Унитарные начала государственного устройства — ядро федеративного государства: анализ законодательства и практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 15.05.2023

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Югов, А. А. Унитарные начала государственного устройства — ядро федеративного государства: анализ законодательства и практики / А. А. Югов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 661-665. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102742/ (дата обращения: 16.12.2024).



В целях совершенствования и дальнейшего укрепления государственности Российской Федерации автор предлагает обратить внимание на конструктивный характер унитарных государственно-правовых признаков, имеющихся в государственном устройстве России. Для этого в статье использован анализ действующего российского законодательства, которое устанавливает и закрепляет функциональную и организационную структуру федеративной формы организации и осуществления государственной власти.

В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что, во-первых, функциональная структура федерации имеет в своём составе систему унитарных государственно-правовых признаков, которые являются едиными для всего союзного государства; и, во-вторых, внутренняя структура федерации характеризуется наличием в ней унитарных начал государственного устройства, которые представлены унитарными не суверенными государствами (республики в составе РФ), унитарными государственными образованиями (края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа), а также унитарными по своей государственно-правовой природе муниципальными образованиями.

По мнению автора унитарные начала государственного устройства в содержании федеративной организации государственной власти образуют ядро федерации, которое обеспечивает устойчивость и стабильность государства, гарантирует его нерушимость и целостность.

Ключевые слова: государственное устройство, федерация, унитарное государство, структура, государственно-правовые признаки.

Изложение вопроса об унитарных началах в государственном устройстве Российской Федерации необходимо начать с общего представления о федерации, в котором принципиально важно обратить внимание на структуру этой формы организации политической жизни общества, которая состоит из двух компонентов: а) функциональная структура федерации и б) внутренняя организационная структура федерации.

Функциональная структура федерации не однородна, она включает в себя 2 составные части, каждая из которых представляет собой определённую систему государственно-правовых признаков.

Во-первых, это система государственно-правовых признаков, которые характеризуют данную политическую субстанцию, как унитарное государство. Конкретно это видно на примере системного анализа действующего законодательства, регулирующего государственное устройство Российской Федерации, который приводит к выводу, что в числе базовых признаков формы государственного устройства, закреплённых в Основном Законе, имеют место такие, которые свойственны для унитарного государства.

Это такие элементы формы государственного устройства как:

1) Единственное неповторимое собственное наименование государства (статья 1 Конституции РФ) [1];

2) Единый государственный суверенитет (статья 4 Конституции РФ) [2];

3) Единая для всего союзного государства общероссийская Конституция (Основной Закон Российской Федерации 1993 года) [3];

4) Единая система высших органов федеральной государственной власти (главы 4,5, 6 и 7 Конституции РФ) [4];

5) Единое российское гражданство (статья 6 Конституции РФ) [5];

6) Единые Вооружённые Силы (статья 59 Конституции РФ) [6];

7) Единая целостная государственная территория (статья 67 Конституция РФ) [7];

8) Единые общефедеральные государственные символы (статья 70 Конституции РФ) [8];

9) Единый для всей страны общегосударственный язык (статья 68 Конституции РФ) [9];

10) Россия является собственником единой государственной собственности Российской Федерации (пункт «д» статьи 71 Конституции РФ) [10];

11) Россия обладает единой национальной валютой (часть 1 статьи 75 Конституции РФ) [11];

12) Россия является единственным в стране полноправным субъектом международного права (статья 79 Конституция РФ) [12].

Как видно из вышеприведённого анализа, действующий Основной Закон Российской Федерации, устанавливая юридический статус Российского государства, определяет и закрепляет более десяти конкретных государственно-правовых признаков, которые присущи классическому унитарному государству. Это означает, что закреплённая в Конституции РФ общая формула о федеративном устройстве Российского государства не исключает наличия в организации государственной власти таких признаков, какими являются признаки унитарного государства. Особенно важно здесь то, что закреплённые в Конституции РФ такие государственно-правовые признаки, как единая государственная территория, единая система государственной власти, единый государственный суверенитет, единое российское гражданство и другие «единые» государственно-правовые признаки, которые являются типичными признаками классического унитарного государства, образуют ядро федеративного государства. Другими словами Россия, как федеративное политическое образование не является чисто союзным государством; она, как и все другие федерации мира [13], имеет унитарное ядро, которое обеспечивает стабильность и прочность политического бытия федеративного объединения.

Во-вторых, функциональная структура федерации включает в себя систему государственно-правовых признаков, которые составляют содержание федеративных, то есть собственно союзных отношений, указывающих на федеративную природу этой политической субстанции. В Российской Федерации такими специфическими признаками, которые основательно исследованы в специальной литературе [14], являются следующие:

  1. Наличие в действующей Конституции России специальной главы третьей, которая закрепляет правовые основы развития союзных отношений и состав этой федерации;
  2. Наличие в Российском парламенте второй палаты, состоящей из представителей субъектов федерации, какой является Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
  3. Наличие наряду с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Основных Законов и регионального законодательства у субъектов федерации.
  4. Наличие наряду с федеральными органами государственной власти также и органов государственной власти в субъектах федерации.
  5. Об отчётливо выраженной федеративной природе российского государства говорит и тот факт, что в соответствии со статьей 136 Основного Закона принятые Федеральным Собранием РФ поправки к главам 3–8 Конституции РФ вступают в силу лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Системное взаимодействие рассмотренных выше государственно-правовых признаков составных частей функциональной структуры Российской Федерации образует сложную бинарную композицию политического устройства общества, которая традиционно воспринимается как современное федеративное государство. И, как видно из вышеизложенного, при внимательном ознакомлении с юридическими признаками Российской Федерации становится очевидным, что юридическая природа этого союзного государства не является чисто федеративной, а имеет в своём составе признаки унитарного государства.

Внутренняя организационная структура Российской Федерации, как сложно структурированной политической организации граждан, состоит из четырёх видов политических таксономических единиц, которые в соответствии с Конституцией РФ наделены правом осуществлять государственную власть и образуют несущую конструкцию государственного устройства:

Во-первых, это целостное суверенное союзное государство Россия, как полноправный субъект международного права, ядро которого составляет система унитарных государственно-правовых признаков;

Во-вторых, не суверенные государства — республики в составе Российской Федерации;

В-третьих, государственные образования — региональные политические субстанции, не являющиеся государствами (края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа);

В-четвёртых, государственно-общественные образования: муниципалитеты, осуществляющие государственно-властные полномочия, переданные им федеральными и региональными законами.

Каждая из указанных выше составных частей внутриорганизационной структуры Российской Федерации характеризуется такой юридической природой, которая имеет в своём составе признаки унитарного государственного устройства.

Прежде всего, здесь необходимо ещё раз обратить внимание на то, что первая составная часть внутриорганизационной структуры Российской Федерации — союзное государство в целом не только обладает собственной компетенцией и собственной системой органов государственной власти, но и конституировано как политическая субстанция, которая обладает целым рядом отчётливо выраженных и зафиксированных в Основном Законе унитарных государственно-правовых признаков, описанных в предыдущем изложении.

Не менее важное значение в плане исследуемого вопроса имеет и то, что унитарные начала федеративной организации Российского союзного государства, как целостного политического образования, отчётливо и структурировано проявляются в основополагающих признаках единой в стране системы публичной власти. Такими общими для всех форм публичной власти признаками являются: а) единый источник публичной власти, каким является суверенная воля российского многонационального российского народа, как совокупности всех российских граждан, обладающих единым для всех конституционно-правовым статусом [15], б) Институциональный характер власти, в) Наличие специального аппарата, осуществляющего власть; г) непрерывность осуществления власти во времени; д) универсальность власти: реализуется во многих или всех сферах общественной жизни; е) обязательность властных решений для всех субъектов на определённой территории; ж) возможность использования принуждения, а в определённых законом случаях и насилия; з) разработка и принятие нормативных актов и т. д.

Второй составной частью внутриорганизационной структуры Российской Федерации являются не суверенные государства — республики в составе Российской Федерации, которые по форме своего государственного устройства в соответствии со своими Основными Законами являются унитарными государствами. Их унитарная государственно-правовая природа закреплена в Конституциях и Уставах, которые регионы самостоятельно разработали и приняли в соответствии с установленными процедурами. Например, Конституция Республики Татарстан [16] устанавливает и закрепляет такие признаки унитарного государства как: единое наименование государства (часть 2 статьи 1); единый для республики Основной Закон (статья 24); единая система республиканских органов государственной власти (статья 9); единая и целостная государственная территория (статья 5); наличие административно- территориальных единиц (статья 65) и другие признаки свойственные для унитарного государства.

Третья составная часть внутриорганизационной структуры Российской Федерации, то есть края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, входящие в состав Российской Федерации в качестве региональных субъектов федерации, по своей юридической природе также являются унитарными. Основные Законы этих политических субстанций, устанавливая соответствующую организацию государственной власти, закрепляют систему таких государственно-правовых признаков, которые формируют их унитарное государственное устройство. Например, в Уставе Свердловской области [17] закреплены следующие унитарные государственно-правовые признаки этого политического образования: а) единое официальное наименование области (пункты 1 и 7 статьи 1 Устава); б) единый для всей области региональный Основной Закон — Устав (Преамбула и глава 16 Устава); в) территория области, в составе которой нет других государственных образований (статья 4 и глава 10 Устава); г) единая система областных органов государственной власти (главы 4,5 и 6 Устава); д) единая система областных нормативно-правовых актов (глава 7 Устава); единые символы государственности: герб, флаг и административный центр области (статьи 14 и15 Устава).

Наконец, унитарная природа структурной организации государственной власти присуща и всем муниципальным образованиям, как государственно-общественным публично-властным единицам, которые образуют четвёртую составную часть внутриорганизационной структуры Российской Федерации.

В ситуации, когда все региональные субъекты РФ являются унитарными и полностью состоят из муниципальных образований, муниципалитеты, которые как политические субстанции имеют определённую территорию, постоянное население и собственные, самостоятельно образуемые ими органы публичной власти, можно рассматривать как первичные минимальные единицы унитарной организации государственной территории. По своей политико-юридической природе они являются унитарными политическими таксономическими единицами, осуществляющими не только местное самоуправление, но и преданные им государственно-властные полномочия. Это первичные «кирпичики» унитарных региональных субъектов федерации.

Из вышесказанного вытекает, что в процессе формирования системы российской государственности на основе Конституции 1993 года реально были использованы четыре организационные формы осуществления государственной власти или, другими словами, четыре формы государственного устройства, обеспечивающие осуществление государственной власти: а) суверенное федеративное государство с признаками унитарного государственного устройства; б) не суверенное унитарное государство; в) унитарные региональные государственные образования и г) унитарные по своей юридической природе государственно-общественные образования — муниципалитеты. Это доказывает, что различные проявления унитарного государственного устройства сопровождают федеративную организацию Российского государства на всех уровнях осуществления публичной государственной власти.

В соответствии с изначальным замыслом настоящей статьи следует обратить особое внимание на конструктивную роль унитарных начал в федеративном государстве.

Унитарные начала в государственно-правовой архитектуре федерации позволяют эффективно использовать преимущества унитарного государственного устройства. Это проявляется в том, что:

Во-первых, унитарное ядро федерации защищает государственный суверенитет страны;

Во-вторых, унитарные государственно-правовые признаки федерации гарантируют единство системы государственной власти;

В-третьих, унитарные начала федерации усиливают политическую устойчивость государства и поддерживают его стабильное развитие;

В-четвёртых, унитарные элементы федеративной организации государства обеспечивают сохранение территориальной и государственной целостности федерации;

В-пятых, обусловленная унитарными признаками федерации единая система органов государства создаёт благоприятные условия для оптимально простого и оперативного управления всеми сторонами жизни общества;

В-шестых, единая система права минимизирует конфликтное правовое регулирование, которое снимает проблему коллизий между законодательными актами;

В-седьмых, унитария, как система унитарных государственно-правовых признаков, облегчает проведение в жизнь планов и программ, исходящих от центральных органов публичной государственной власти;

В-восьмых, с помощью унитарных государственно-правовых конструкций быстрее и эффективнее решаются задачи создания единых общегосударственных систем транспорта, связи и управления хозяйственной жизнью;

В-девятых, упрощается проведение глубоких и системных реформ в самых разных сферах общественной жизни.

Итак, всесторонний и комплексный анализ структурной организации государственной власти в Российском государстве убеждает в том, что в практике государственного строительства в полном соответствии с действующей Конституцией РФ эффективно используются возможности и преимущества как унитарной, так и федеративной формы государственного устройства. С одной стороны, современное Российское государство сформировалось и функционирует как федеративное (союзное) политическое образование, которое обладает собственной компетенцией и системой своих федеральных органов государственной власти. С другой стороны, Российское государство, как политическая надстройка над своими составными частями, представляет собой целостное и суверенное государство, обладающее системой конституционно установленных унитарных государственно-правовых признаков, и имеет в своём составе унитарные не суверенные государства, унитарные государственные образования и унитарные государственно-общественные муниципальные образования. В итоге форма современного Российского государства объективирована в реальной действительности как сложная многокомпонентная политическая композиция.

Литература:

  1. Исторические названия Российского государства // https://histerl.ru/lectures/istoricheskie-nazvanija-rossijskogo-gosudarstva.htm (дата обращения 20.01.2023).
  2. Шумков Д. В. Государственный суверенитет России: история и современность, СПБ.,2002; Пастухова Н. Б. Проблемы государственного суверенитета. М., Норма. 2006; Бредихин А. Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: монография. М.: Инфра-М, 2012.
  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации // Конституционный Суд Российской Федерации; под ред. Проф. В. Д. Зорькина. — 3-е изд. Пересм. — М.: Норма-ИНФРА-М 2013. 1040с.
  4. Елисеев Б. П. Система органов государственной власти в современной России. -М.:1997; Габричидзе Б. Н. Органы государственной власти в современной России. М., 2003.
  5. Авакьян С. А. Россия: Гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПБ., 2003; Кутафин О. Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2004; Кишкин С . С . Советское гражданство. М.: 1925.
  6. В. А. Золотарёв, А. А. Кокошин Вооружённые силы // https://bigenc.ru/text/5033831 (дата обращения 15.01.2023).
  7. Бабурин С. Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1997; Барциц И. Н. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал рос. права. 2002.№ 10.
  8. Государственная символика Российской Федерации: Конституция РФ. Государственный гимн РФ. Государственный герб РФ. Государственный флаг РФ. М., 2001.
  9. Ляшенко Н. В. Русский язык как государственный язык Российской Федерации: теоретико-правовые вопросы. М., Граница. 2005.
  10. И. С. Викторов, Д. Г. Алексеева, Н. Д. Бут, Д. А. Звягинцев, Б. И. Шалыгин Государственная собственность в Российской Федерации. Правовое регулирование, правоприменительная и прокурорская практика. Научно-практический комментарий. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004.
  11. Национальная валюта Российской Федерации: как регулируется государством // https://yurlitsa.ru/natsionalnaya-valyuta-rossiyskoy-federatsii-kak-reguliruetsya-gosudarstvom/ (дата обращения 15.01.2023).
  12. Колесник А. А. Российская Федерации как субъект международных отношений // https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-federatsiya-kak-subekt-mezhdunarodnyh-otnosheniy (Дата обращения 15.01.2023).
  13. Конституция Индии // https://legalns.com/download/books/cons/india.pdf (дата обращения 15. 01.2023).
  14. В. Н. Иванов, О. А. Яровой Российский федерализм: становление и развитие. М.,2000; Федерализм: Теория. Институты. Отношения. Колл. Монография. Отв. Ред. Топорнин Б. Н. М.,2001; Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001.
  15. Конституция Республики Татарстан // https://minjust.tatarstan.ru/konstitutsiya.htm?pub_id=1084014 (дата обращения 20.01.2023).
  16. Устав Свердловской области // https://base.garant.ru/20918624/ (дата обращения 20.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, государственное устройство, признак, унитарное государство, Российское государство, внутриорганизационная структура, союзное государство, унитарное государственное устройство.


Ключевые слова

структура, унитарное государство, федерация, государственное устройство, государственно-правовые признаки

Похожие статьи

Формирование системы органов исполнительной власти в РФ

В данной статье изучаются этапы и процессы развития и формирования органов исполнительной власти на территории Российской Федерации. Проводится исторический анализ. Формирование системы органов исполнительной власти является важным процессом, так как...

Понятие и содержание государственного управления в области здравоохранения

Государственное управление представляет собой прогрессирующую систему, в которой каждый элемент передает, воспринимает и изменяет регулирующие влияния так, что они упорядочивают общественную жизнь. С организационной точки зрения государственное упра...

О субъектном составе Российского федеративного государства: вариант системного подхода

По мнению автора, структура федеративных отношений в Российском союзном государстве образует систему, состоящую из трёх звеньев, каждое из которых представлено своим видом субъектов Российской Федерации. Верхнее звено этой системы — общероссийский су...

Гражданство как субъективное право личности и основной компонент социальной справедливости

Во всех сферах общественной жизни лицо признается субъектом соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые в своей совокупности определяют ее социальное положение в производстве и распределении общественных благ, в управлении государственными и...

«Межсубъектные или межрегиональные отношения — это сила государства» [1], или Позиция глав субъектов Российской Федерации по вопросам межсубъектного взаимодействия

В статье проанализирована позиция высших должностных лиц субъектов РФ (более 80 глав регионов) по вопросу межсубъектного взаимодействия в России. Целью автора в данной статье стало изучение факта личного восприятия главами субъектов РФ необходимости ...

Анализ правовых основ уровней местного самоуправления

Актуальность темы исследования. Процесс модернизации местного самоуправления в России, запущенный в 2003 году с принятием Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», столкнулся с рядом...

О трёхзвенной федеративной архитектуре государственного устройства России по Конституции 1993 года: приглашение к диалогу

В статье излагается концепция, согласно которой трёхзвенная структура федеративной организации Российского государства имеет в своей основе три уровня публичной власти, которые установлены и закреплены в Конституции Российской Федерации и текущем кон...

Основополагающие теоретико-правовые аспекты механизма, поддерживающего обеспечение абсолютных прав и свобод человека в рамках конституционного права Российской Федерации

В данной статье автор предлагает подробнее рассмотреть конституционно-правовой статус человека, который основан на абсолютных правах и свободах, кои не могут быть отданы или ограничены, потому как их выполнение и защита зависит от окружающих людей, о...

О государстве и государственном устройстве в человеческом измерении: эскизный набросок научной гипотезы

В настоящей статье в качестве структурообразующего элемента государственного устройства используется феномен «отношения гражданства». При этом государственное устройство России рассматривается как трёхзвенная система, состоящая из таких статусных сос...

К вопросу о правовом статусе и перспективах муниципальных предприятий

Муниципальное унитарное предприятие является особой формой публичного образования, создаваемого органами государственной или муниципальной власти. Отличительной особенностью данных хозяйствующих субъектов следует признать то, что унитарные предприяти...

Похожие статьи

Формирование системы органов исполнительной власти в РФ

В данной статье изучаются этапы и процессы развития и формирования органов исполнительной власти на территории Российской Федерации. Проводится исторический анализ. Формирование системы органов исполнительной власти является важным процессом, так как...

Понятие и содержание государственного управления в области здравоохранения

Государственное управление представляет собой прогрессирующую систему, в которой каждый элемент передает, воспринимает и изменяет регулирующие влияния так, что они упорядочивают общественную жизнь. С организационной точки зрения государственное упра...

О субъектном составе Российского федеративного государства: вариант системного подхода

По мнению автора, структура федеративных отношений в Российском союзном государстве образует систему, состоящую из трёх звеньев, каждое из которых представлено своим видом субъектов Российской Федерации. Верхнее звено этой системы — общероссийский су...

Гражданство как субъективное право личности и основной компонент социальной справедливости

Во всех сферах общественной жизни лицо признается субъектом соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые в своей совокупности определяют ее социальное положение в производстве и распределении общественных благ, в управлении государственными и...

«Межсубъектные или межрегиональные отношения — это сила государства» [1], или Позиция глав субъектов Российской Федерации по вопросам межсубъектного взаимодействия

В статье проанализирована позиция высших должностных лиц субъектов РФ (более 80 глав регионов) по вопросу межсубъектного взаимодействия в России. Целью автора в данной статье стало изучение факта личного восприятия главами субъектов РФ необходимости ...

Анализ правовых основ уровней местного самоуправления

Актуальность темы исследования. Процесс модернизации местного самоуправления в России, запущенный в 2003 году с принятием Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», столкнулся с рядом...

О трёхзвенной федеративной архитектуре государственного устройства России по Конституции 1993 года: приглашение к диалогу

В статье излагается концепция, согласно которой трёхзвенная структура федеративной организации Российского государства имеет в своей основе три уровня публичной власти, которые установлены и закреплены в Конституции Российской Федерации и текущем кон...

Основополагающие теоретико-правовые аспекты механизма, поддерживающего обеспечение абсолютных прав и свобод человека в рамках конституционного права Российской Федерации

В данной статье автор предлагает подробнее рассмотреть конституционно-правовой статус человека, который основан на абсолютных правах и свободах, кои не могут быть отданы или ограничены, потому как их выполнение и защита зависит от окружающих людей, о...

О государстве и государственном устройстве в человеческом измерении: эскизный набросок научной гипотезы

В настоящей статье в качестве структурообразующего элемента государственного устройства используется феномен «отношения гражданства». При этом государственное устройство России рассматривается как трёхзвенная система, состоящая из таких статусных сос...

К вопросу о правовом статусе и перспективах муниципальных предприятий

Муниципальное унитарное предприятие является особой формой публичного образования, создаваемого органами государственной или муниципальной власти. Отличительной особенностью данных хозяйствующих субъектов следует признать то, что унитарные предприяти...

Задать вопрос