и др.), говоря о развитии речи школьников, напрямую связывали успешность формирования речевых умений и навыков со знанием грамматики. В тексте как коммуникативной единице наиболее полно проявляется единство грамматики и семантики. Анализ текста служит целям формирования коммуникативной и языковой компетенции.
М. Т. Баранов, говоря о роли текста в процессе формирования речевых умений учащихся, отмечает, что для формирования коммуникативной компетенции необходимо, во-первых, научить школьников анализировать готовый текст; во-вторых, создавать свой собственный. [1, с. 74].
Текст наглядно показывает закономерности функционирования языковых средств. Использование текстового материала способствует усвоению таких речеведческих понятий, как тема, идея, абзац, композиция (изобразительно-выразительные средства) и др.
Тексты, используемые на уроках русского языка, способствуют формированию коммуникативных навыков учащихся наряду с усвоением языковых понятий. Ученики лучше запоминают текст как образец, что благотворно сказывается на развитии речи, общей культуре школьников, формирует любовь к родному языку и литературе.
Анализ языковых единиц, их грамматических особенностей способствует не только взаимосвязи изучения единиц языка разных уровней, но и тому, что изучение грамматических явлений становится доступным и интересным. Текст, хорошо, т. е. целесообразно, выбранный, расширяет речевую среду, делает ее потенциал оптимальным. Поэтому большое внимание на уроках изучения грамматики необходимо уделять образцовым текстам, чтобы ученики могли тренировать свои речевые способности, приобретать речевые умения. В процессе такой работы не только познается система русской грамматики, запоминается образцовая речь, но и происходит речевое развитие учащихся.
Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, а системно, исходя из содержания, из контекста.
Текст наглядно показывает закономерности функционирования языковых средств. Использование текстового материала способствует усвоению таких речеведческих понятий, как тема, идея, абзац, изобразительно-выразительные средства.
Тексты, используемые на уроках русского языка, способствуют формированию коммуникативных навыков учащихся наряду с усвоением языковых понятий. Ученики лучше запоминают текст как образец, что благотворно сказывается на развитии речи, формирует любовь к родному языку и литературе.
Текст, целесообразно выбранный, расширяет речевую среду, делает её потенциал оптимальным. Поэтому большое внимание на уроках словесности необходимо уделять образцовым текстам, чтобы ученики могли тренировать свои речевые способности, приобретать речевые умения. В процессе такой работы познается система русской грамматики, запоминается образцовая речь, происходит речевое развитие учащихся.
Таким образом, для продуктивного развития речи учащихся, необходимо уделять большое внимание образцовым текстам, потому что именно в текстах наиболее полно проявляется единство грамматики и семантики. Текст активизирует средства языка. Прочитав текст, ученики воспринимают текст, учатся выражать свои мысли в устной и письменной речи. В процессе работы с текстом и осуществляется развитие речи. Хорошо развитая речь — средство успешного обучения в школе.
Литература:
- Баранов М. Т. От риторики к развитию речи в школах России // Русский язык в школе 4/1998.
- Ладыженская Т. А. Речь, речь, речь. М.Педагогика, 1990
- Львов М. Г. Методика развития речи младших школьников. М., Просвещение, 1985
- Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. — М. Просвещение, 1995.
- https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-kak-sredstvo-obucheniya-russkomu-yazyku-v-natsionalnoy-shkole
- https://cyberleninka.ru/article/n/skvoznye-i-opornye-ponyatiya-sposobstvuyuschie-obucheniyu-postroeniyu-teksta