В статье автор исследует различные формы территориального государственного устройства, выделяет их характерные особенности.
Ключевые слова: государственное устройство, территориальный принцип, власть.
Форма территориального государственного устройства представляет собой способ территориальной организации государственной власти. Он выражается в национально-государственном или административно-территориальном устройстве государства, то есть, связан с взаимоотношениями между частями государства и местными или центральными органами власти.
Как правило, государственная власть строится по территориальному принципу. Тем не менее, на формирование государства оказывают влияние разные факторы, в том числе такие как:
— тип государства;
— национальный состав населения;
— особенности исторических традиций;
— принятый экономический строй общества;
— территориальный размер.
По способу территориального устройства, государства можно разделить на простые и сложные. Следует проанализировать оба вида.
Так простое, унитарное государство — единое, централизованное государство, которое состоит из отдельных административно–территориальных единиц, которые полностью подчиняются центральным органам власти, то есть не обладают самостоятельными признаками государства. Следует выделить следующие признаки простого государства.
Во-первых, административные единицы не имеют политической самостоятельности, но обладают большими правами в области социальной и экономической, культурной сферы.
Во-вторых, имеется единая законодательная и налоговая система.
В зависимости от способа осуществления контроля унитарное государство можно подразделять на несколько ключевых видов:
— централизованные, в которых власть осуществляют представители из центра;
— децентрализованные, в которых органы местного самоуправления являются избранными;
— смешанные;
— региональные, состоящие из автономных образований со своими органами.
В свою очередь, сложные государства состоят из государственных образований, которые наделены определенной степенью государственного суверенитета.
Например, выделяются такие виды сложных государств, как:
— федерация;
— конфедерация;
— империя.
Стоит проанализировать каждый из этих видов.
Так, федерация есть объединение нескольких самостоятельных государств в единое целое. В законодательстве выделяются ключевые признаки Федерации:
— успешное функционирование законодательства субъектов федерации наравне с федеральным законодательством;
— двухканальная система налогов;
— наличие определенной самостоятельности у субъектов.
Исходя из принципа формирования субъектов, можно выделить несколько видов федерации:
— национально-государственная федерация, которая имеет особый состав населения, собственную культуру, быт, традиции и обычаи, религию;
— административно-территориальная федерация, построенная по территориальному принципу;
— смешенная федерация, которой присущи признаки и от первого, и от второго вида федерации.
Важно отметить, что федерации, созданные по территориальному принципу, оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально–территориальному принципу.
Кроме того, в зависимости от юридической силы выделяются также договорные и конституционные федерации.
При этом под конфедерацией принято понимать межгосударственное объединение и юридический союз суверенных государств, который создается для решения существующих политических, экономических и социальных задач. Она выступает в качестве переходной формы государства, которая в последующем может преобразоваться в федерацию или распасться на ряд унитарных государств. Конфедерации нередко выделяют в качестве третьей формы территориального–государственного устройства.
Если привести аналогию с федерацией можно увидеть следующие отличия:
— отсутствие суверенитета, а также отсутствие единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;
— возможен добровольный выход из государства;
— совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, в целях разрешения которых они и объединились.
И наконец, империя — это государство, которое создано в результате завоевания чужих земель.
В отличие от других государств, «Политико-территориальная организация империи предполагает выделение правительствующего центра и периферийных образований, управляемых им всякий раз особым образом, т. е. по-разному, и потому неравноправных и по отношению к центру, и между собой» [1].
Таким образом, по территориальному устройству государства делятся на унитарные и федеративные.
Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность.
Говоря о федерации, нельзя не согласится с Бурбиной Ю. В., которая определяет федеративное государство как «единый, сложный организм» [2]. В своей работе Юлия Владимировна отмечает и особенности природы федеративного государства как «взаимоотношения целостного, но сложноорганизованного объединения и его составных частей. Федерализм предполагает не разрушение общегосударственного единства, а дифференциацию и сбалансированность государственной власти» [3].
При небольшом размере территории, высокой степени экономической и демографической однородности целесообразнее организация унитарного государства.
Таким образом, форма территориального государственного устройства выступает в качестве одно из важнейших элементов формы государства, которая определяет принципы осуществления государственной власти на её территории, а также внутреннее строение государства, определяет основы построения взаимоотношений между центром и его составными частями.
Литература:
- Грачев, И. Н. Империя как государственная форма существования локальной цивилизации: политико-правовые признаки и понятие / И. Н. Грачев. — Текст: непосредственный // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. — 2021. — № 43(43).
- Бурбина, Ю. В. Основные признаки современных федераций / Ю. В. Бурбина. — Текст: непосредственный // Бизнес в законе. — 2009. — № 1. — С. 63.
- Чиркин, В. В. Модели современного федерализма: сравнительный анализ / В. В. Чиркин. — Текст: непосредственный // Советское государство и право. — 1994. — № 8– 9. — С. 150.