Формы территориального государственного устройства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 01.07.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Дурнова, С. Ю. Формы территориального государственного устройства / С. Ю. Дурнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116331/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье автор исследует различные формы территориального государственного устройства, выделяет их характерные особенности.

Ключевые слова: государственное устройство, территориальный принцип, власть.

Форма территориального государственного устройства представляет собой способ территориальной организации государственной власти. Он выражается в национально-государственном или административно-территориальном устройстве государства, то есть, связан с взаимоотношениями между частями государства и местными или центральными органами власти.

Как правило, государственная власть строится по территориальному принципу. Тем не менее, на формирование государства оказывают влияние разные факторы, в том числе такие как:

— тип государства;

— национальный состав населения;

— особенности исторических традиций;

— принятый экономический строй общества;

— территориальный размер.

По способу территориального устройства, государства можно разделить на простые и сложные. Следует проанализировать оба вида.

Так простое, унитарное государство — единое, централизованное государство, которое состоит из отдельных административно–территориальных единиц, которые полностью подчиняются центральным органам власти, то есть не обладают самостоятельными признаками государства. Следует выделить следующие признаки простого государства.

Во-первых, административные единицы не имеют политической самостоятельности, но обладают большими правами в области социальной и экономической, культурной сферы.

Во-вторых, имеется единая законодательная и налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля унитарное государство можно подразделять на несколько ключевых видов:

— централизованные, в которых власть осуществляют представители из центра;

— децентрализованные, в которых органы местного самоуправления являются избранными;

— смешанные;

— региональные, состоящие из автономных образований со своими органами.

В свою очередь, сложные государства состоят из государственных образований, которые наделены определенной степенью государственного суверенитета.

Например, выделяются такие виды сложных государств, как:

— федерация;

— конфедерация;

— империя.

Стоит проанализировать каждый из этих видов.

Так, федерация есть объединение нескольких самостоятельных государств в единое целое. В законодательстве выделяются ключевые признаки Федерации:

— успешное функционирование законодательства субъектов федерации наравне с федеральным законодательством;

— двухканальная система налогов;

— наличие определенной самостоятельности у субъектов.

Исходя из принципа формирования субъектов, можно выделить несколько видов федерации:

— национально-государственная федерация, которая имеет особый состав населения, собственную культуру, быт, традиции и обычаи, религию;

— административно-территориальная федерация, построенная по территориальному принципу;

— смешенная федерация, которой присущи признаки и от первого, и от второго вида федерации.

Важно отметить, что федерации, созданные по территориальному принципу, оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально–территориальному принципу.

Кроме того, в зависимости от юридической силы выделяются также договорные и конституционные федерации.

При этом под конфедерацией принято понимать межгосударственное объединение и юридический союз суверенных государств, который создается для решения существующих политических, экономических и социальных задач. Она выступает в качестве переходной формы государства, которая в последующем может преобразоваться в федерацию или распасться на ряд унитарных государств. Конфедерации нередко выделяют в качестве третьей формы территориального–государственного устройства.

Если привести аналогию с федерацией можно увидеть следующие отличия:

— отсутствие суверенитета, а также отсутствие единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

— возможен добровольный выход из государства;

— совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, в целях разрешения которых они и объединились.

И наконец, империя — это государство, которое создано в результате завоевания чужих земель.

В отличие от других государств, «Политико-территориальная организация империи предполагает выделение правительствующего центра и периферийных образований, управляемых им всякий раз особым образом, т. е. по-разному, и потому неравноправных и по отношению к центру, и между собой» [1].

Таким образом, по территориальному устройству государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность.

Говоря о федерации, нельзя не согласится с Бурбиной Ю. В., которая определяет федеративное государство как «единый, сложный организм» [2]. В своей работе Юлия Владимировна отмечает и особенности природы федеративного государства как «взаимоотношения целостного, но сложноорганизованного объединения и его составных частей. Федерализм предполагает не разрушение общегосударственного единства, а дифференциацию и сбалансированность государственной власти» [3].

При небольшом размере территории, высокой степени экономической и демографической однородности целесообразнее организация унитарного государства.

Таким образом, форма территориального государственного устройства выступает в качестве одно из важнейших элементов формы государства, которая определяет принципы осуществления государственной власти на её территории, а также внутреннее строение государства, определяет основы построения взаимоотношений между центром и его составными частями.

Литература:

  1. Грачев, И. Н. Империя как государственная форма существования локальной цивилизации: политико-правовые признаки и понятие / И. Н. Грачев. — Текст: непосредственный // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. — 2021. — № 43(43).
  2. Бурбина, Ю. В. Основные признаки современных федераций / Ю. В. Бурбина. — Текст: непосредственный // Бизнес в законе. — 2009. — № 1. — С. 63.
  3. Чиркин, В. В. Модели современного федерализма: сравнительный анализ / В. В. Чиркин. — Текст: непосредственный // Советское государство и право. — 1994. — № 8– 9. — С. 150.
Основные термины (генерируются автоматически): территориальный принцип, государственная власть, унитарное государство, государство, территориальное государственное устройство, федерация, государственное устройство, единое гражданство, федеративное государство, центральный орган власти.


Ключевые слова

власть, государственное устройство, территориальный принцип

Похожие статьи

Задать вопрос