Дискуссии о формах государственно-территориального устройства
Авторы: Абражеева Дина Викторовна, Балакин Александр Владимирович
Рубрика: 1. Теория государства и права
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июнь 2018)
Дата публикации: 02.06.2018
Статья просмотрена: 3188 раз
Библиографическое описание:
Абражеева, Д. В. Дискуссии о формах государственно-территориального устройства / Д. В. Абражеева, А. В. Балакин. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/285/14316/ (дата обращения: 17.12.2024).
В данной статье рассмотрены вопросы определение понятия «форма государственно-территориального устройства», возникновение и развитие данного элемента формы государства. Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.
Ключевые слова: государственно-территориальное устройство, государство, федерализм, унитаризм, федеративная реформа.
В настоящее время в российской и западной политической науке понятие формы государства принято считать устоявшимся, конкретно определённым, и, на первый взгляд, обсуждаемым его назвать крайне трудно. Однако, в то же время, существующие в научной литературе подходы и классификации по данному вопросу не могут быть безупречными и догматически закреплёнными.
Это подтверждает тот факт, что формы государства, как и его сущность и содержание, никогда не оставались (и не остаются) раз и навсегда установленными, неизменными. Из-за множества экономических, политических, социальных, идеологических и других причин они постоянно деформировались, развивались и совершенствовались. В свою очередь, менялось и представление о них.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблемы, связанные с формой государства, являются, во-первых, одними из наиважнейших, так как характеризуют государство наиболее обширно, затрагивая при этом все принципы его построения и функционирования. Во-вторых, находятся в постоянном обсуждении со стороны политологов, философов, юристов и других учёных. И, в-третьих, в связи с множеством изменений, происходящих сегодня на мировой арене, такими, как, например, глобализация (в частности политическая), происходит смена форм государства, способствующая деформации сущности государственных образований и определяющая их дальнейшее развитие.
На сегодняшний день дискуссии о форме государства достаточно распространены. Деятелей науки волнует вопрос о политических режимах как об одних составляющих, характеризующих государство; о форме правления, являющейся ведущим элементом в форме государства. При этом форму государства невозможно представить без такого первенствующего элемента, как форма государственно-территориального устройства.
Проблемы, связанные с данным понятием, возникли ещё с созданием первых государственных образований. Увеличившиеся размеры территории требовали нового формата для её управления. Было произведено административно-территориальное деление страны, созданы специальные органы и учреждения для более удобного и эффективного управления страной во всех её географических зонах.
Форма государственного устройства изучалась ещё в древности философами Греции, Рима и стран Востока. Но современную конкретику данная дискуссия приобрела лишь в конце девятнадцатого века. В данное понятие юристы включали строение государства, организацию его территории, взаимосвязь между входящими в состав государства территориальными, национальными, административными и другими единицами.
Однако мнения учёных, в сферу интересов которых входит трактовка формы государства и её составляющих, определяют это понятие неодинаково. Сегодня существует множество трактовок понятия формы государственного устройства такими профессорами, как В. Оскамытный, С. Комаров, В. Лазарев и другими. Но наиболее полно это понятие определил М. Марченко, описанное им как внутреннее деление государства на административно-территориальные единицы, политические, автономные и культурные образования или суверенные государства. [1. С.306]. Оно, по мнению автора, отражает соотношение государства в целом или отдельных его частей. По видам формы государственно-территориального устройства делятся на простые (унитарные) и сложные (федеративные, конфедеративные).
Хотя данные явления достаточно чётко определены и глубоко изучены, в России вопросы, связанные с формой государственного устройства, решены неоднозначно и требуют настоятельных обсуждений.
По Конституции 1993 года Россия является федеративным государством. Тем не менее практически весь ход истории нашей страны, начиная, приблизительно с пятнадцатого века, говорит о том, что она формировалась и существовала как весьма централизованное унитарное государство. Но уже с семнадцатого века Россия постепенно преобразуется в пока ещё не «современную» федерацию, где придаётся очень большое значение этнополитическим компонентам. Российские правители и государственные деятели осознавали невозможность прежнего управления страной с расширенной территорией и множеством этносов. Это способствовало появлению черт автономии и регионализма в политике царского (имперского) правительства.
После падения Российской Империи в 1917 году новая власть попыталась построить такую федерацию, которая, по мнению большевиков, должна была стать «вернейшим шагом к самому прочному объединению различных национальностей России в единое демократическое централизованное Советское государство». Они представили совершенно новые принципы организации российского этно- и геополитического пространства.
С распадом СССР в начале 90-х годов двадцатого века новой политической элитой федеративное устройство России рассматривалась как исключительная, единственно возможная форма организации государства. Неудачный опыт Советского Союза с предоставлением большой автономии и самостоятельности республикам, оказавшийся предпосылкой его распада, стал переноситься на Россию. Это способствовало неустойчивости власти и различным конфликтам, таким, как, например, Чеченские войны.
Именно поэтому, вступив на пост главы государства, В. В. Путин начал с реформы федеративной системы. Изменения проводились поэтапно в течение 2000–2005 гг. В рамках реформирования были предприняты такие меры, как:
‒ создание федеральных округов;
‒ приведение законодательства субъектов в полное соответствие с Конституцией РФ;
‒ изменение формирования Совета Федерации и отстранение региональной элиты от участия в деятельности федеральных органов, ослабление её авторитета и влияния на решение вопросов государственного характера;
‒ наделение главы государства широкими полномочиями по контролю за деятельностью регионов и привлечению их к ответственности за нарушения законодательства и др.
Обозначенные выше основные положения федеративной реформы привели к созданию такого типа государственно-территориального устройства, который имеет признаки и федерации, и унитаризма. Черты унитарного государства оказались крайне необходимы и способствовали укреплению государственной власти. [2. С. 10–31].
Современное российское государственно-территориальное устройство является результатом реформ, проведённых Путиным в начале 2000-х гг. Сегодня Россия, как и прежде, представляет собой уникальное государство. Государство, находящееся в 4-х климатических поясах с численностью населения более 146 миллионов, включающее в себя 190 народов, представляющих более 70 религиозных конфессий. Исходя из этих и множества других факторов форма государственно-территориального устройства должна быть сложной, иметь свои специфические черты. Нынешний федерализм в России с присущими ему чертами унитаризма является наиболее подходящим для страны. Он способен одновременно обеспечить гибкость и устойчивость взаимодействия центральной власти с региональной.
Таким образом, в настоящее время существует множество дискуссий по поводу наиболее подходящей для страны формы территориального устройства в соответствии с историческими особенностями России. Но на современном этапе благодаря грамотным и плодотворным реформам правительства страны, успешно выбранного политического курса эти споры излишни и нецелесообразны. Государство стабильно развивается и планомерно идёт по пути своего исторического развития.
Литература:
- Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд.//М. Н. Марченко// М.: Проспект, 2004. С. 306.
- Краушенко Л. В. Исторический опыт реформы государственного управления Российской Федерации (1993–2004 гг.)//Л. В. Краушенко// Сантк-Петербуржский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (филиал в г. Краснодаре). Краснодар, 2009. С. 10–31.
Ключевые слова
государство, федерализм, государственно-территориальное устройство, унитаризм, федеративная реформаПохожие статьи
Формы территориального государственного устройства
В статье автор исследует различные формы территориального государственного устройства, выделяет их характерные особенности.
Система государственного устройства России
Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской Федерации, в которой раскрываются сущность, содержание и форма этого феномена. Сущность образуют: ядро структурной организации государства в виде трёх статусных форм от...
Понятие и правовая сущность федерализма
В статье рассматриваются вопросы определения понятия федерализма в современной юридической литературе, а также исследуются основные подходы к раскрытию правовой сущности и качеств федерализма.
Теоретические аспекты изучения категории «форма государственного правления»
В данной статье анализируются теоретические аспекты категории «форма государственного правления». Особое внимание уделяется характеристике содержания понятия «форма правления» и её признакам.
Понятие территориальной организации местного самоуправления
В статье рассмотрены существующие в правовой доктрине подходы к определению понятия территориальная организация местного самоуправления, проведен анализ их содержания, дано авторское определение.
Функции права и правовой системы общества
В данной статье рассмотрен и проделан анализ функций права и правовой системы. Выявлены особенности разграничения функций права и правовой системы общества.
Принцип разделения властей в правовом государстве
Целью является анализ проблем правовых норм. В качестве предмета настоящего исследования выступают правовые нормы современного российского законодательства, регулирующие реализацию принципа разделения властей в РФ как на федеральном, так и на региона...
Методика определения права, обязанности, исполнения в российской правовой системе
В данной статье анализируется взаимодействие таких элементов правовой системы Российской Федерации, как право, обязанность, исполнение. Формируется концепция понимания взаимосвязи данных связующих звеньев и идея методологического подхода понимания и ...
Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве
В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...
Сущность государства в статусе органов государственной власти
В статье рассматриваются вопросы единого толкования понятия «орган государственной власти» и «государственный орган».
Похожие статьи
Формы территориального государственного устройства
В статье автор исследует различные формы территориального государственного устройства, выделяет их характерные особенности.
Система государственного устройства России
Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской Федерации, в которой раскрываются сущность, содержание и форма этого феномена. Сущность образуют: ядро структурной организации государства в виде трёх статусных форм от...
Понятие и правовая сущность федерализма
В статье рассматриваются вопросы определения понятия федерализма в современной юридической литературе, а также исследуются основные подходы к раскрытию правовой сущности и качеств федерализма.
Теоретические аспекты изучения категории «форма государственного правления»
В данной статье анализируются теоретические аспекты категории «форма государственного правления». Особое внимание уделяется характеристике содержания понятия «форма правления» и её признакам.
Понятие территориальной организации местного самоуправления
В статье рассмотрены существующие в правовой доктрине подходы к определению понятия территориальная организация местного самоуправления, проведен анализ их содержания, дано авторское определение.
Функции права и правовой системы общества
В данной статье рассмотрен и проделан анализ функций права и правовой системы. Выявлены особенности разграничения функций права и правовой системы общества.
Принцип разделения властей в правовом государстве
Целью является анализ проблем правовых норм. В качестве предмета настоящего исследования выступают правовые нормы современного российского законодательства, регулирующие реализацию принципа разделения властей в РФ как на федеральном, так и на региона...
Методика определения права, обязанности, исполнения в российской правовой системе
В данной статье анализируется взаимодействие таких элементов правовой системы Российской Федерации, как право, обязанность, исполнение. Формируется концепция понимания взаимосвязи данных связующих звеньев и идея методологического подхода понимания и ...
Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве
В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...
Сущность государства в статусе органов государственной власти
В статье рассматриваются вопросы единого толкования понятия «орган государственной власти» и «государственный орган».