Основы государственного суверенитета России. Основные признаки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 29.12.2023

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Ким, И. Д. Основы государственного суверенитета России. Основные признаки / И. Д. Ким, Р. С. Тубол. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109770/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена краткому анализу государственного суверенитета России с помощью основного закона Российской Федерации (конституции РФ). Описаны основные признаки государственного суверенитета, рассмотрены все формы правления, а также политические режимы.

Ключевые слова: Российская Федерация, республика, суверенитет, конституция РФ, конституционное право, монархия, государство, Государственная дума, парламент, президент, оппозиция, конфедерация, демократия, авторитарные политические режимы.

Государство представляет собой уникальную политическую организацию, возникшую в историческом аспекте. Оно обладает суверенитетом и осуществляет контроль над своим населением через аппарат управления и принуждения. При этом, государство обладает силой, носящей обязательный характер для всей страны. [1]

Признаки государства. На сегодняшний момент выделяют множество признаков государства, но все учёные сходятся во мнении, что основными признаками являются прежде всего, население учебного общества, и нужно признать, что без общества государства невозможно. Публично-политическая власть, что является синонимом государственной власти. Территория и государственный суверенитет. Рассмотрим поподробнее каждый признак.

Население представляет всех лиц, находящихся или проживавших на территории данного государства. Граждане, иностранные граждане. Апатриды, бипатриды.

Публично-политическая власть — это органы, государственные и муниципальные власти, политические организации, и аппарат управления с соответствующими компетенциями и функциями.

Территория государства. К территории относятся суши, недра, воздушные и водные пространства, континентальный шельф, водные и воздушные суда и территория посольств.

И наиболее важным, на сегодняшний момент является такого признака как государственный суверенитет. Некоторые учёные из других стран отрицают важность этого принципа, но сегодня он наиболее актуален и представляет собой независимость государства во внешней политике верховенством на всей территории стран.

Форма государства включает три основных характеристики. Первая — форма правления. Вторая — форма государственного устройства. И третья — политический режим. Так в каждом государстве существуют определенная форма правления, определенная форма государственного устройства и определенный политический режим.

Форма управления также привязана к государственной системе. Она определяет структуру распределения власти на территории. Форма государства является способом организации власти и включает в себя форму управления. В то время как форма управления описывает структуру центральных органов власти, государственная система показывает, из каких частей состоит территория государства и как они взаимодействуют, обладают ли они некоторой самостоятельностью. [4]

Кроме того, идеологические формы включают агитацию через средства массовой информации и организацию специальных мероприятий, которые, в свою очередь, являются частью планирования и социального программирования контроля. [6]

Сроки полномочия президентов, депутатов и других избранных лиц ограничены. Так, президентский срок в Республике Российская Федерация — 6 лет, а выборы депутатов в Государственную Думу проходят каждые 5 лет. Но не все так просто.

Существуют разные виды монархий республик. Монархия может быть абсолютной, дуалистической и парламентской. Абсолютная монархия — это когда власть монарха не ограничена никем. [6]

В России абсолютная монархия существовала с эпохи Петра I до начала XX века. Сегодня таких государств почти не осталось, к ним, разве что, можно отнести Саудовскую Аравию, Катар и ряд других государств. В отличие от абсолютной монархии, в двух других видах власть монарха ограничена как бы фрагментом республики. И в парламентской, и в дуалистической монархии существуют дополнительные центры государственной власти, избираемые населением представительные органы, то есть парламенты.

В дуалистической монархии король все еще обладает исполнительной властью. Но вот законодательной приходится делиться.

В России дуалистическая монархия существовала с 1905 по 1917 год при Николае II. Монарх по-прежнему формировал правительство под отчет на ему, то есть обладал исполнительной властью. Но вот принять новый закон без участия Государственной Думы было уже невозможно. Обычно, правда, в дуалистических монархиях монарх имеет право парламент распустить и наложить ветвь на принятое им решение. Сегодня к дуалистическим монархиям можно отнести Лихтенштейн, Кувейт и монарха.

Следующая форма правления — республика, в которой население избирает власть на определённый срок.

Существует три вида республик — президентская, парламентская и смешанная. Выделяют их в зависимости от того, какими функциями обладают эти органы, как между ними распределяются полномочия и как они формируются.

Третий тип государственного устройства — унитарное государство. Это однородное государство с единым правовым и политическим полем. Это не значит, что государство не делится на какие-то территориальные единицы. Польша делится на воеводство, а Франция — на регионы. Но они не обладают политической самостоятельностью и во всем зависят от центральной власти.

Теперь мы знаем, что способ организации верховных органов власти называется формой правления. Она бывает республиканской и монархической. А государственное устройство — это то, на какие части делятся государства. Оно бывает конфедеративным, федеративным и унитарным.

Третья часть понятия формы государства — политический режим. Это понятие описывает способы осуществления власти. Характер взаимоотношений между властью и народом. Насколько власть может влиять на народ, и насколько народ может влиять на власть. Политических режимов в Европе обществознанию три. Тоталитарный, авторитарный и демократический. [4]

Демократическим режимом называется такой режим, в котором граждане обладают широким спектром возможностей влиять на государственную власть. А сфера жизни, в которой может вмешиваться государство, ограничена. Для демократического режима характерна реальная многопартийность. Люди объединяются по своим взглядам и интересам и имеют возможность защищать их в парламентах. Оппозиция в таких режимах действует легально.

Второй тип политических режимов — авторитарный. В нем власть в большей степени держится на жестком контроле и ограничении. Авторитарный режим допускает существование многих партий. Но реальная власть всегда сосредоточена в руках одной правящей. Оппозиция, как и многопартийность, существует лишь номинально. То есть не представляет реальной угрозы.

В контексте России, она является республикой по форме правления. Это означает, что высшие органы власти формируются путем выборов, и в стране нет главы государства, который передает свою власть по наследству. [3]

То, что Россия является республикой, или, иными словами, имеет республиканскую форму правления, означает, что высшие органы власти формируются путём выборов, и у нас нет главы государства, передающего власть по наследству.

Кроме того, Россия является федерацией или федеративным государством. Это связано с тем, что регионы или субъекты федерации обладают определенной политической самостоятельностью и имеют возможность принимать свои законы, что подтверждает их политическую независимость.

В Конституции, в частности, указано, что каждый субъект федерации должен иметь свою Конституцию или устав, а все субъекты равноправны между собой. [7]

Что касается политического режима, то напомню, что практически у всех современных авторитарных и тоталитарных государств в Конституции, а иногда и в названии, указано, что они являются демократическими. [7]

В реальности Россия это авторитарное государство, но в Конституции оно является демократическим. Немного более подробно эта характеристика раскрыта в третьей статье Конституции, там сказано, что народ — это единственный источник власти, что осуществляет он свою власть непосредственно или через органы власти, и что высшим выражением власти народа являются выборы и референдумы. [3] А если кто-то без позволения народа захватит власть, скажем, подделав результаты выборов, то такие действия должны преследоваться по закону. В общем, считается, что народ у нас всё решает, и никто в России не может иметь власть иначе как с позволения народа. [5]

Далее, для чего создано и существует наше государство? В основах конституционного строя указано, что высшей или главной ценностью в нашем государстве является человек и его права и свободы. [5] Имеется в виду не какой-то конкретный человек, а вообще все люди, живущие в России. То есть главной задачей нашего государства должно быть не укрепление мощи страны, не следование какой-то великой идеи, не защита традиционных ценностей и даже не рост благосостояния российских чиновников. Если верить конституции, главная задача нашего государства — это защищать права и свободу людей. То есть делать их жизнь более счастливой, безопасной и свободной.

В конституции написано, что Россия — это правовое, социальное и светское государство. [7] Правовое государство — это государство, ограниченное правом. То есть руководители страны, чиновники, полицейские в нём действуют строго по закону. Причём по такому закону, который ограждает людей от произвола и беспредела со стороны властей.

Литература:

  1. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Проспект, 2004. 648 с.
  2. Бабаев В. К. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Юристъ, 1999. 591 с.
  3. Опритов Я. И. Специфика формы государственного правления современной России: теоретико-правовое исследование: дис. канд. юрид. наук. Самара, 2001. 177 с
  4. Петров В. С. Тип и формы государства: монография. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. 119 с.
  5. Хабриева Т. Я. Теория современной конституции: монография. М.: Норма, 2005. 320 с.
  6. Рожкова Л. П. Принципы и методы типологии государства и права. — Саратов, 1984. — 116 с.
  7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, форма правления, государство, власть, государственное устройство, политический режим, абсолютная монархия, государственная власть, Государственная Дума, Российская Федерация.


Похожие статьи

Особенности реализации принципа разделения властей в рамках президентско-парламентской республики (на примере Российской Федерации)

В статье автор выделяет особенности принципа разделения властей в Российской Федерации.

Законодательные основы свободы вероисповедания, светского государства и прав религиозных объединений в России

Данная статья посвящена изучению правовых положений, составляющих основу принципа светского государства, а также правового статуса религиозных объединений в РФ. Методами исследования являются анализ, синтез, индуктивный метод.

Основные особенности политической системы общества

В данной статье рассматриваются понятие, структурные элементы, теории и функции политической системы общества. Подчеркивается, что понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д.Истоном. Отмечается, что Конс...

Система государственного устройства России

Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской Федерации, в которой раскрываются сущность, содержание и форма этого феномена. Сущность образуют: ядро структурной организации государства в виде трёх статусных форм от...

Конституционные принципы правового государства в странах Европейского Союза

На сегодняшний день остается актуальным вопрос о реализации конституционных принципов в странах Европейского Союза. Каждое правовое государство закрепляет их в основополагающих актах. Одним из основополагающих актов является Конституция. Под Конститу...

Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации

В статье определяется сущность, выделяются цели, а также обозначаются основные принципы и признаки государственного управления в Российской Федерации. Представлены основы теоретических аспектов государственного управления в Российской Федерации.

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...

Свобода личности: понятие, место и роль в конституционном праве РФ

В представленной статье рассмотрены проблемы соотношения понятий свобода личности и права человека, определяется место и роль свободы в конституционном праве РФ.

Принципы федеративного устройства России

В статье автор исследует основные демократические принципы, на которых базируется федеративное устройство России.

Сущность конституционных прав и свобод человека и гражданина

В статье автор пытается дать характеристику сущности конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Похожие статьи

Особенности реализации принципа разделения властей в рамках президентско-парламентской республики (на примере Российской Федерации)

В статье автор выделяет особенности принципа разделения властей в Российской Федерации.

Законодательные основы свободы вероисповедания, светского государства и прав религиозных объединений в России

Данная статья посвящена изучению правовых положений, составляющих основу принципа светского государства, а также правового статуса религиозных объединений в РФ. Методами исследования являются анализ, синтез, индуктивный метод.

Основные особенности политической системы общества

В данной статье рассматриваются понятие, структурные элементы, теории и функции политической системы общества. Подчеркивается, что понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д.Истоном. Отмечается, что Конс...

Система государственного устройства России

Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской Федерации, в которой раскрываются сущность, содержание и форма этого феномена. Сущность образуют: ядро структурной организации государства в виде трёх статусных форм от...

Конституционные принципы правового государства в странах Европейского Союза

На сегодняшний день остается актуальным вопрос о реализации конституционных принципов в странах Европейского Союза. Каждое правовое государство закрепляет их в основополагающих актах. Одним из основополагающих актов является Конституция. Под Конститу...

Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации

В статье определяется сущность, выделяются цели, а также обозначаются основные принципы и признаки государственного управления в Российской Федерации. Представлены основы теоретических аспектов государственного управления в Российской Федерации.

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...

Свобода личности: понятие, место и роль в конституционном праве РФ

В представленной статье рассмотрены проблемы соотношения понятий свобода личности и права человека, определяется место и роль свободы в конституционном праве РФ.

Принципы федеративного устройства России

В статье автор исследует основные демократические принципы, на которых базируется федеративное устройство России.

Сущность конституционных прав и свобод человека и гражданина

В статье автор пытается дать характеристику сущности конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Задать вопрос