Современная практика реализации федералистских принципов в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 29.04.2020

Статья просмотрена: 927 раз

Библиографическое описание:

Ахмедов, К. К. Современная практика реализации федералистских принципов в России / К. К. Ахмедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69271/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена такой актуальной теме в наше время как российский федерализм и реализации его принципов на практике в России. Актуальность темы заключается состоит в том, что принципы являются значимыми чертами российского федерализма и их рассмотрение важно с позиции развития нашей страны как правового демократического государства.

Ключевые слова: федерализм, российское законодательство, принципы федерализма, предметы ведения, федеральный центр, субъекты, разделение власти, Конституция РФ.

Современное устройство России, основанное на принципе федерализма, отличается не только от устройства периода СССР, но и того порядка, который был до и после принятия Конституции 1993 года. Характер развития федеративных отношений в России за последние 25 лет был очень неоднородным (от децентрализации до жесткой централизации). В этой связи важно рассмотрение практики реализации принципов федерализма в России на современном этапе.

Принципы являются сущностными чертами российского федерализма. До сих пор нет законодательного закрепления подхода к определению принципов, поэтому список их неокончательный и довольно условный. Отсутствие зафиксированного толкования принципов может привести к утрате или изменению их смысла в худшую сторону.

Вопрос о содержании принципов федерализма рассматривают в двух значениях: широком и узком. В широком смысле в принцип современного российского федерализма входят связи и взаимосвязи с другими общеправовыми принципами, действующими в РФ, например, верховенства Конституции Российской Федерации, суверенности Российской Федерации и др. [2, с. 150].

В узком смысле содержание принципа современного российского федерализма указано в статье 5 Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя в области государственного устройства:

1) Российская Федерация состоит из равноправных субъектов;

2) республики (государства) имеют свои конституции и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;

3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти;

4) в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов;

5) в равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

6) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

Данные принципы, по мнению Н. А. Михалевой, «обусловили закономерности, динамику и тенденции развития суверенной России как целостного организма, а так же ее составных частей — субъектов (республик, краев, областей и городов федерального значения)» [3, c. 1308].

В Российской Федерации разделение власти происходит по вертикали и горизонтали. Имеются разные научные точки зрения специалистов о том, что включается во власть по вертикали и по горизонтали. Так, в теории государства и права федерализм зачастую показывается как способ распределения властных полномочий (определения предметов ведения) по вертикали между федеральным центром и его субъектами на основе конституции, договоров или соглашений (общих или индивидуальных). Единство власти — важнейший критерий государственного устройства (политико-территориальной организации государства).

Выбор той или иной формы государственного устройства является показателем единства государственной власти, говоря в контексте проблем организации государственной власти как по вертикали, так и по горизонтали. Этого результата можно добиться только при единстве ключевых принципов функционирования, наличием совокупности организационно-правовых сдержек и противовесов, при которых все органы каждого уровня публичной власти сообразно своим функциям в различных формах участвуют в выработке государственной политики, принятии законов и их реализации. Власть по вертикали можно разделить на три ступени: законодательную (представительную), исполнительную и судебную (например, говорят о вертикали исполнительной власти), а по горизонтали — на три уровня:

− федеральный уровень власти с федеральными органами государственной власти;

− региональный уровень власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (её иногда неверно в СМИ называют местной властью относительно центральной, федеральной);

− местный уровень власти с органами местного самоуправления.

Федеральный и региональный уровни власти относятся к государственной власти. Местный уровень власти не входит в государственную власть, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [4].

Представляется, что двухступенчатая система и является тем индикатором, позволяющая отграничение различных вариантов федеративных государств от унитарных. Отсюда — и наличие двух сфер предметов ведения (или трех с промежуточным-совместным — как в России), и наличие двухуровневого законодательства, и наличие двухуровневой системы госорганов, и двухуровневой судебной системы, и т. д. Смысл в том, что в отличие от унитарного государства, в федеративном государстве определенные территории — субъекты Федерации обладают государственной властью.

На мой взгляд самой главной отличительной особенностью современного российского федерализма является двухступенчатая система государственной власти — власть Федерации и власть субъекта федерации. И, соответственно, наличие двухуровневой системы государственных органов, осуществляющих государственную власть, — государственные органы федерации и государственные органы субъектов федерации.

Реализация принципа совместного ведения в современной практике имеет много недостатков и дефектов. Одним из них является то, что выделение предметов совместного ведения фактически превращены в дополнительные предметы ведения федерального Центра, поскольку они регулируются федеральным законом, а степень участия субъектов РФ в обсуждении и принятии таких законов недостаточно велика [1, c. 35]. Такая ситуация может приводить к конкуренции между федеральными и региональными нормативными актами из-за того, что до сих пор не определена область предметов ведения сторон, что в свою очередь образует напряженность в федеративных отношениях, что не очень хорошо для ситуации в стране. В самой Конституции еще остаются определенные проблемы, которые мешают в полной мере реализовать этот принцип.

Россия продолжает выполнять свои функции на основе этнического федерализма, который в свою очередь, порождает асимметрию федеративной системы, иерархичность субъектного состава РФ, что и показывает их правовую разностатусность.

Таким образом, надо сказать, что главной проблемой реализации федералистских принципов является то, что до сих пор законодательно не закреплен подход к определению принципов и носит формальный и условный характер, что выливается в своевольную трактовку сторонами их и использовании в выгодных целях, создающее некоторые проблемы в отношениях центра и регионов из- за некоторых противоречий принципов. И выходом в такой ситуации является в первую очередь придание принципам законодательного вида и потом установлению между разными уровнями власти договорного механизма для поддержания баланса федеративного устройства России.

Литература:

  1. Болтенкова Л. Ф., Лавриенко И. Г. К вопросу о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов // Регионология. -1996. -№ 2. -С. 31–40
  2. Кетова Е. В. Понятие и сущность российского федерализма // Философия права. -2017. -№ 1. — C. 149–151
  3. Михалёва Н. А. Конституция 1993 г. — юридическая модель настоящего и будущего России // Lex Russica. -2013. -№ 12. — С. 1307–1317
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014.- № 31 -Ст. 4398 — URL: http://docs.cntd.ru/document/9004937 (дата обращения: 22.04.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, Российская Федерация, россия, принцип, государственное устройство, орган, российский федерализм, современный российский федерализм, федеральный Центр, двухступенчатая система.


Ключевые слова

Конституция РФ, российское законодательство, субъекты, федеральный центр, федерализм, принципы федерализма, предметы ведения, разделение власти

Похожие статьи

Российский федерализм на современном этапе

Особое внимание уделяется проблемам современного российского федерализма и рассматривается важность его существования на современном этапе, а также взаимодействие на международной арене и польза данного сотрудничества.

Конституционализация административного законодательства как путь к построению гражданского государства

В статье рассмотрена роль Конституции Российской Федерации в реформировании административного законодательства, через призму влияния общественных организаций на построение правового государства.

Принцип разделения властей в правовом государстве

Целью является анализ проблем правовых норм. В качестве предмета настоящего исследования выступают правовые нормы современного российского законодательства, регулирующие реализацию принципа разделения властей в РФ как на федеральном, так и на региона...

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Основные направления правовой политики современной России

В данной работе рассмотрены основные приоритетные направления правовой политики Российской Федерации. Выявлены проблемные факторы формирования правовой политики. Выделены основные механизмы реализации правовой политики России на современном этапе, а ...

Проблемы и перспективы института государственного обвинения в РФ

В данной статье речь идет об основных проблемах института государственного обвинения в Российской Федерации, а также о возможных направлениях решения данных проблем. Автор анализирует основные проблемы государственного обвинения, которые напрямую вли...

Некоторые проблемы унификации международного частного права

В данной статье раскрываются некоторые проблемы унификации международного частного права. Проанализированы нормативно-правовые акты в данной сфере. В статье автор представил выводы о том, что международное частное право по своей сути имеет ряд нереше...

Принцип разделения властей как конституционная ценность

В статье автор раскрывает содержание принципа разделения властей. Анализируются роль Конституционного Суда Российской Федерации как гаранта принципа разделения властей, нормы и доктринальные точки зрения, охватывающие данную сферу. В заключение стать...

Генезис идеи формирования правовой ответственности в отечественной педагогике

Правовое воспитание подрастающего поколения имеет давнюю историю. Гражданское воспитание неоднократно рассматривалось как в трудах зарубежных и отечественных исследователей, так и в работах российских педагогов-практиков. Как и на Западе, для России ...

Советская модель конституционализма в начале её становления

Понятие конституционализма выходит за рамки узкого определения, в разных юридических системах оно имеет особенности. В советский период в России был осуществлен прецедент создания конституционной системы, который обрел особенности, повлекшие сложност...

Похожие статьи

Российский федерализм на современном этапе

Особое внимание уделяется проблемам современного российского федерализма и рассматривается важность его существования на современном этапе, а также взаимодействие на международной арене и польза данного сотрудничества.

Конституционализация административного законодательства как путь к построению гражданского государства

В статье рассмотрена роль Конституции Российской Федерации в реформировании административного законодательства, через призму влияния общественных организаций на построение правового государства.

Принцип разделения властей в правовом государстве

Целью является анализ проблем правовых норм. В качестве предмета настоящего исследования выступают правовые нормы современного российского законодательства, регулирующие реализацию принципа разделения властей в РФ как на федеральном, так и на региона...

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Основные направления правовой политики современной России

В данной работе рассмотрены основные приоритетные направления правовой политики Российской Федерации. Выявлены проблемные факторы формирования правовой политики. Выделены основные механизмы реализации правовой политики России на современном этапе, а ...

Проблемы и перспективы института государственного обвинения в РФ

В данной статье речь идет об основных проблемах института государственного обвинения в Российской Федерации, а также о возможных направлениях решения данных проблем. Автор анализирует основные проблемы государственного обвинения, которые напрямую вли...

Некоторые проблемы унификации международного частного права

В данной статье раскрываются некоторые проблемы унификации международного частного права. Проанализированы нормативно-правовые акты в данной сфере. В статье автор представил выводы о том, что международное частное право по своей сути имеет ряд нереше...

Принцип разделения властей как конституционная ценность

В статье автор раскрывает содержание принципа разделения властей. Анализируются роль Конституционного Суда Российской Федерации как гаранта принципа разделения властей, нормы и доктринальные точки зрения, охватывающие данную сферу. В заключение стать...

Генезис идеи формирования правовой ответственности в отечественной педагогике

Правовое воспитание подрастающего поколения имеет давнюю историю. Гражданское воспитание неоднократно рассматривалось как в трудах зарубежных и отечественных исследователей, так и в работах российских педагогов-практиков. Как и на Западе, для России ...

Советская модель конституционализма в начале её становления

Понятие конституционализма выходит за рамки узкого определения, в разных юридических системах оно имеет особенности. В советский период в России был осуществлен прецедент создания конституционной системы, который обрел особенности, повлекшие сложност...

Задать вопрос